В четверг 3-го мая свидетель по делу норвежского террориста Андерса Брейвика дал показания.
Об этом сообщает Reuters.
Когда капитан парома Джон Олсен попросил молодого полицейского спрятать пистолет, чтобы не расстраивать детей в летнем лагере на острове в июле прошлого года, он вряд ли мог ожидать, что в течение нескольких минут офицер полиции превратится в массового убийцу.
Олсен рассказал суду, как Андерс Беринг Брейвик, одетый в полицейскую форму, был вынужден спрятать оружие в полиэтиленовый пакет, сказав, что он едет на остров только для того, чтобы защитить лагерь после террористической атаки, произошедшей в Осло несколькими часами ранее. Олсен даже помог Брейвику с сумками по прибытии на остров Утейя. После этого Брейвик достал свой пистолет и застрелил девушку Олсена Монику в упор. С этого начался ряд убийств, который унес жизни 69 человек, большинство из них - отдыхающие подростки.
"Я думаю, что Моника говорила что-то, или я (говорил), о том, как он (Брейвик) может спрятать свою винтовку, потому что настроение на Утойе было немного напряженным", - сказал Олсен.
"Я вижу, как он стреляет в (охранника) Тронда Бернтсена сзади, и я вижу, как Тронд падает. Я не помню, видел ли я, как он стреляет в Монику, но, кажется, видел".
Олсен, который стоял где-то в десяти метрах, чтобы спастись убежал в лес и ожидал - напрасно - прибытия помощи.
"Я начал чувствовать, как отчаяние проникает в меня. Совершенно тихо ... мы думаем, что это совершенно нереально. В небе должно быть полно вертолетов", - описывает Олсен свои впечатления.
Норвежская полиция, которую отвлек взрыв бомбы, убившей восьмерых в Осло, была подвергнута критике за медленное реагирование на призывы о помощи с Утойи.
Олсен, наконец, вернулся в свою лодку, чтобы переправить горстку людей, лежащих ничком от страха, что Брейвик начнет стрелять по лодке, назад на берег озера.
Брейвик заявил, что его жертвы-подростки были законным объектом нападения, потому что они были политически активны.
Ольсен сказал, что он и его девушка считали, что летний лагерь может стать мишенью для террористических атак.
"Мы говорили об этом, Моника и я, (о том) как это могло произойти, - сказал он. - Каддафи говорил, что он пошлет террористов ... Я думал, что он (Брейвик) был отправлен из Ливии".
Брейвик признал убийства, но отрицает уголовную ответственность и заявляет, что защищал норвежскую этническую чистоту от мусульманской иммиграции и мультикультурализма, которому способствует лейбористская партия.