Его доводы основаны на старой и весьма противоречивой теории, которую еще в 1983-м году выдвинул израильский физик Мордехай Милгром (Mordehai Milgrom), пытаясь доказать, что темной материи не существует. К тому времени ее существование уже давно считалось доказанным, оно объясняло многие наблюдаемые странности, в первую очередь то обстоятельство, что звезды на окраинах галактик движутся очень быстро, со скоростями, которых ньютоновская динамика не допускает. Милгром предложил объяснить эти странности не темной материей, а тем, что в галактических масштабах работает не ньютоновская механика, а какая-то другая; что при очень малых ускорениях гравитационные силы прямо пропорциональны не значению этих ускорений, а их квадрату.
Одним из главных предсказаний этой теории была связь между массой галактики и скоростью вращения ее диска (то есть ее внешних звезд), однако именно на этом предсказании сторонники Модифицированной ньютоновской динамики (МОНД) спотыкались все эти 28 лет до сих пор, поскольку массу звезд, а стало быть, и массу галактики очень трудно рассчитать, и это вносило в их расчеты очень большую неопределенность.
Стэйси Макго решил эту проблему довольно просто – он отказался от звездных галактик и сосредоточился на тех, которые состоят в основном из водорода, потому что его массу можно вычислить с большой точностью. Он выбрал 47 таких галактик и построил график с массой галактик по горизонтальной оси и скоростями их вращения по вертикальной, а затем наложил на этот график кривую, предсказанную теорией МОНД. Обе кривых совпали с удивительной точностью.
Конечно, это еще ничего не доказывает. Теория темной материи хорошо объясняет другие факты, например, реликтовое излучение. К тому же вспомним, что в свое время выкладки Коперника куда хуже предсказывали поведение планет, чем насквозь неправильная теория Птолемея, царствовавшая в науке полторы тысячи лет. Однако это все равно хороший выпад – Макго напоминает, что связь между массой галактик и скоростью их вращения с помощью темной материи так пока и не удалось установить, и он сомневается, что это когда-нибудь удастся сделать.