В газовой войне Москвы и Минска, как и в украинско-российском конфликте 2009 года, больше политики, чем экономического расчета. Россия и РАО «Газпром» вновь показывают себя ненадежными партнерами в глазах стран Евросоюза. Чиновники Беларуси работают в чрезвычайном режиме – из-за экономии газа останавливаются многие предприятия, включая молочные и другие заводы пищепрома.
Смерть ЕЭП
Поводом для ссоры стал долг Беларуси перед «Газпромом», накопившийся за январь–апрель 2010 года. Пока правительства согласовывали новую цену, Минск платил за газ по старой – $150 за тысячу кубометров.
Но Россия вспомнила о задолженности не на ровном месте, а лишь после того, как белорусский премьер не приехал подписывать соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Беларусью на невыгодных для его страны условиях. Дело в том, что Александр Лукашенко не согласился с предлагаемыми россиянами пошлинами на нефть, а также не захотел повышать ввозной сбор на импортные автомобили – это вызвало бы недовольство белорусского населения.
Фото: www.neftegaz.ru
В результате соглашение о Таможенном союзе, который является первым шагом к созданию Единого экономического пространства, подписали только Россия и Казахстан. Москва, которая очень рассчитывала на Минск, не нашла ничего лучшего, кроме в отместку закрутить газовый вентиль.
Сегодня страны спорят даже из-за разверов долгов. «Газпром» посчитал, что Беларусь задолжала компании $192 млн., а Минск называет $187 млн.
При этом белорусы требуют от «Газпрома» погасить долг в размере $217 млн. перед «Белтрансгазом» за транзит топлива в январе–апреле. Российская сторона задолженность признает, но утверждает, что она накопилась из-за нежелания белорусских партнеров подписывать акты приемки газа.
Нагнетая ситуацию, Александр Лукашенко публично вычитывает визитеров из Москвы в эфире государственного телевидения. «Пока не заплатят нам деньги за полгода, транзит газа не пойдет. «Газпром» должен нам $260 млн., это вместе с транзитом в мае», – заявил он на встрече с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в Минске.
Фото: rus.ruvr.ru
Европа отмалчивается, ведь с ней Лукашенко так и не смог наладить рабочие отношения. Заняв позицию невмешательства в конфликт, в ЕС высказывают надежду, что европейские потребители из-за двусторонней войны не пострадают. Тут россиянам готова подставить плечо Украина. Премьер-министр Николай Азаров подтвердил обещание «Укртрансгаза» увеличить объемы транзита в Европу по территории нашей страны.
Выборы президента
По масштабам последствий отключение газа летом не сравнимо с перекрытием поставок зимой. Но параллели между белорусско-российской и украинско-российской газовыми войнами очевидны. Оба обострения произошли в год выборов президента. И хотя голосование в Беларуси скорее ритуал продления полномочий, нежели борьба между несколькими соперниками, все свидетельствует о том, что Александр Лукашенко больше не будет кандидатом Кремля. Вполне возможно, что в случае переизбрания он не получит признания российских наблюдателей.
Бацька слишком долго злил Белокаменную, вел несогласованную внешнюю политику, начиная непризнанием независимости Абхазии и Южной Осетии, дружбой с венесуэльским лидером Уго Чавесом и заканчивая предоставлением убежища неугодному президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву.
Прикрутив вентиль, Москва ослабляет режим в важный период – Лукашенко дал указание правительству к концу года поднять среднюю зарплату в республике с $300 до $500. Сама по себе трудновыполнимая задача становится нереальной без дешевого газа.
С другой стороны, для популиста Лукашенко не составит труда списать свои просчеты на нового врага – российскую власть, которая вдруг ни с того ни с сего отвернулась от братьев-белорусов.
Несмотря на конфликты между старой командой отца и молодой командой старшего сына Виктора Лукашенко, курирующего вопросы национальной безопасности, президент Беларуси держит страну в кулаке. Его действия пользуются популярностью у большинства населения. Оппозиция слаба и разрознена. По данным провластных соцопросов, рейтинг Лукашенко в 75% достаточен для победы на грядущих выборах в первом туре.
Фото: telegraf.by
Доверие избирателей зиждется на популистском таланте Бацьки, регулируемой государством экономике и пропаганде провластных СМИ. Далеко не все цены в Минске ниже, чем в Киеве, зато они установлены государством и не прыгают в зависимости от рыночной ситуации, так что жизнь кажется более стабильной и прогнозируемой.
Жизнь Минска
За последние годы Минск очень изменился. В новом здании вокзала вы можете обменять на белорусские рубли не только евро, доллары или рубли российские, но и украинскую гривну, турецкую лиру и даже китайский юань. На улицах столицы гораздо чаще, чем 10 лет назад, слышно английскую речь.
Открыты десятки частных ресторанов с вполне приличными уровнем сервиса и кухней, хотя еще в 2001-м вкусно поесть в городе было проблематично. Владельцам заведений по указанию Бацьки приходится то отказываться от импортной картошки, то искать отечественную семгу, но частная инициатива находит пути выживания в системе госрегулирования.
В городе чисто, построены добротные автодороги и почти 27 км велодорожек вдоль реки Свислочь. Многие подряды выполняли турки – их специалисты умеют обеспечить высокое качество работ.
Зависть вызывают пустые проспекты, улицы и парковки – особых проблем у водителей не возникает даже на выходные возле магазинов или в час пик. Впрочем, это свидетельствует о невысоком уровне экономического развития города. От белорусов вы услышите жалобы на тянучки и заторы, но масштаб их неудобств сравним с херсонским, но никак не киевским наплывом машин.
Фото: Михайлина Скорик
Вы не увидите толп людей в парках или на центральной Октябрьской площади. Похоже, правило «больше трех не собираться» так глубоко вошло в привычку жителей Минска, что ему не изменяют даже школьники, празднуя выпускной. Прохожих немного, потому порой не верится, что вы находитесь в 1,5-миллионном городе.
Тут другие привычки, чем у киевлян. Молодежь съезжает в соседние Вильнюс, Львов, Киев, Москву или Питер. Старшее поколение проводит выходные на дачах – многие семьи живут с огородов. Любители выпить расслабляются дома – употреблять алкоголь на улицах категорически запрещено, потому и пьяных встретить нереально.
Фото: Михайлина Скорик
В отличие от Украины, теневой сектор в Беларуси менее развит, хотя рабочие привозят из-за рубежа в страну валюту, и эти заработки невозможно учитывать. Один из очень востребованных видов теневого бизнеса – продажа регистрации в Минске, без которой в городе не устроиться на работу. Стоит такая услуга $300. Кстати, «вписка» в столице важна и для иностранцев. В нашем посольстве, например, гордятся тем, что смогли продлить срок пребывания украинцев без регистрации с трех до 30 дней.
Еще здесь можно арендовать квартиру – на день или на месяц. Каждый, кто промышляет сдачей жилья, рискует собственностью. Если о теневых доходах узнает власть, квартира может перейти во владение государства – таковы нормы закона.
Сюда приятно приехать на выходные с маленькими детьми, чтобы отдохнуть в спокойствии, как в советские времена. К вашим услугам будут десятки озер с катамаранами и лодками, велосипеды напрокат, пустынные велодорожки и обходительные, дисциплинированные таксисты, приезжающие по вызову через 7 минут после звонка.
Фото: Михайлина Скорик
Но никто знает, какой окажется судьба этого мнимого белорусского благополучия, если топор войны с Москвой не будет зарыт.