ГлавнаяСпорт

Николай Павлов: Если раньше у футболистов были только обязанности, то сейчас есть и права

Тренер полтавской «Ворсклы» Николай Павлов снова на коне. Его команда сначала обыграла бронзового призера последних лет «Металлист» – 3:2, а затем, впервые с 1996 года, нанесла поражение «Динамо», да еще и с разницей в два гола – 3:1.

Николай Павлов: Если раньше у футболистов были только обязанности, то сейчас есть и права

Полтавчане после длительного затишья вновь громко напомнили о себе. Правда, Павлов слишком долго в футболе, чтобы не понимать: сегодня ты выигрываешь у грандов, а завтра силенок может не хватить даже для победы над аутсайдером. «Левый берег» говорил с тренером о том, как поражения сказываются на его семье, о выходе на футбольную пенсию и о влиянии жизненных взглядов на стратегию и тактику

Что вы испытываете после побед над «Металлистом» и «Динамо» – эйфорию, радость или удовлетворение от хорошо проделанной работы?

Человеку, которому скоро исполнится 60 лет, и больше половины из них он провел в футболе, даже после таких побед тяжело испытывать эйфорию. Я все оцениваю реально. Когда ты добиваешься результата, когда тебе в чем-то везет – за всем этим стоит большой труд: футболистов, тренерского состава и руководства клуба.

К слову, о руководстве. Год назад, когда «Ворскла» слабенько начала чемпионат, а затем споткнулась в еврокубках (пусть и об «Бенфику»), вы на пресс-конференциях частенько повторяли один и тот же тезис: «Это будет уроком и для руководства клуба». Начальство вам ничего не высказывало?

У меня хоть и молодые руководители, но они добились многого в бизнесе. А этими словами я хотел привлечь их внимание, и по-прежнему привлекаю. И никогда ничего негативного они не говорят.

Супруга Валерия Газзаева как-то рассказала, что после поражений члены семьи стараются избегать Валерия Георгиевича – очень уж близко к сердцу он принимает неудачи своих команд. А чем для вашей семьи оборачиваются неудачи «Ворсклы»?

Для меня важнее семьи ничего нет. И в отношениях с семьей, а особенно – с женой, вопрос так вообще не стоит. Супруга, к слову, никогда и не смотрит футбол. Узнает результат от дочерей – у них нервы покрепче: смотрят, переживают, звонят. А жена занимается только семьей… и мной.

Ну, а лично вы после поражений ходите взвинченный или переключаетесь на другую волну?

Взвинченный я дома точно не хожу. Я считаю так: футбол – это хобби, а семья – это работа. И куда важнее быть более ответственным человеком на работе, чем когда занимаешься хобби.

Вы себе отмерили какой-то срок в футболе как тренер?

Когда я работал в Мариуполе шестой или седьмой год, думал: если до 50 доработаю, то уйду на пенсию. На пенсию я не ушел, а ушел в творческий отпуск. Вернулся и опять хочу работать. А как долго продлится это желание – не знаю. Если мне становится некомфортно в компании людей, я всегда ухожу. Так точно ухожу от руководителей. Пока мне комфортно работать.

Вы стали почетным гражданином Полтавы, вам выделили квартиру в хорошем районе. Это является сдерживающим фактором, или вы в любой момент можете развернуться и уйти?

Я вам больше скажу: мне клуб еще выделил дачный участок, построил дом, в котором я сейчас и живу. Но это никогда не будет каким-то ограничителем… К слову, в Мариуполе у меня остался дом. Была и квартира, но я ее продал. Может, еще вернусь туда. В Днепропетровске, где я также работал, у меня остался дом – там сейчас живет мой бывший водитель. (Такая любовь Николая Павлова к домовладениям объясняется тем, что он вырос в частном секторе на окраине Киева. – Lb.ua).

После триумфа в Кубке Украины-2009, пятого места по итогам чемпионата «Ворсклу» прилично лихорадило на протяжении всего прошлого сезона. В команде не было проблем с микроклиматом?

Микроклимат у нас стабильно хороший. Проблемы возникают тогда, когда приходят новые игроки, а у нас костяк один и тот же.

Но ведь Главина же чем-то вывел вас из себя, и вы отправили его восвояси.

Главина никогда не был игроком основного состава, а все решают лидеры. А они у нас ребята взрослые и серьезные. Главина же не только в моей команде, но и во всех был временщиком, и продолжает им оставаться.

По сравнению с мариупольским этапом карьеры, вы стали сильнее как стратег и тактик?

Есть люди, у которых жизненные принципы и установки время от времени меняются. Вот у них и тактика со стратегией тоже претерпевают изменения. А я в своих взглядах стабилен. Безусловно, что-то в тактике могу подправить, но это нормально.

После побед над грандами у команды может наступить спад. А впереди у «Ворсклы» игры с донецким «Металлургом» и крепким орешком «Севастополем».

Спад – вещь необратимая. Другой вопрос – когда он наступит. Надо учитывать, что мои футболисты в предыдущих турах играли по страшной жаре и выкладывались по полной программе. Могут наступить и физический, и эмоциональный спады. Причем, что самое неприятное, – одновременно. Но постараемся что-то придумать.

То, что уровень чемпионата Украины растет, – это иллюзия или реальность?

Безусловно, растет. Строятся базы, стадионы, растет уровень легионеров, которые к нам приезжают. К слову, если раньше у футболистов были только обязанности, то сейчас есть и права. А это тоже свидетельствует об изменениях к лучшему.

Не так давно вы пообещали руководству клуба и семье, что станете спокойнее. Хотя вот продолжаете праздновать решающие голы, запрыгивая на своих помощников.

Если помните, то я обещал не спорить с судьями и не выбегать на поле. И слово держу. А что касается празднования голов, то ничего не могу с собой поделать. И если за споры с судьями мне было стыдно вдвойне, то сейчас просто стыдно.

Но разве плохо, что не самый юный и повидавший немало человек так искренне, с таким молодецким задором радуется успехам своей команды?!

Я рад, если со стороны это действительно выглядит так.

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram