Вообще-то такие слова как совесть, достоинство и подобные им в советском сугубо материалистическом языке употреблялись чрезвычайно редко. У советских идеологов они были на подозрении. Как и слово духовность. Поскольку она, духовность, не есть следствие внешней необходимости. И, следовательно, плохо контролируется государством.
Кто-то заметил: сегодня у украинского социума нет никакой нужды в личности. Громогласные разрушители нравственности из числа наших политиков занимают наше внимание больше, нежели совсем недавно ушедшие от нас Любомир Гузар и Мирослав Попович. Первые – интереснее, они наполняют телевизионный эфир драками, руганью и прочими проявлениями «наступательной позиции».
К счастью, это не полная правда. Достаточно большое число наших сограждан совсем не наслаждается сентенциями Мосийчука и Рабиновича. Несмотря на постоянное давление телевизионных каналов. В стране по-прежнему много интеллигентных людей, умеющих отличать добро от зла и правду от лжи. Не их вина, что их постепенно вытеснили близкие им по названию, но совершенно далекие по сути интеллектуалы. Являющиеся представителями функции, но никак не нравственного начала.
Знаю, нет ничего непонятнее современности. Поскольку будущее наше непредсказуемо, обращаюсь в прошлое. В то прошлое, которое определило настоящее. Был странствующий мудрец Григорий Сковорода, был и премудрый Сергей Аверинцев, подозрительный для русской православной церкви христианин. Еще в 1973 году он записал: «В полисные времена греки привыкли говорить о подданных персидской империи как о битых холопах. Мудрость Востока – это мудрость битых, но бывают времена, когда, по пословице, за битого двух небитых дают. На пространствах старых восточных деспотий был накоплен такой опыт нравственного поведения в условиях укоренившейся политической несвободы, который и не снился греко-римскому миру».
Это – и о нас. О битых холопах, надеющихся не на функционирующих холодных интеллектуалов, а на скромных, не взыскующих власти интеллигентах. Коих число в Украине немалое.
Смеясь, человек разделывается со страхом, а убивая себя, разделывается с надеждой. Уже сегодня очевидно: нас спасет ирония. Осмеивая политиканствующих наглецов, иными словами, возвращаясь к традиции острых анекдотов советской эпохи, мы защищаем себя от потоков лжи, льющихся с телевизионных экранов.
Ирония и добровольная смерть – две возможности, составляющие привилегию человека и недоступные зверю. Так утверждали древние. В Украине 21 века мы обязаны выбирать первое. И еще, очень важное: в предвыборный период не следует читать так называемые партийные программы. Как у Булгакова: не читайте газет, дамы и господа!