Треть детей в Украине хотя бы раз в жизни испытывали физическое насилие от родителей. Об этом говорит опрос проекта Совета Европы и КМИС. Каждый третий взрослый соглашается с тем, что воспитание детей в семье не будет эффективным без наказания. Большинство родителей признают, что хотя бы иногда в воспитательных целях могут шлёпнуть ребёнка по попе или дать подзатыльник, однако насилием это не считают и о последствии такого поведения не задумываются.
В 2012 в США обнародовали результаты мета-анализа научных исследований, которые проводились в течение последних 62 лет. Оказалось, что 94% исследователей считают, что телесные наказания не имеют ничего общего с воспитанием, но наоборот - несут опасность. Американская педиатрическая академия определила, что телесные наказания увеличивают детскую агрессию, антисоциальное и преступное поведение, риск стать жертвой другого типа насилия в старшем возрасте, риск возникновения психических расстройств, зависимостей; ухудшает психическое состояние, развитие речи, сокращает серое вещество в мозге, иногда приводит к повреждению головного мозга и другим серьезным травмам.
“Даже небольшой шлепок по попе может быть унизительным для ребёнка. Мы не всегда понимаем, что наказание может быть не настолько физически болезненным, а тяжелым психологически. Наказание может сказываться на психическом здоровье, тогда когда ребенок остро чувствует его несправедливость. Несоответствие проступка наказанию и порождает это чувство несправедливости, потерю доверия, что может привести к низкой самооценке и комплексу жертвы, - говорит детский психолог Екатерина Гольцберг. По её словам, физическое наказание опасно ещё и потому, что такого рода воспитание не имеет длительного эффекта, поскольку не дает осмысливать ребёнку свои поступки: “Могут наступать состояния обиды, раздраженности, при которых ребёнок не способен будет усвоить опыт. Реакции на наказание происходят на уровне лимбической системы - эмоций, а анализ поступков на неокортексе – в коре головного мозга. Когда включается лимбическая система, осознание выключается”.
Год назад, когда пришло время подыскивать школу для своей дочери, Андрей Близнюк, управленец и в прошлом замминистра экономики, основал общественную организацию “Батьківська спілка” и начал образовательный проект #НеБийДитину, который призывает к гуманизации воспитания. “Нельзя одновременно воспитывать детей в уважении к праву силы и злиться на коррупцию в государстве. Принцип “кто сильнее, тот прав” закладывается детям с наказанием - воспитанием их же родителями. Мы должны уважать силу права, а не право силы”, - говорит он.
Свою теперь уже первоклассницу-дочку Андрей Близнюк не наказывает вообще: “Я общаюсь с ребенком не как с собственностью, без сюсюканья, а как со взрослым человеком и полноценной личностью, аргументами и логикой давая понять, что существуют границы дозволенного, объясняя, что её свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. У нас даже ситуаций, при которых мне нужно голос повышать, не возникает. Воспитание начинается в головах родителей. Многие и сами не знают других вариантов воспитания, поскольку основываются лишь на своем, не всегда позитивном опыте. Своим проектом мы хотим это изменить”.
Битый небитого
Украина входит в число стран, в которых бить детей запрещено законодательно. За такой проступок предусмотрено административное наказание - ответственность за физическое насилие регулируется статьей 173.2 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Статья предусматривает наказание в виде общественных работ на срок от 30 до 40 часов или административный арест на срок до семи суток, а за повторение правонарушения - работы до 60 часов или арест до 15 суток.
11 января 2018 года Верховная Рада приняла закон, которым внесла изменения в Криминальный и Криминально-процессуальный кодексы - криминализировала домашнее насилие. Но новые нормы вступят в силу только через год - в январе 2019-го. Предусматривается, что домашнее насилие будет наказываться общественными работами сроком на 150-240 часов или арестом до шести месяцев, ограничением свободы до пяти лет или лишением свободы сроком до двух лет. Также суд сможет запретить насильнику пребывать в месте общего с ребенком проживания, общаться с ним, приближаться на определенное расстояние, направить правонарушителя на прохождение программы для обидчика, принудительное лечение от алкогольной или наркотической зависимостей. Совершение преступления в отношении ребёнка или в его присутствии станет отягчающим обстоятельством, поблажек быть не должно и в случае совершения преступлений в отношении других членов семьи или родственников.
Согласно опросу, большая часть пострадавших от насилия детей либо вообще не обращается за помощью, либо ищет поддержку у друзей. Значительно меньше пострадавших обращается в полицию, ещё меньше - к учителям, родственникам, школьным психологам, ищут ответы в интернете, обращаются к Уполномоченному по правам человека/ребенка. На последнем месте по количеству обращений стоит соцслужба.
По словам патрульной полицейской Одессы Зои Мельник, факт насилия над детьми редко становится причиной звонка на 102. Чаще всего он выявляется во время выезда на семейные ссоры или драки: “К сожалению, в нашем обществе не принято обращаться в полицию в случае, когда детей бьют. Взрослые все ещё считают, что дети – собственность родителей. И если бить будут взрослого, то полицию вызовут, а если ребенка, то скорее всего просто подумают, что это метод воспитания, что вмешиваться в чужие дела не стоит. Правда, в последнее время участились случаи, когда сами дети обращаются в полицию и жалуются на взрослых, которые их обижают”.
Чаще всего насилие над ребёнком достигает своего пика, прежде чем в жизнь семьи вмешаются полицейские. В таком случае могут составить протокол, передать его в другое подразделение - ювенальную превенцию, также сообщить о случившемся центру соцслужб и службу по правам детей. Решение о том, стоит ли забрать ребёнка от родителей, чаще всего принимает сотрудник полиции или социальной службы единолично. В идеале именно социальные службы должны стать провайдерами услуг для решения проблемы в семье, но на деле чаще всего этого не происходит.
“Большинство услуг сводятся к изъятию ребенка из среды, в которой о нем не заботятся. Но именно биологическая семья
должна уметь растить ребёнка. Если мы разработаем механизм умного взаимодействия с семьей - подсказок в вопросах ухода, воспитания без стресса, расскажем, как заботиться о детях, поможем родителям
найти работу - это и будет профилактикой физического насилия. Если случится сотрудничество между школой, садиком, центром занятости и соцслужбами - это и будет реальный шанс помочь”, - говорит
директор центра педагогики травмы Ульяна Долыняк.
Чаще всего изъятые из семьи дети попадают в приюты (где живут вместе с детьми улиц, беженцами, жертвами сексуального насилия, просто оставшимися без опеки разновозрастными и разнополыми детьми) или в центры социально-психологической реабилитации, а затем либо возвращаются в семью, либо уходят в интернат или под опеку.
“У нас отсутствует профилактика, потому работаем мы с последствиями. Иногда для того, чтобы прекратилось насилие, достаточно один раз провести разговор со взрослыми. Сознательно нарушающих закон родителей не много”, - говорит полицейская Зоя Мельник.
По мнению Анастасии Дьяковой, программного координатора проекта “Детство без насилия” при Уполномоченном Президента по правам ребёнка, для профилактики насилия важно проводить информационные кампании, рассказывать родителям о влиянии физического насилия на психику и здоровье ребенка. В пример она приводит Швецию, которая первой запретила физические наказания детей ещё в 1979 году, а затем несколько десятилетий широко освещала эту тему - информация была даже на пакетах молока. Но особенно важным ей кажется обучение учителей и врачей, ведь они чаще других видят ребёнка, а значит могут заметить следы насилия и сообщить о них в службу по делам детей.
“Участие школ в системе защиты детей от насилия шире, чем работа с буллингом. Для того, чтобы проблема насилия решалась эффективно, важно чтобы министерства здравоохранения, образования, социальной политики и внутренних дел объединили свои усилия и работали в одном направлении. Во многих странах мощный скачок в уровне защиты детей произошел после резонансных случаев насилия и разработанных после Национальных стратегий. Такая Стратегия важна и для Украины, - говорит Дьякова, - Нынешняя система не идеальна. Сейчас врачи, полиция и соцслужбы проходят специальное обучение. Но ответственность каждого из нас - не проходить мимо уже сегодня, даже если мы - просто соседи”.
О наказании детей: советы психологов
Как наказывать правильно и в каких случаях это делать
Екатерина Гольцберг: Если наказание использовать правильно, оно может приносить определённую пользу. Наказание не должно быть унизительным и не может быть физическим, не должно быть связано с психологическим давлением, проявляться, например, в игнорировании ребёнка. Наказание возможно за проступки, которые противоречат морали: ложь, насилие над животными, например. Нельзя наказывать ребенка, если он упал, за то, что он чего-то не умеет или не знает. Такие случаи - скорее показатель того, что родители не могут совладать с собственными эмоциями и вымещают зло на ребёнке.
Часто родители считают, что если ребенок упал, то нужно добавить ему, шлепнуть по попе, наругать. В этой ситуации гораздо важнее утешить – свое наказание он уже понес.
Не стоит наказывать прилюдно. Наказание должно быть строго ограничено во времени. Не стоит говорить ребёнку, что он наказан “до тех пор, пока не попросит прощения” или пока что-то не произойдет. Стоит сказать: «Ты наказан до шести вечера». Извиняться или нет – выбор ребёнка.
Нельзя наказывать дважды за одно и то же действие. Реакция также должна быть непосредственной – бесполезно наказывать через месяц после проступка, поскольку ребенок вряд ли сможет связать причину и следствие. Наказание должно быть последовательным – родитель не может передумать или изменить условие, поскольку ребенок вскоре привыкнет манипулировать. Также важно родителям действовать сообща - договориться о приемлемой мере наказания и не играть в “хорошего-плохого полицейского”.
Наказанием может стать лишение удовольствий: сладостей, использования планшета. Не стоит наказывать запретом ходить на музыку или танцы, ограничением общения (как со взрослыми, так и со сверстниками).
Что делать, если понимаешь, что можешь сорваться
Екатерина Гольцберг: Когда у ребенка истерика, не стоит оставлять его одного. Можно посадить его на стул и посидеть рядом. Но это не должно быть унизительно для него.
Если вы воспитываете маленьких детей, то важно понимать, что они не кричат для того, чтобы вас раздражать, они пытаются что-то сообщить, но не имеют для этого других способов, кроме крика. Важно искать личные ресурсы и регулировать собственное напряжение. Я предлагаю подышать глубоко, можно посчитать языком зубы и постараться послушать себя. Но этому нужно учиться. Важно разобраться, почему вы проявляете агрессию к ребенку. Бывает так, что на самом деле она направлена на другого члена семьи, чаще всего мужа или жену.
Что делать, если ударил, но осознал неправильность действий
Екатерина Гольцберг: Часто родители не могут контролировать эмоции. Опасно сначала побить ребенка, а затем ластиться к нему. У ребенка возникнет когнитивный диссонанс. Если случилось так, что вы побили ребёнка, то стоит сначала остыть, а потом уже поговорить с ним, объяснить, почему так произошло, попросить прощения, сказать, что это было не со зла и что вы по-прежнему его любите и больше такое не повторится. В моей практике много случаев, когда родители приходят к психологу и говорят: “Я бью ребенка, мне это не нравится, я хочу с этим справиться”. Так что в целом такие ситуации часто травмируют и родителей.
Почему родители бьют детей
Екатерина Гольцберг: Основная причина – родителей тоже били в детстве. Часто родители говорят мне: “Меня били и ничего, из меня человек получился”. В таком случае я всегда говорю, что: “Скорее всего вы стали людьми не благодаря тому, что вас били, а вопреки этому”. Очень сложно не идти за паттерном, не бить, если тебя били в детстве. Те, кто может себя сдерживать, делают достаточно мужественный поступок.
Бьют также потому, что не знают других способов воздействия, не видят правильных путей решения. Многие родители считают, что дети – это их собственность. Они не рассматривают их как личность. В книге Януша Корчака «Как любить ребенка» он говорит, что ребенок - это не маленькая копия взрослого, а человек со своими взглядами, чувствами, мыслями, а значит взрослые должны уважать его на равных.
Ульяна Долыняк: Иногда они делают это по причине усталости: не потому, что они плохие родители, а потому, что они сами не могут совладать со стрессом. Иногда верующие люди приводят цитаты из Библии, как бы оправдывая своё поведение, убеждая себя, что бьют детей с любовью, как бы парадоксально это не звучало. Иногда это случается под влиянием алкоголя или зависимости. Иногда шлепок по попе совсем не воспринимается родителями как физическое насилие и оправдывается легким проявлением слабости, словами “я не смог сдержаться”. Но грань от легкой злости до издевательств очень условная.
Что делать, если стал свидетелем воспитания с применением насилия на улице
Екатерина Гольцберг: Я против того, чтобы делать публичные замечания родителям. На них каждый реагирует по-своему. Иногда родитель, разозлившись на замечание, дома может еще добавить ребенку за пережитый позор. И это опасно для ребенка. Но если родитель находится в состоянии аффекта, то стоит все-таки обратиться к нему, отвлечь. Важно это делать без осуждения. Можно просто что-то спросить, например, который час.