Правозащитники и юристы просят создать орган, который занимался бы учетом без вести пропавших, принимал заявления от родственников, помогал в поиске исчезнувших и организовывал поддержку семей, которые разыскивают родных. Об этом они заявили сегодня на пресс-конференции в Киеве.
«Отсутствует любая законодательная процедура предоставления правого статуса пропавших без вести . Нет механизма учета таких людей, обмена информацией о них между государственными и негосударственными органами. И, соответственно, государственной поддержки родственников исчезнувших», - заявил юрист “Восток-SOS” Богдан Мельникович. Юрист подчеркнул, что законопроект «Про попередження зникнення людей та сприяння в розшуку безвісно зниклих осіб» в том виде, который сейчас обсуждается, не будет исполнять необходимые функции, поскольку является трансформацией Модельного закона СНГ о лицах, пропавших без вести 2008 года, а потому не учитывает особенности нынешнего конфликта. В законопроекте предусматривается, что розыском будет заниматься Нацполиция. «Такой подход не оправдан потому, что значительная часть людей пропадает и на неподконтрольных Украине территориях», - сказал Мельникович. Директор «Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров заявил, что жертвами исчезновений становятся не только по вине «ЛНР» и «ДНР», но и украинской власти. Об этом, по его словам, свидетельствует последний отчет Amnesty International и Human Rights Watch о пытках в Украине.
Точное число пропавших без вести до сих пор не известно. Согласно официальным данным, озвученным первым вице-спикером Верховной Рады Ириной Геращенко в апреле, в результате вооруженного конфликта на востоке исчезло 681 военных и мирных жителей. Общественная организация “Мирный берег” имеет данные об исчезновении 562 граждан (228 мирных и 335 военных). Международный Комитет Красного Креста говорит о более тысячи пропавших без вести.
«Люди часто вынуждены искать своих родных самостоятельно, проводить расследования, ездить на неподконтрольные Украине территории. С ними никто не общается, они не знают, как продвигается процесс поиска, а потому оказываются в критических ситуациях. Поскольку часто семья исчезнувшего теряет главного кормильца, им нужны одежда и продукты, медицинская и психологическая помощь. Но государство никакой помощи таким семьям не оказывает», - сказала координатор отдела документирования нарушений прав человека “ Восток-SOS” Юлия Красильникова.
Как сообщалось ранее, Amnesty и HRW рассказали об освобождении 13 человек из тайного СИЗО СБУ, но в СБУ обвинения правозащитников отвергли.