ГлавнаяОбществоЖиття

Ущемление историей

Обида и недоумение украинцев по поводу принятой польским Сеймом резолюции о Волынской трагедии сродни плачу ребенка, шлепающего громоздкую табуретку, о которую он споткнулся в погоне за солнечным зайчиком.

Фото: www.polradio.pl

Забегая наперед, следует сказать, что если бы мы реально оценивали Украину по голосованиям Рады, включая Харьковские соглашения и великое множество других, то считали бы ее весьма уродской страной.

Разумеется, это шаг в назад в отношениях. Такое вот танго. А никто и не обещал, что будем ходить одним строем. Пелось же в великолепной польской песне времен Майдана «Подай руку Украине», что «вместе мы, как семья»? Ну, вот.

В семье оно поначалу волшебно, а потом всякое бывает. Вспоминают родителей с обеих сторон, потом дальних предков и родню, призывают хорошую генетику в свидетели со стороны обвинения. Плохая понятно у кого.

«За что Каин убил Авеля? Да за то, что Авель ему не дал!». На польском этот старый анекдот звучит гораздо изящнее и ироничнее, как, впрочем, многие скользкие темы в интерпретации польской культуры.

Как по мне, чем больше разочарований, хороших и разных, тем быстрее повзрослееем. Можно мобилизировать украинцев, погибших в Красном Саде, Княжем, Павлокоме. И так далее. Но это будет восстание очередных белых ходоков против таких же.

Городит глупости Савченко? Надо же, беда. Это мы «орлицу» Фарион подзабыли, вчерашнюю звезду запоребриковых сюжетов для нашего Востока. Страшно в джинсы заглядывать, вдруг там завелся Трамп? Да вы призабыли Буша-старшего, который настойчиво не советовал нам покидать СССР. Хотелось, чтоб «Бандера прийде, порядок наведе»? Да не проблема, вот вам Турция, страна стремительно растущего порядка. И так далее.

С какой стати  кто-то должен любить нас больше, чем себя? Иное дело, что эта самолюбовь может происходить под подростковым  одеялом, то такое. А если это взрослая страна, и на публику, тут, конечно, возникает вопрос о серьезной неудовлетворенности амбиций идентичности, дефиците евроатлантического внимания, гормонально-финансовом фоне. Статья, в общем.

Я родился и вырос на Волыни. После войны там осталось крайне мало городских  семей, переживших немецкую оккупацию - кого убили, кто уехал. Да, с немцами. Понаостававшиеся боялись ходить друг к другу в гости, КГБ присматривало. Люди  после войны быстренько понаехали из сел, управленцев попривозили из восточной Украины. Ни о какой Волынской трагедии никто не вспоминал, при том, что об УПА и всем прочем разговоров было более чем. Еще дети организовывали походы в лес искать схроны с оружием и подрывались на старых минах. Мы знали, что слово «забужанин» означает какого-то слегка  другого украинца, но не знали, почему.

Потому что Польша была не окном, но реальной форточкой в Европу. Польское радио, музыка, журнал «Шпильки», телевидение, которое можно было смотреть при усиленной антенне – все это сформировало очень мощную, по сегодняшним меркам, полонофильскую прослойку молодой Волыни. Польша была образцом культуры, совок был скучным, серым и глупым. Разумеется, это было немножко игрой и фрондой, но мы уже знали о хлопоманах, о Пилсудском и Петлюре, и полагали, что это можно повторить.

Мы солидарно ненавидели Ярузельского, аплодировали «Солидарности» и Гданьску, пели песни Марека Грехуты и «Червоно-чарных»(!), рассказывали анекдоты о польской коммунистической полиции, восторгались Майором с его акцией «гномов», тролливших коммунистов в прямом смысле слова. И когда мне на первом сьезде Руха, где выступал Адам Михник, а был еще Яцек Куронь , «гетьман национальных меньшинств», как его называли в Польше, поляки передавали типографскую краску, сетку и прочие причиндалы для самодельных листовок – сегодняшним эти термины уже ничего не скажут – мы чувствовали себя в одном строю. «За вашу и нашу свободу».

Я категорически не хочу терять эту Польшу. Это что касается ресентимента или, как сегодня модно говорить, бекграунда. Есть, конечно, вариант, что этой культурной Польши больше нет, работоспособные работают западнее и севернее, остались те, кто остались.

Об исторических фактах Волынской трагедии у нас рассказано много и подробно, тем же Вятровичем. Пилсудский проиграл нацисту Дмовскому , похоронив концепцию конфедерации «Междуморья» в угоду моноэтническому государству. 

О политических аспектах нынешней Польши, вскрывшей старую, еще 20-х годов, «консерву» украинско-польских проблем на пропитание своему электорату – написано меньше. И совсем ничего – о культурном аспекте. Об эмоциях, которые всем этим управляют. Потому что эмоциональными нациями управлять легче. Тут мы с поляками, пардон, чисто сестры. Сарматское лобби - это красиво, но уязвимо.

Понятно также, что это начало плохой части истории, потому что попытка закрыться от Калининграда натовскими танками не осталась без внимания, и русские деньги в Польшу полились рекой. Как, кстати, и в Болгарию, Молдову, Чехию, Латвию и другие страны. «Санкции» против России – это в основном моральный ущерб, остальное для них  - досадная статистика, ну чуть больше пенсов сдохнет. Надо понимать, с кем имеем дело.

Да-да, я знаю, за ниточки эмоций, особенно тех, кто нам не нравится, всегда и везде дергают коварные москали. Но! Нельзя людям отказывать в собственной национальной глупости, это по меньшей мере неуважительно к национальным культурам. Потому что культура – это прежде всего поведенческий код, дорожная карта погони за солнечным зайчиком,  а уже потом одежда и фольклор. Ну и героические преграды на пути, как же без них.

Призывы игнорировать вообще эту тему, потому что ее обсуждение выгодно Кремлю, технологически правильны. Были бы эффективны, если бы обсуждение-необсуждение происходило исключительно в социальных сетях. Возможно, для многих будет новостью, что информация возникает и распостраняется отнюдь не в Интернете, не в симулякре, а черт знает из чего и черт знает как. Но есть нюансы прикладной демонологии.

Символические украинцы в Польше заняли нишу символических евреев, потому что политика польского антисемитизма не вчера началась, а в 60-х, при поддержке того же СССР. Поляки в свое время изгнали из себя весомую часть собственной культуры. Возможно, это тоже политическая генетика.

Теперь немножко подробностей, чтобы мы понимали, что везде все похоже. Что такое партия «Гражданская Платформа»? Это как  наша ПР. Со сдачей интересов страны, схемами и дерибаном. Когда бывшие коммуняки начали сдуваться, в основном просто по возрасту, то надо было создать что-то, чтобы защищать интересы "правопреемников" (а правопреемниками были и остаются семьи). Вот тогда и была создана для защиты раскладок "новая, прогрессивная, молодая, толерантная, либеральная" партия. 

Партия прежде занялась  исключением из политической  жизни бывших настоящих (а не липовых) членов "Солидарности" и других антикоммунистов, которые реально хотели воспользоваться результатами "Круглого стола" не для дерибана, а для верховенства права (отсюда  и название партии Качиньских). Деятели Платформы всегда красиво говорили, но на этом все и заканчивалось. Это были такие наши юльки. В результате их "деятельности" у страны долг в 500 млрд. (Некоторые источники дают 850 млрд.), Из Польши выехали (а практически - их выпихнули) в поисках заработков (просто на жизнь, а не в качестве прибыли) от 2 до 3 млн молодежи, специалистов - высококвалифицированной рабочей силы. Доведен до банкротства средний класс  Структура общества выглядит так:  2-2,5% - очень богатые,  остальные - на грани выживания.  Эта политика закладывает следующую "бомбу" - демографическая угроза. Молодежи уже нет, а если и есть, то практически без шансов на развитие, обогащение и т.д.

Еще одна важная вещь: у «Платформы» никогда не было реальной программы  действий. Ну точно как у наших.  Об этом только громко кричалось и рассказывалось в лозунгах.И никаких практических действий.

«Кукиз 15» и «Новочестные» («Современные»). Кукиз - кстати - "вдруг" почти одним из первых начал кричать о "геноциде", о "бандеровцах", - "очень забеспокоился" развитием событий в Украине, которые "идут в направлении героизации бандитов из УПА, фашистов ..." и т.п. Это все тоже такие легко узнаваемые фсбешные закладки.

Это вышеупомянутый результат ограниченности мышления избирателей, поскольку программ - как таковых – там также нет. Возглавляют эти партии люди тоже не академического склада мышления, как и у нас. Противнику достаточно  назначить директором предприятия дурака, и о дальнейшей судьбе этого предприятия беспокоиться уже не надо - дурак приведет  его к банкротству сам, лишь бы имел полную власть.

Более серьезной партией является Польское Стронництво Людове (PSL). Это партия с огромными традициями выживания в любых условиях, с широкой сетью сторонников. Там нет большого дерибана, и они работают со всеми, кто не угрожает их схемам, но именно поэтому их поддерживают  сторонники пост-коммуны, а вместе они успешно пилят деньги, выделенные Евросоюзом для аграрного сектора.

Ну и наконец Право и Справедливость. ПИС. Они действительно пытались чистить страну от схем, и у них действительно получалось. И, надо отдать должное, играли на выборах честно, в открытую. Партию на прошлых выборах затроллили чисто по кремлевским технологиям, но они вырулили.

Теперь экономика.Ввели программу "500+" - то есть, за каждого второго, третьего и т.д. ребенка выплачивают семье по 500 злотых (когда объявили о вводе этой программы, то Гражданская Платформа, проанализировав политические последствия такого шага,  попыталась их переплюнуть и добивалась - под соусом дискриминации - выплат по всем детям, независимо от количества. Затем - когда приняли ПИС-овский вариант,  конкуренты начали кричать, что в бюджете нет денег и это обакротит страну. Внедряя "500+", добиваются следующего: женщины могут заняться воспитанием детей - это главное, потому что в последние годы все делалось. чтобы именно на воспитание физически не было времени (дилемма: или голодать, или работать - поэтому массово и эмигрировали), теперь могут и рожать. Началось движение: растут спрос-продажа-производство. Теперь хотят еще снизить пенсионный возраст, чтобы  освободить рабочие места для молодых. При этом деньги на детей будут выплачиваться и тем гражданам, которые в эти годы выехали за границу, но не отказались от польского гражданства

Далее Платформа еще перед выборами, вопреки Конституции и Закона о Конституционном Суде, провела в судейский состав своих судей, чтобы иметь возможность блокировать любое решение Сейма, Сената, а также - Президента. ПИС просто поставил вопрос о законности таких действий вопреки Конституции.

Полностью оккупированый "сочувствующими Платформе" Конституционный Суд начал дергаться - выдавать решение уменьшенным составом  (что противоречит закону), дошло даже до того, что директора какого-там отдела Конституционного Трибунала разжаловали и уволили, потому что он (после долгих лет работы и наград за свою деятельность) вдруг "смел заявить", что не все решения Трибунала по закону о Трибунале и согласно Конституции являются обязательными» к исполнению. Правда же, все знакомо?

Платформа нажала на все педали в ЕС и Венецианской Комиссии. В конце концов, недавно по польскому ТВ прошла инфа, что немецким журналистам раздали темники, по которым им поручено "гасить" Польшу по всем возможным направлениям, ибо то, что начало твориться в Польше - "грозит экономическим интересам" Германии.

Это чтобы мы все понимали реальную нервозность актуальной внутрипольской ситуации с до боли знакомыми мотивами.

Теперь что касается собственно "геноцида" и соответствующего заявления. Впервые  Волынскую трагедию именно резней объявил (зафиксировал в медиа-пространстве, а, следовательно, и в сознании широкой аудитории) еще в девяностые годы "большой друг украинского народа" Квасьневский. С тех пор тема, так или иначе, периодически всплывала на поверхность.

Широко применялся и такой метод: а давайте поговорим - то, что произошло на Волыни - это трагедия или геноцид? Ведь украинцы тоже пострадали? За этим стояло всегда только одно - метод присутствия: приучить широкую общественность к самому существованию темы.

"Резня" упала на благодатную почву, все эти годы умело подпитываемая осью Москва-Берлин, которая никуда не делась.Такая интересная вещь: когда в Германии проводили т.н. люстрацию с Гауком во главе, то - практически  люстрировали контрразведку и ее осведомителей. Оказалось недавно, что внешняя разведка не люстрировалась, а материалы- скорее всего - пошли в запоребрик. Отсюда такое огромное количество "моральных авторитетов" для Кремля в Европе - метод старый, и  хорошо работающий в Польше.

Здесь берутся наконец и других схемы, которые коснулись сотен тысяч граждан , а именно: угольная мафия, афера "Амбер-Гольд" (где светится через прокладку  сын бывшего лидера ГП Туска, со связями в ЕС.

Фото: www.day.kiev.ua

Добавим сопротивление внутри страны среди "бывших" , которых несложно подобрать, обогреть и направить.

Имеем консолидированную ненависть со стороны бывших комми, бывших вообще, пенсионеров, коррупционные скандалы, брезгливое давление Германии на посмевших вякать не по делу, а также реки кремлевского бабла - черпай двумя руками.

И вот еще незадача – евреи-то все поуезжали. Еще в советские времена при Гомулке антисемитская политика Польши была очень ярой. Преемники тоже старались, пока, как мне говорил  замечательный польский писатель Роберт Стиллер (Роберт дружил с моим братом), не оказалось, что они реально выперли в эмиграцию всю современную польскую культуру.

В отсутствие общеизвестной сакральной жертвы – а запрос общества на «кто виноват?» колоссальный – естественно, следующими были украинцы и их история отношений с поляками. Претензия: почему они не стали нормальными поляками, эти украинцы?

Сарказм Стиллера всегда был направлен против примитивизма, кто бы не оказывался его носителем. А еще он первым, в 1981 году,  в самиздате под псевдонимом Томаш Гарасюк написал книгу о Катыни, «Семантика преступления». Множество нынешних патриотов - и у них, и у нас – тогда еще на горшок самостоятельно ходить не умели.

Стиллер анализировал, как СССР рассказывал о польских фашистах, которые под дудку немецких фашистов  искажают реальные трагические события с целью захвата украинских, белорусских и литовских территорий, а посему СССР разрывает отношения с Польшей. Риторика обмана и манипуляции всегда крайне пафосна, ультрапатриотична и аппелирует к широкому малограмотному простонародью, возвышая его в собственных глазах за счет приобщения к борьбе за историческую справедливость. Сегодня такая технология называется мифодизайном - создание псевдоисторических концепций с элементами реальности, покемонов от политики.

1943 год, тот же, что и год Волынской трагедии, по поводу которой Сейм Польши на днях принял  резонансное для Украины заявление. Понятно, то в условиях серьезного внутреннего кризиса любая страна выживает за счет более слабых и неуклюжих соседей. Не будем себе льстить, назначение Бальцеровича стоило нам изрядно голосов в польском Сейме. Это как если бы Медведчука назначили там министром транспорта.

Есть и масса других косяков. Но в целом страна с отсутствием понятной позиции по всем вопросам, вечно клянчащая денег, льгот, прав и оправдывающая войной отсутствие любых реформ – вызывает к себе такое отношение, которое есть.

Когда возникают денежные трудности, все начинают интересоваться прошлым, будто они там деньги потеряли. Но кроме неприятностей, из прошлого ничего никому еще извлечь не удавалось. Поляки –   современная нация с огромным самомнением, но и огромной самоиронией тоже. Мы похожи, только со вторым у нас не очень.

Это постановление Сейма ритуально, электорально и не имеет для нас никаких материально-юридических последствий. Реагировать на него симметрично – ооо, сколько для этого есть всего!  - верный путь в пропасть. Ну, ущемило некоторых людей дверями истории. Они уже закрывались, а нет, полезли. Не немцев же им критиковать в Щецине и Гданьське, в самом деле? Пройдет и это.

Олег ПокальчукОлег Покальчук, ​соціальний психолог
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram