Почти год назад, 6 марта 2015 года, первый заместитель министра обороны Иван Руснак подписал приказ о подготовке пилотного проекта по возрождению и развитию Военно-морских сил ВСУ. В одном из двух пунктов этого приказа говорилось о том, что проект должен отвечать стандартам НАТО, а к его разработке должны быть привлечены представители Морского командования НАТО «Нортвуд». Собственно, этот приказ и сам пилотный проект «продвигала» группа одесских волонтеров, которые через пол года своей деятельности поняли, что латание дыр (в прямом смысле) на оставшихся после аннексии Крыма судах ВМС не сможет восстановить флот и сделать его хоть мало-мальски боеспособным.
«Учитывая необходимость возобновления ВМС ВС Украины практически «с нуля» и наличие в их составе почти всех составляющих Вооруженных сил Украины, предлагаем начать реализацию реформ ВСУ через соответствующих пилотный проект реформирования ВМС ВСУ с привлечением экспертов НАТО», - написала тогда в письме министру обороны и начальнику Генерального штаба Наталья Зейналова, волонтер, председатель комитета по развитию и возобновлению ВМС Украины при Ассоциации волонтеров Украины.
Идея была понятна и вполне логична: опробовать реформы на самом малом и самом разрушенном виде украинских войск, а в последствии, с учетом этого опыта, распространить их на все Вооруженные силы.
10 апреля 2015 года на борту фрегата «Гетман Сагайдачный» о начале пилотного проекта по восстановлению и развитию ВМС Украины по стандартам НАТО объявил Президент Украины.
В апреле-мае 2015 года было проведено три рабочих встречи по наработке концептуального документа «Реформы и модель ВМС на 2015-2020 годы» при участии экспертов иностранных ВМС, НАТО и ВМС Украины. Иностранные и украинские эксперты вместе прописали основные идеи реформы ВМС, учитывая нынешние военные угрозы Украины и ее финансовые возможности (суть реформы смотрите ниже).
Казалось бы, дело за малым: доложить документ руководству Вооруженных Сил Украины и немедленно начать внедрение в жизнь. Но именно в этот момент начинаются чудеса - изменения ВМС если и идут, то никак не в сторону НАТО.
Первые «звоночки» о нежелании командования ВМС воплощать созданную модель на практике стали поступать еще летом 2015 года.
В июне командующий ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук отказался от визита украинской делегации в штаб Военно-морского флота Швеции (поездка полностью спонсировалась шведской стороной) для практической реализации разработанной модели. Это при том, что пример построения военного флота Швеции был предложен иностранными экспертами как один из наиболее подходящих для реформирования ВМС Украины. Одновременно, по указанию Гайдука от работы над проектом были отведены офицеры с принципиальной позицией, вести его было поручено более «послушным».
В июле сайт Минобороны бодро рапортовал о визите оценочно-совещательной группы морского командования НАТО «Нортвуд» к ВМС Украины с целью определения основных приоритетов сотрудничества Украина-НАТО в развитии и возобновлении способностей ВМС. Но дело в том, что реальное состояние флота эксперты НАТО так и не увидели. Им устроили показательные выступления, продемонстрировали учебную базу и, конечно же, повели на фрегат «Гетьман Сагайдачный». Но явно чувствовалось, что от поля зрения натовцев отводились реальные «раритеты флота», как «Шостка», «Корец» или «Нетишин».
Такую закрытость можно было бы списать на тягу командования ВМС в совковой показухе и не видеть в его действиях злого умысла, если бы не дальнейшие события.
Уже к сентябрю стало понятно, что пауза во внедрении разработанной модели – это не просто период на обдумывание и детализацию в соответствующую концепцию или план. Позиции модели намеренно игнорировались, принципиальные понятия будущей реформы были искажены и подменялись старыми советскими подходами. «Количество» опять победило «качество». Вместо рационального построения сил ВМС, был выбран путь раздувания существующей постсоветской структуры с неподъемными для страны затратами.
В октябре 2015 года Гайдук направил свое доверенное лицо контр-адмирала Дмитрия Тарана в Брюссель, где в рамках консультаций «Украина-НАТО» тот представил концепцию развития ВМС Украины, с учетом наработанной с иностранцами модели.
Каким же было удивление иностранцев, когда под тем же титульным листом они обнаружили совершенно другой текст. Документ отличался кардинально и в принципе ничего общего с ранее разработанным и согласованным с международной экспертной группой не имел.
Возмущенные таким обманом, волонтеры потребовали от руководства Министерства обороны разобраться, в результате чего была создана рабочая группа из числа экспертов, создавших первоначальный документ. При этом командование ВМС всячески пыталось препятствовать поездке представителей штаба ВМС на эту встречу, даже несмотря на прямое распоряжение министра ее провести. Как утверждают в штабе флота, Гайдук наложил на офицеров ВМС за это взыскания (позже правда снятые Министром), а потом еще и лишил их премий за 2015 год.
На этом заседании рабочей группы иностранные эксперты были достаточно прямолинейными. Прямо встал вопрос: почему командование ВМС просто исключило принципиальные положения совместно разработанного документа? «Почему новый «куцый» продукт, в котором прослеживаются «советские лекала», был подан как совместный?» - прямо спрашивали иностранцы. Недоумение вызывало и то, что в обсуждениях основных принципов модели с иностранными экспертами принимал участие и сам командующий Гайдук.
В итоге, рабочая группа в протоколе заседания настояла на тех же принципах, что и в мае, рекомендовала Министру обороны «использовать положения концептуального документа «Модель реформирования и развития ВМС» как основу для реформирования всех ВС Украины».
После напряженного пятичасового заседания один из иностранных экспертов очень емко констатировал: «Для того, чтоб внедрить реформу ВМС, ее нужно взять и внедрить. Других проблем я не вижу».
Итак, в чем же заключается реформа, предложенная экспертами НАТО, и почему ее так тщательно избегает командование ВМС?
Авторы Концептуального документа «Модель и реформирование ВМС ЗСУ», написанного в результате апрельско-майских заседаний рабочей группы, показали необходимость охраны экономических интересов Украины на море. Так они посчитали, что пять областей Украины, которые имеют доступ к морю, приносят четверть валового национального продукта. Если отсечь эти области от Украины, потери экономики страны составят десятки миллиардов долларов в год. Потеря контроля над морским шельфом с разведанными на нем полезными ископаемыми обойдется Украине в сумму до 1 трлн. долларов, что соответствует пяти-семи ВНП страны.
Документ показывает основные задачи флота для выполнения как в ближней морской зоне, так и в открытом море, в привязке к необходимым платформам (кораблям, судам, самолетам) и приводит при этом риски, если эти задачи будут выполнены частично или вообще сняты.
Был представлен и так называемый «виш лист» реформы с приблизительными расчётами стоимости пяти вариантов новых ВМС: от текущего уровня финансирования до варианта «победа на море». Стоимость инвестиций в военно-морские силы на пять лет составила от нескольких сотен миллионов долларов (текущий уровень) до 4 млрд долларов. Следует сказать, что на тот момент основных документов развития ВС Украины с соответствующими прогнозами расходов не было (и нет до сих пор). Поэтому эксперты и оставили достаточно широкий разброс «финансового ресурса», указав приемлемый порядок цифр для амбиций различного уровня.
Кроме этого, эксперты рекомендовали кардинально изменить систему управления и сделать ее совместимой с системами западных вооруженных сил, в первую очередь это касается трех уровней системы управления и двух функциональных вертикалей. Благодаря этому, численность штабов и структур обеспечения может быть существенно (в разы) сокращена, к службе в них нужно привлекать больше молодых офицеров, получивших практику морских операций.
На сегодня в штате ВМС Украины – тринадцать адмиральских должностей при 10 (номинально) боевых кораблях и катерах. По оценкам западных экспертов, количество адмиральских должностей в украинских ВМС вполне можно сократить до трех-четырех.
Эта позиция (как и все остальные) актуальна и для всех ВС Украины в целом. Ее реализация сделает возможным выделение 30% военного бюджета на развитие нового оружия (практика Запада), а не 12%, как спланировано в этом году.
Но при любых условиях, подчеркивают иностранцы, первое, от чего нужно отказаться Украине, – это ремонт старых кораблей и судов, на который ежегодно списываются десятки миллионов гривен. Командование ВМС Украины делает вид, что не слышит этих рекомендаций. Вместо того, чтоб незамедлительно начать реформу и аккумулировать средства на строительство боевых кораблей, штаб ВМС с завидной настойчивостью восстанавливает сорока-пятидесятилетние суда вспомогательного флота. «Сейчас на гражданские судна, такие, как, например, «Горловка», поставили пулеметы, сделали из них вооруженные суда. Плюс у таких суден, несомненно, есть – они большие, на них можно набросать мин и закидать побережье. Но строить карьеру на корабле «Горловка» не получится. Это не боевой корабль», - объясняет LB.ua один из офицеров ВМС, попросивший не называть его имя.
Еще одна очень важная рекомендация НАТО (и озвучена впервые она была еще пятнадцать лет назад) – переезд командования ВМС в Киев. Командующий должен находиться в непосредственном контакте с Минобороны и Генеральным штабом, отстаивать интересы флота, фактически быть политической фигурой, считают эксперты. Особенно это актуально для Украины сейчас, когда флот столкнулся с необходимостью строительства новых кораблей и катеров, огромным количеством социальных проблем, связанных с выводом войск из Крыма, и вопросом возобновления материально-технической базы.
Кроме того, по мнению западных экспертов, здравый смысл и ограниченные ресурсы Украины требуют, чтобы силы ВМС, морских частей Государственной пограничной службы, Министерства инфраструктуры и других ведомств на море должны быть максимально интегрированы для совместных действий, как на Черном, так и на Азовском морях. Рациональное использование собственных ресурсов Украиной однозначно поспособствует увеличению помощи Запада. И наоборот.
Кстати недавний случай, когда у Украины «из-под носа» увели две буровые вышки недалеко от Одессы стоимостью 1 млрд долларов, еще раз доказывают актуальность этой рекомендации, нашу уязвимость на море и преступное нежелание делать что-то в этом плане вообще, кроме констатации факта – «наблюдали, сфотографировали».
Следующий бич – это чрезмерная централизация управления. Одна из задач реформы – максимальное делегирование полномочий ниже стоящим штабам и командирам. Эксперты уверенны, что это не только разгрузит центральный аппарат, но и увеличит степень ответственности на всех уровнях управления. При этом ответственность должна быть связана с финансовыми полномочиями. Командующий ВМС, по мнению натовцев, должен иметь в руках и отвечать за средства, предназначенные для комплектации личным составом, подготовки и содержания сил, разработки доктрин.
Ни один из пунктов, прописанных в модели реформирования совместно с экспертами НАТО, не вошел в тот «исторический» документ под названием «Концепція перспективної моделі Військово-Морських Сил Збройних Сил України на період до 2020 року (пілотний проект)», который впоследствии и был представлен украинским штабом ВМС в Брюсселе. Десять страниц общих фраз без конкретики, с полностью нивелированными рекомендациями экспертов.
«Гайдук сделал подлог, и его на нем словили, - говорит волонтер Наталья Зейналова. – А никакой ответственности он за это не понес».
«Верховный Главнокомандующий четко поставил задачу обеспечить восстановление и развитие ВМС Украины по стандартам НАТО, - говорит один из экспертов рабочей группы. - Эта задача не выполняется. Фактически саботируются базовые принципы и практики этой организации, разжеванные на 20 страницах документа понятным для всех языком. Без их реализации никакого разговора о переходе на стандарты НАТО речи идти не может вообще».
Приближается очередной Саммит НАТО. Как на нем будет чувствовать себя Президент? Как будет выглядеть Украина в глазах партнеров, которых мы теперь не только «кормим обещаниями», а еще и обманываем? Останется ли у них желание нам помогать?