Материал комментируют замминистра обороны Юрий Гусев и полковник Александр Инжиевский, и.о. директора Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов Министерства обороны Украины, заместитель главы комитета Минобороны по конкурсным торгам (тендерный комитет).
Замминистра обороны Украины Юрий Гусев
В последние месяцы мы переживаем серию нападок на Минобороны, связанных с изменением схем работы по закупкам товаров и услуг. С одной стороны, я очень рад, что сохраняется высокая активность общественности, поскольку именно гражданский контроль дает возможность выявить ошибки и проблемы в процессах, улучшить их. С другой стороны, работать можно только с конструктивными запросами и критикой. Значительная часть материалов последних месяцев носит явно претенциозный характер, исходит от одних и тех же людей и искажает факты либо ими манипулирует. Ни один факт, приведенный в статье «Генеральские закупки — сколько теряет бюджет», не соответствует действительности, большая их часть носит явно манипулятивный характер. Ниже по каждому из фактов мы приводим объективную статистику, но я хотел бы остановиться на нескольких аспектах:
- Я не являюсь членом тендерного комитета и не принимаю решение о выборе поставщика. В Министерстве есть четко построенный механизм проведения и контроля закупок, определены процедуры. Давление на решения тендерного комитета запрещены законом. Я очень рад тому, что тендерный комитет у нас возглавляет известный волонтер Олег Свирко. Над реформированием системы госзакупок мы активно работаем с международной компанией Ernst&Young и планируем значительно изменить структуру и процессы в Департаменте госзакупок уже в первом полугодии 2016 г. Поэтому разговоры о «гусевской экономии» – это чистой воды манипуляция. И ниже ответы на все вопросы, связанные с организацией закупок, будет давать именно представитель Департамента государственных закупоки тендерного комитета.
- Касательно моей работы в Госагентстве по инвестициям и моего «большого опыта работы в мега-системе «дерибана» я уже множество раз давал комментарии, но сделаю это еще раз: я действительно работал в Госагентстве по инвестициям, куда я перешел из Минэкономики после того, как Министерство экономического развития и торговли возглавил Клюев. Я никогда не подписывал ни одного контракта с «компаниями родственников руководства структуры», это не входило да и не могло входить в мои обязанности и сферу ответственности. Нет ни одного факта, доказательства, которые говорило бы о моей причастности к коррупционным действиям. Поэтому голословные обвинения в стиле российской пропаганды говорят только о непрофессионализме и моральных качествах таких «обвинителей» и «журналистов».
- Теперь о моем назначении в Министерство обороны. В статье сказано, что «по официальной версии в Минобороны Юрий Гусев появился «на волне волонтерства». Мне не удалось найти ссылки на такую «официальную версию». Так что относим это тоже к разряду манипуляций. В то же время хочу сказать, что я действительно уже много лет активно занимаюсь благотворительностью и участвую в различных волонтерских акциях. С первых дней неоглашенной войны старался помогать фронту, и я очень рад тому, что меня Бог свел с такими волонтерами, как Юрий Бирюков, Татьяна Рычкова, Давид Арахамия. Я глубоко убежден, что сохранить нашу страну и остановить врага на востоке Украины нам удалось совместными усилиями волонтеров и армии.
- Я также связался с Антоном Геращенко, который был упомянут в статье. Антон сообщил, что никаких комментариев автору не давал. Детали закупки изложены ниже.
Мне жаль, что уровень профессионализма некоторых «журналистов» не дает им возможности провести хотя бы первичную проверку данных, использовать критическое мышление, анализировать настоящие факты и делать качественные журналистские расследования. В такой ситуации они либо становятся проводниками манипуляций и лжи, либо просто работают по заказу. Это вредит украинской журналистике в целом, приводит к падению доверия к медиа. Но я полон оптимизма в отношении реформ в Минобороны и, пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих присоединяться к команде реформаторов в Минобороны и подавать свои кандидатуры на конкурс новых руководителей проектов в Офис реформ.
И.о. директора Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов Министерства обороны Украины, член комитета по конкурсным торгам полковник Александр Инжиевский
Для удобства читателя разберем каждый случай отдельно.
- По итогам проверки, назначенной министром обороны Украины Степаном Полтораком, в течение 2015 года в ВСУ были выявлены финансовые нарушения на сумму около 7,8 млрд. грн. Установлен системный характер нарушений в обеспечении военнослужащих вещами и продовольствием.
По информации директора Департамента внутреннего аудита ифинансового контроля МОУ Марины Барининой, в Министерстве постоянно проводится внутренний аудит, а также внешний аудит, который осуществляют уполномоченные органы. Заявленные в статье цифры не соответствуют действительности и не указаны в результатах ни одного из аудитов. С краткими данными внутреннего аудита вы можете ознакомиться по ссылке.
- 14 декабря 2015 года Минобороны Украины по итогам электронных торгов заключило соглашение с днепропетровской фирмой «Метал Ойл» на поставку 5,61 тыс. тонн дизельного топлива на общую сумму 95,37 млн. грн. Солярку купили по 17 тыс. грн. за тонну. Ближайший конкурент компания ОККО предлагала свое топливо по 17 тыс. 154 грн. за тонну. Итого разница в цене составляла меньше процента. Разница мизерная, но все равно экономия! Однако благодаря такой вот «экономии» армия едва не оказалась с некондиционным топливом. Как выяснилось, согласно паспорту качества товара, срок годности евросолярки от «Метал Ойл» заканчивается… 20 января! В Минобороны сложившуюся ситуацию пояснили тем, что этот документ был подан на тендер для примера, и на самом деле военные получат свежее горючее. Однако, учитывая, что победившая в конкурсе компания «Метал Ойл», которую «Наші гроші» называют «прокладкой», зарегистрирована лишь в июне прошлого года, а ее уставный капитал составляет 1 тыс. грн., верится в это с трудом. Фактически кому-то нужно было избавиться от крупной партии дизеля с истекающим «гарантийным сроком». И его через посредника продали Минобороны за счет скидки размером менее процента.
На электронные торги вышло 9 компаний с предложением одинакового дизтоплива, которое произведено в Беларуси. Самую низкую цену предложил поставщик «Мета ойл»: 16999,98 грн за тонну. Вопрос был вынесен на комитет конкурсных торгов МОУ, где предложение было принято. Основные критерии при выборе поставщика – это цена и качество. В данном случае разница на всем объеме поставок составила 860 тысяч грн. Вот вам и один процент. Для МО это значительная сумма. Паспорт качества, в котором указан срок 20 января, – это вспомогательный документ, в котором основное значение имеют показатели качества. Каждую партию проверяют на предмет качества в 10 Химмотологическом центре МОУ. Данное топливо имеет необходимые показатели качества в соответствии с существующими стандартами. Также уточним, что оплата идет только по факту поставки товара и после его проверки.
Что касается уставного капитала – это вопрос к контролирующим органам. Закон Украины размер уставного капитала не регламентирует. «Мета ойл» полностью выполнила свои обязательства, при этом предварительную оплату МО не проводило. В паспорте топлива, которое было поставлено в МО, стоит фактическая дата изготовления 12.12.2015, срок годности - 1 год.
- Госпредприятие «Укртранснефтепродукт» выиграло тендер, предложив беспрецедентно низкую цену – 6700 грн за тонну мазута. В то же время «Укртатнафта» продавала мазут по 12 тыс. грн за тонну. Однако когда товар поступил Кировоградскому квартирно-эксплуатационномууправлению, оказалось, что под видом «товарного мазута» поставляются низкосортные отходы нефтехимического производства.
Это утверждение не соответствует действительности. По этой закупке принимался только качественный мазут согласно ГОСТу. Проверку при приемке проводит аккредитованная лаборатория. Да, первая партия не устроила нас по качеству, некачественную партию вернули поставщику, она не оплачивалась. После чего по договору завезли качественный мазут. Поставщик выполнил условия по договору в полном объеме. В Минобороны отлажены рабочие системы контроля качества и защиты прав потребителя.
- В прошлом году чиновники Минобороны приобрели у ООО «КиевЛегпром» летние носки для солдат на миллионы гривен. После того, как носки стали поступать в части, волонтеры стали бить тревогу: фактический состав и вес изделий существенно отличался от характеристик, указанных в договорах поставки. Доля хлопка оказалась вдвое ниже утверждённой, а процент синтетических компонентов вырос в три раза. Полученные носки на 60% (!) состояли из синтетики. Другие их параметры также не отвечали условиям тендера. Мало того, как выяснил народный депутат Антон Геращенко, Минобороны еще и переплатило за носки около 2 млн грн. Дело в том, что ООО «КиевЛегпром» оказался посредником – «прокладкой», которая значительную часть носков закупила у непосредственного производителя – «Киевской носочной фабрики». Если бы так поступили и закупщики Минобороны, вся партия в количестве порядка 6,5 млн пар обошлась министерству не в 6,5, а в 4,5 млн. грн.
«Киевская носочная фабрика» поставляла носки по 9,12 грн за пару, а «Киевлегпром» по 8,94 грн. Проверка Военной службы правопорядка (через аккредитованные лаборатории) установила, что именно носки КНФ не соответствовали стандартам качества. Жалоб на качество носков «Киевлегпрома» не было зафиксировано.
- В феврале Минобороны закупило 30 тыс. тонн дизтоплива у «ОККО-Бизнес-Контракт» по цене 25,98 тыс. грн за тонну. В то же время на заправках ОККО такая солярка отпускалась по цене 21-22,5 тыс. грн за тонну. Тендер проводился по переговорной процедуре (без объявления конкурса), поэтому многие потенциальные участники не смогли принять в нем участие. По оценкам секретаря комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне Ивана Винника, ущерб от сделки составлял порядка 140-170 млн грн.
Сравнивая цену на топливо, следует помнить, что в 1 литре – 830 грамм топлива. 1 литр дизтоплива в рознице в марте 2014 года (на момент заключения договора) стоил в среднем 23,57 грн, что в пересчете на тонну дает нам 28 тыс. грн за тонну. Следовательно, МО закупило топливо на 2 400 грн на тонну дешевле среднерыночной цены. Общая сумма в итоге стала на 130 млн меньше, чем первоначальная предложенная.
Уточним и другие цифры: объем закупки был не 30 тыс. тонн, а 22 тыс. тонн. В процессе торгов цена была снижена с 31–32 тыс. грн за тонну до 25,98 тыс. грн. В ходе выполнения договорных обязательств вследствие изменения курса доллара цена была снижена еще больше – до 22,5 тыс. грн за тонну.
- ООО «Таланлегпром» выиграло десятки тендеров и поставило в ВСУ 250 тыс. пар ботинок. Одна пара стоила 1415-1420 грн., а общая сумма сделки составила 340 млн грн. Монопольное положение компании было достигнуто за счет технических условий, которыми кроме прочего регламентировался рисунок подошвы, который в точности соответствовал берцам «Талан». У других производителей, чьи изделия не уступали по качеству, был другой протектор. Фирма «Валтекс» предлагала Минобороны поставлять ботинки, соответствующие ТУ, только со своим рисунком протектора по цене 1150 грн. за пару. Но ее предложение отклонили, переплатив таким образом 70 млн грн исключительно за рисунок «Талана».
Никаких «десятков» тендеров не было. «Таланлегпром» выиграл 3 тендера на поставку 360000 пар ботинок, из которых 80000 пар – по цене 684–700 грн, и 280000 – по цене 1415–1420. Общая сумма сделок – 451 млн 914 тыс. грн. «Таланлегпром» был единственным участником тендеров, чьи предложения отвечали требованиям к конструкции и материалам. ТУ являются собственностью МО, размещены на сайте МО в разделе «Госзакупки». Любой производитель может ознакомиться с этими ТУ и в соответствии с ними изготавливать обувь.
- Для нужд АТО оборонное ведомство закупила около 140 тыс. бронежилетов, общей стоимостью более 700 млн грн. Все эти средства защиты были закуплены у «НВП «Темп 3000», поскольку техусловия прописывались под его торговую марку «Корсар». Производители пытались копировать «Корсары», но все их попытки тендерный комитет признавал безуспешными. Компаний «Рада» купила бронежилет «Корсар» и, заменив нашивки на свой логотип «Оберіг», передала его в МО. Но, как и ожидалось, изделие не прошло экспертизу.
Всего было закуплено 105,1 тыс. бронежилетов общей стоимостью 611 млн грн. ТУ на бронежилеты в МО нет, они в стадии отработки. В 2015 году «Талан» разрешил Минобороны пользоваться его ТУ, и закупка производилась именно по ТУ «Талана». Эти ТУ мог получить любой производитель. На вооружение в ВСУ принят «Корсар». Информация, что «Оберіг» – это переименованный «Корсар», не соответствует действительности. «Оберіг» не прошел єкспертизу, т.к. есть много претензий по качеству: 16 слоев кевлара в защитном пакете вместо 18 по ТУ, отсутствует прослойка антирикошетного пластика, не указан защитный состав бронежилета в протоколе испытаний и т.д.
И напоследок хотелось бы уточнить, что вопрос закупок относится исключительно к ведению Департамента государственных закупок МОУ. Проектный офис реформ Министерства обороны Украины занимается только реформами, т.е. разработкой и внедрением инновационных проектов. Все реформы реализуются в виде проектов, которые после успешной апробации передаются Министерству обороны как готовые решения с целью дальнейшего масштабирования и внедрения на всех уровнях. Повседневную операционную деятельность (например, закупки) проводит соответствующий департамент. Все данные относительно электронных торгов размещены на портале Минобороны в разделе «Государственные закупки» и доступны всем желающим. Кроме того, к нам могут обратиться народные депутаты с депутатским запросом, и мы обязательно предоставим всю требуемую информацию.