Я тогда учился в Виннице, хорошо помню, что в областной книготорг поступили всего 4 книги Кафки, одну продали (принесли в кабинет) первому секретарю обкома КПСС, вторую – председателю облисполкома, третью получил главный областной чекист, а четвертую, в порядке особого уважения, мой первый учитель профессор-психиатр Мизрухин. Спустя несколько месяцев Саша Мизрухин, его сын, тайком от отца дал мне эту книгу для прочтения на одни сутки! Именно так, прочитать «буржуазно ограниченного» Кафку сумели тогда немногие. Но в Советском Союзе, привычном питаться не информацией, а слухами и пересказами, творчество Кафки положительно оценили очень и очень многие. Даже в анекдоты великий «автор» вошёл. Был и такой, явно антисоветский перефраз известной сталинской песни: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!». И сделали, получилось таки. А в результате умер естественной смертью от дряхлости великий и страшный Советский Союз.
К сожалению, многое от Кафки, ставшего советской былью, мы унаследовали. Тогда в СССР, накануне всевозможных центральных инспекций, солдаты красили траву в зеленый цвет, а лежалый снег в белый, дабы генералы-инспектора правильно оценили боевую готовность конкретной воинской части. А сегодня украинский Президент с высокими словами перерезает ленточки, благословляя отремонтированные и свежевыкрашенные танки и бэтээры на войну с супостатом, а они, лишенные чувства национальной гордости железяки, ломаются здесь же, вблизи некачественно работающего очень секретного военного завода. О чём Президенту, вернувшемуся вертолетом в Киев, естественно не сообщают.
От него же, давно осовеченного Кафки, доставшегося нам в наследство, и обильные бессмысленной потерей денег ямочные ремонты дорог, латание магистральных водопроводных и канализационных труб, выполнение знаменитого советского койко-дня как основного показателя эффективности работы лечебных учреждений, безбедное существование всевозможных отраслевых научных академий с обязательными в них престарелыми действительными членами, членами-корреспондентами и многочисленными обслуживающими эту неизвестную цивилизованному миру научную элиту разнообразными клерками.
От него же, от осовеченного Кафки, пришли к нам в нашу независимую и демократическую современность и самоуверенные профессора гастроэнтерологи, устанавливающие диагноз с помощью научно колеблющихся диагностических проволочных рамок, и другие профессора, уже нейрохирурги, с завиральными идеями первыми в мире пересадить человеческий мозг, и профессора психиатры, умеющие с помощью надетой на голову младенцу массажной шапочки (изобрели же такую!) лечить великое множество неизлечимых сегодня болезней…
А сколько в этой благородной высокоинтеллектуальной среде признанных соответствующими официальными органами изобретателей, в том числе и заслуженных!
Впрочем, я не совсем прав. Не всё у нас глупое и скверное из СССР и от преступного режима Януковича. Есть и современное. Вот яркий майдановский активист, мой коллега Олег Мусий, в результате революционных событий став министром, сумел скоро и основательно разрушить начавшиеся до него рациональные изменения в психиатрической системе страны, вернул в Министерство здравоохранения сугубо советскую практику кабинетных, не согласованных с профессиональной общественностью кадровых назначений…
Богатая мы страна. Очень богатая, если выдерживаем такую бессмысленную финансовую нагрузку. И государство в ней богатое, руководимое бесстыдными и безответственными политиками. У нас война, серьезная, опасная. Казалось бы, в такой ситуации неизбежно очищение от покрывшей наше государственное тело коросты. Это не для нас, мы довольствуемся открытием в наших многочисленных университетах и колледжах отделений менеджмента… Зачем? В стране ямочного ремонта настоящие менеджеры с добротным образованием не нужны.