Вторая мировая или Великая Отечественная?
Почему вообще возникает дискуссия, как называть ту войну?
Ибо в подтексте этой дискуссии - две подленькие идеи.
Первая – лишить нас того, что для дедушек многих из нас это была и Великая, это была и Отечественная война.
Вторая – лишить нас праздника 9 мая, Дня Победы. Зачем это делают – об этом ниже.
С рациональной точки зрения, Вторую мировую войну и Великую Отечественную войну просто не надо противопоставлять.
Следует прийти к вполне очевидному, компромиссному выводу. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - часть Второй мировой войны 1939-1945 года. Или 1939-1952 годов, если считать днем ее окончания время, когда догорали последние бункеры УПА на Западной Украине.
При таком подходе свое место в истории Украины находят и Вторая мировая война, и Великая Отечественная. И День Победы.
Величайшие преступления советской власти
К ним я отношу две вещи.
Первое. Если бы меня сейчас попросили назвать одно кардинальное отличие нынешней демократической Украины от недемократического СССР, я бы не колебался и секунды. Это свобода религии.
Сколько Пасх, Рождественских праздников, обретения духовного опыта было у нас украдено!
Второе преступление: забюрократизирование праздника Великой Победы.
Все понимаю: почти тридцать последних лет Советским Союзом страной руководили люди, участники войны. И с каждым годом становилось все больше желания доказать, что не только «кто-то отсиживался под Сталинградом», но и другие «горели на Малой земле».
Бог им судья.
Любой тоталитаризм, советский не исключение, обладает уникальной способностью подтачивать собственные духовные силы. Вот так и случилось, что День Великой Победы, как в моем детстве, превратили в забюрократизированное, отчетно-массовое мероприятие.
Что ничуть не умаляет значение самого Дня Победы.
У какого строя наша страна выиграла войну?
Надо помнить, то что эту войну выиграла и наша страна, Украина.
Ибо Украина является правонаследником СССР: юридически несет все его обязательства. Будь это не так, то ни один ветеран Афганистана не получил бы ни копейки. Без денег остались бы все чернобыльцы. В Герат и Кандагар отправлял наших солдат и офицеров Дмитрий Устинов, а не Константин Морозов или Анатолий Гриценко. В ядерном кошмаре Чернобыля гибли люди по приказу советского руководства и по долгу совести. Так что, им сейчас не платить?
Эта статья – ни в коей мере не упрек нынешней Германии и немцам. Германия поменялась, сейчас это совсем другая страна. И воевали наши дедушки не с нынешней Германией.
Но надо точно помнить, у какого строя наша страна выиграла войну.
Это был общественный строй, ставивший задачей освобождение жизненного пространства для немцев – путем убийства на нашей территории, славян, евреев, цыган (ромов).
Что бы не говорили по поводу действий советской власти на Западной Украине после 1944 года, Иосиф Сталин и его наместники в Киеве не ставили задачу физического уничтожения всех западноукраинцев.
О действиях Адольфа Гитлера стоит помнить дословно.
Вот фрагменты книги "Застольные разговоры Гитлера", записей стенографов фюрера, Г.Гейма и Г.Пикера, изданных в 1951-м в ФРГ. Запись начала марта 1942-го, полдень, "Вольфшанце": "мы не должны направлять немецких учителей на восточные территории: Самое лучшее было бы, если бы люди там освоили только язык жестов. По радио для общины передавали бы то, что ей полезно: музыку в неограниченном количестве" (стр. 96).
Из меморандума рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера "Об обращении с инородцами на Востоке": "для не немецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что Господь Бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним".
Если бы наши деды проиграли ту войну, нас бы не было на этой территории жизненного пространства. В том числе и тех, кто стал потомками воевавших в УПА. Их ведь тоже недочеловеками по расовой теории считали.
И поэтому Великой Победой можно гордиться.
7 мая, 8 мая или 9 мая? День Победы или День скорби?
Окончание войны действительно отмечают в разные дни. В некоторых европейских странах 8 мая. В странах британского Содружества (кроме англичан, воевали индусы, австралийцы и др.) День Победы в Европе (Victory in Europe Day) отмечают 7 мая. В этот день, в городе Реймсе, Франция, был подписан Акт военной сдачи. В Британии считают, что его в Потсдаме только ратифицировали.
В США этот праздник тоже называется Victory in Europe Day. Что логично для страны, воевавшей в тихоокеанском регионе, 15 августа там отмечают как День Победы над Японией (Victory in Japan Day). В этой стране праздником победы во Второй мировой войне является 2 сентября 1945 года.
В большинстве стран Западной Европы 9 мая отмечают как «День Европы».
В нашей стране есть группа политиков, которая призывает считать 9 мая Днем скорби. Это бред и юридически неверный призыв.
Специально для них привожу текст вот этого сообщения от 22 июня 2009 года: «Президент Украины Виктор Ющенко обратился к Украине по случаю Дня скорби и чествования памяти жертв войны в Украине. Текст обращения был опубликован на официальном сайте главы государства. "Этот день для нас преисполнен трагическими воспоминаниями и болью. Сегодня в скорби вспоминаем всех, кто погиб в битвах с захватчиками, кто стал невинной жертвой человеконенавистничества", - было сказано в обращении.
То есть – День скорби и чествования памяти жертв войны в Украине отдельно, День Победы - отдельно.
В советской истории с праздником Днем Победы было разное. Германии. До 1965 года 9 мая было обычным рабочим днем, потом, при Брежневе, стал выходным.
Но все это совершенно неважно.
Мое открытие Дня Победы
Все, без исключения, поколения человеческой цивилизации, ныне живущие и будущие, имеют полное право открывать для себя историю своих стран. Видеть новые грани, понимать по-своему.
Для меня таким открытием Великой Отечественной войны стали два текста, опубликованные Владимиром Богомоловым, автором «В августе 1944-го».
Это переписка, которую я не могу читать без слез.
Письмо командующего 71 армией генерал-полковника Смирнова командиру полка подполковнику Ловягину: «Я получил извещение о том, что мой сын, лейтенант Смирнов В. А., в бою с немецкими захватчиками 27 апреля 1945 года был убит. Прошу подробно сообщить о последних часах жизни сына, правдиво указав: где и при каких обстоятельствах он погиб, оказывалась ли ему медпомощь, какие просьбы были высказаны им перед смертью. Личные вещи сына, за исключением фотографий, писем и его личных документов, прошу не высылать, а раздать его товарищам в полку. О гибели сына моей жене не сообщать – я это сделаю сам».
Ответ подполковника Ловягину командующему 71-й армией Герою Советского Союза генерал-полковнику Смирнову А.С.: «Согласно Вашему распоряжению сообщаю подробно обстоятельства последнего боя Вашего сына, командира стрелкового взвода 5-й роты 2-го батальона вверенного мне полка лейтенанта Смирнова.
Ваш сын, при первой атаке немцев подбивший фаустпатроном немецкий танк, был легко ранен автоматной очередью в голову и правую руку. Его перевязали бойцы, и он остался в траншее, от эвакуации отказался. При четвертой или пятой атаке немецких танков лейтенант Смирнов, приняв командование ротой, заметил, что фаустпатронов осталось мало, бросился в отсечную траншею, где хранился ротный запас фаустпатронов. С тремя снарядами на плече он бегом возвращался по ходу сообщения к пулеметной площадке взвода, откуда сержант Жуганов, рядовые Мышко и Тишин изготовились к отражению атаки немцев. В тот момент, когда он выскочил из-за угла в траншею, сержант Жуганов произвел с бруствера пуск фаустпатрона по немецкому бронетранспортеру, при этом огненный луч на расстоянии нескольких метров поразил Вашего сына в область живота.
Он прожил после этого две-три минуты, медицинская помощь ему не оказывалась, ничего поделать было нельзя, огненным лучом был пережжен позвоночник. По словам рядового Крячко, подбежавшего к нему, он тихо повторял одни и те же слова: «мама» или «мамочка» и «прости меня».
В действиях серж. Жуганова, подбившего фаустпатроном немецкий бронетранспортер, как мною, так и назначенной командиром дивизии проверкой и расследованием никакой вины не найдено.
Выполнить Ваше приказание и раздать их товарищам Вашего сына в батальоне не представляется возможным, так как в бою 27 апреля личный состав батальона почти весь был уничтожен, оставшиеся в живых 6 человек находятся в госпиталях».
Вот эти слова «он тихо повторял одни и те же слова: «мама» или «мамочка» и «прости меня» - пусть прочитают все те, кто не считает праздником День Победы.
Это страшная правда о цене войны.
Нынешнее значение Дня Победы
Политики, которые не хотят, чтобы современные украинцы понимали День Победы как свой праздник, конечно, воюют с нашей исторической идентичностью.
И, тем не менее, историей Украины является все то, что происходило на земле Украины и с гражданами Украины. Поэтому частью 9 мая, Дня Победы, нашей идентичности, является то, что русский человек Михаил Егоров, грузинский человек Мелитон Кантария, и украинский человек Алексей Берест водрузили Знамя Победы на крыше рейхстага во время битвы за Берлин. Берест стал Героем Украины при Викторе Ющенко.
Частью нашей идентичности является трагедия Бабьего Яра. Каждый ответственный человек, вспоминая, что делалось там во время войны, неизбежно получает прививку против шовинизма и нетолерантности.
При этом я совершенно не собираюсь оспаривать то, что многие не хотят отмечать этот праздник. Были и ветераны, которые насколько тяжело пережили войну, что и награды свои не носили. Но это индивидуальное дело каждого – как себя вести в День Победы, как относится к той войне.
Ныне же, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией «Research & Branding Group», более 80% украинцев считают День Победы большим праздником. Это большой праздник для востока (89%) и центра (87%) Украины, а на западе Украины, по этому опросу, 50% населения собираются праздновать День Победы, 42% - нет.
Что же, мы – страна с разной историей.
Я хочу высказать свое отношение к этим словам Семена Глузмана: «мой друг, украинский журналист Валерий Марченко отдал свою жизнь за то, чтобы… ветераны СМЕРШа и КПСС, могли пройти по Крещатику с портретом деспота и палача Иосифа Сталина».
Оправдания преступлений политического садиста Иосифа Сталина нет и быть не может. Это не имеет никакого значения к величайшему значению Великой Победы.
В этой непростой истории есть трагедия дивизии СС «Галичина», с ее юридической присягой Гитлеру, свастикой и символами СС, ее разгромом в бое под Бродами 18 июля 1944 года 3-й гвардейская танковая армия генерала украинца Павла Рыбалко и 4-я танковая армия украинца генерала Дмитрия Лелюшенко. В этой непростой истории – и прошлогодние столкновения во Львове на Холме Славы и ежегодные походы «Свободы» на Покрову по Киеву. Их объединяет то, что ни львовян, ни киевлян организаторы этих акций не спрашивают, проводить ли их.
Я который год терплю марши «Свободы» в столице Украины в день, «коли зродилась УПА». Это означает, что Львов должен толерантно относиться к тем, для кого день Великой Победы – великий праздник. Терпеть праздник Великой Победы, раз уж не хотят его отмечать. Люди имеют право его отмечать - без разницы, во Львове, Киеве или Житомире.
В эти дни я ношу георгиевскую ленточку. Не в память о «имперском прошлом», как пытаются это сформулировать украинские правые. Мне нет никакого дела о канувшей в Лету истории. Я ношу георгиевскую ленточку а память о своем деде, награжденным солдатским Орденом Славы. Там, на Ордене Славы, цвета георгиевской ленточки.
В эти дни я вспоминаю бессмертные слова поэтессы Ольги Берггольц, высеченные на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где умершие во время Ленинградской блокады:
«Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто».
Свои эпизоды из прочитанного и услышанного о Великой Отечественной войне может вспомнить каждый. Тот, для кого День Великой Победы – праздник.
Мы, как минимум, можем в этот день выйти к существующим по всей стране могилам советских солдат и офицеров, навести там порядок. Выйти добровольно, не по призыву «партии и правительства». Ибо эти люди с нами, пока жива память о них.