Когда власть имущие или приближенные к ним начинают покровительствовать балетному искусству, наступает пора его процветания. Так, императорская семья Романовых благоволила балету и знаменитый Мариинский театр быстро превратился в один из мировых центров балетного искусства. Да и остается таковым по сей день, несмотря на многочисленные исторические пертурбации.
Партийные бонзы советских времен «опекали» Большой и Кировский (экс-Мариинский) театры.В Киевском оперном золотые времена для балета наступили в период, когда директором театра был зять Никиты Хрущёва Виктор Гонтарь. Именно в тот период балет Академического оперного театра имени Т.Г. Шевченко прогремел на весь мир. В 1964 году балетная труппа театра была награждена Золотой звездой победителей на II Международном фестивале танца в Париже, а дуэт Ираиды Лукашовой и Валерия Парсегова получил на этом же фестивале премии Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Премию Валерию Парсегову вручал директор Парижского института театр Серж Лифарь. После этого наша балетная труппа стала гастролировать по всему миру с неизменным успехом.
В 2011-м показалось, что наступил новый виток интереса к балету со стороны власти. Как рассказал премьер Большого театра Николай Цискаридзе, на Международном фестивале «Звезды мирового балета», проходившем в Донецке, министр культуры Михаил Кулиняк в присутствии первой леди Людмилы Янукович предложил мировой звезде Денису Матвиенко возглавить балетную труппу Национальной оперы Украины. Госпожа Янукович говорит много лестных слов о Денисе. Казалось бы, с такой поддержкой горы можно свернуть! Чтобы не только выпускники украинской балетной школы покоряли сердца публики и критиков, танцуя в труппах зарубежных театров, как это делают Леонид Сарафанов, Иван Путров, Сергей Полунин, Ирина Дворовенко, Максим Белоцерковский...
В предложенном назначении прослеживается и символичная преемственность поколений: Денис Матвиенко ученик того самого Валерия Парсегова, которым восхищался Серж Лифарь в далеком 1964. Матвиенко всемирная звезда — обладатель Гран-при Международных балетных конкурсов в Люксембурге, Будапеште и Москве. Работал солистом в Маринском и Михайловском театрах в Санкт-Петербурге, приглашенный солист в Большом театре (Москва), Teatro alla Scala (Милан), Grand Opera (Париж), ABT (Нью-Йорк), New National Theatre (Токио).
Но сказке не суждено было стать былью. Хотя начиналось все очень радужно. В ноябре 2011 года, приступив к исполнению обязанностей художественного руководителя балетной труппы Национальной оперы Украины, формально Денис числился простым солистом балета. Как пояснил сам он на недавней пресс-конференции, ввиду определенных договоренностей с начальством, согласился в течении года не писать заявление о приеме на работу на должность худрука, а просто де-факто исполнять обязанности худрука. Ему объяснили, что по Трудовому законодательству Украины, бывший худрук балета Виктор Яременко может опротестовать свое понижение в должности, а дабы этого не произошло, нужно выждать год и тогда уже официально вступить в должность. Яременко ничего не опротестовывает, не делает ничего для того, чтобы восстановиться в должности.
И спустя год, как рассказывает Денис Матвиенко, «16 ноября Генеральный директор театра Чуприна Петр Яковлевич сам позвонил и пригласил меня к себе в кабинет, чтобы я написал заявление с просьбой официально назначить мня художественным руководителем балета театра. Что я и сделал». После этого случая Денис Матвиенко долгое время находится в полной уверенности, что это заявление подписано.
Исполняя обязанности худрука балета, Денис Матвиенко - имея опыт работы в труппах Мариинского и Михайловского театров, и используя наработанные связи в мире балета - приглашает знаменитого балетмейстера Михаила Мессерера поставить в Киеве одноактный балет «Класс-концерт», который в 1963 году создал дядя Михаила — великий Асаф Мессерер для Большого театра. Второй частью балетного вечера, по замыслу Матвиенко, должен был стать современный балет «Radio&Juliet» хореографа Эдварда Клюга, худрука Словенского Национального театра. 20 апреля 2012 года проходит премьера этих двух спектаклей.
Следующей вехой деятельности Матвиенко стали гастроли балетной труппы Тбилисского театра оперы и балета имени Палиашвили. Эти гастроли состоялись благодаря творческой дружбе Матвиенко и Нины Ананиашвили - легендарной балерины нашего времени. Она впервые танцевала в Киеве, и в последствии еще дважды выступала на сцене НОУ — в «Лебедином озере» и в «Баядерке» вместе с киевской труппой.
9 июня в Национальной опере проходит Бенефис примы театра Елены Филипьевой, в котором помимо виновницы торжества выступили мировые звезды — Фарух Рузиматов, Юрий Смекалов и сам Денис Матвиенко.
6 декабря состоялась еще одно событие — киевская премьера балета «Quatro» в хореографии Эдварда Клюга. Эта постановка была создана ранее специально для двух дуэтов Дениса и Анастасии Матвиенко и Леонида Сарафанов с Олесей Новиковой. Все четверо тогда танцевали в Санкт-Петербурге. За исполнение партии в этом балете Леонид Сарафанов получил самую престижную театральную награду России - «Золотую маску», а сам балет был номинантом этой премии. В этом исполнении киевляне впервые увидели этот балет летом 2011, а в декабре балет станцевали уже солисты киевского театра.
В декабре 2012 — январе 2013 проходят гастроли балетной труппы НОУ в Японии, высоко оцененные и зрителями и критиками. В буклетах Денис Матвиенко значится как художественный руководитель балета.
Первой крупномасштабной премьерой под собственным руководством Денис Матвиенко решил сделать «Баядерку» в хореографической редакции великой Натальи Макаровой. Он долго доказывал, что такая постановка и имя прославленной балерины поможет балетной труппе НОУ вырасти в глазах мировой балетной общественности, поднять театр на новый уровень. Он был услышан бывшим Министром культуры Михаилом Кулиняком и премьера состоялась – с оглушительным успехом.
Но в этой балетной бочке меда оказалась целая ложка дегтя.
«Накануне премьеры «Баядерки» я узнал о том, что не являюсь художественным руководителем балета и, как оказалось, им и не являлся. Это случилось в начале февраля, – рассказывает Денис Матвиеко. – Я не хотел раздувать скандал накануне премьеры, в то время когда в театре находилась Наталья Макарова, которой было бы непонятно, как может руководить человек в течение полутора лет, если он не является номинальным руководителем».
Чтобы выяснить ситуацию, Денис обратился с гендиректору театра Петру Чуприне. И выясняется, что заявление, которое он написал в ноябре с тем, чтобы его приняли на ставку художественного руководителя балета, подписано не было. Все эти полтора года – начиная с ноября 2011-го – Матвиенко проводил гастроли, составлял репертуар, выписывал составы на спектакли, подписывал заявления, фактически не имея на то оснований. «Это грубое нарушение, грубый обман — в первую очередь меня и моих артистов», – возмущается он.
Все эти события стали поводом для тематической пресс-конференции. Последней каплей послужило то, что 27 марта с сайта Национальной оперы Украины, из раздела «руководство» исчезла фамилия Матвиенко. Исчезнув – переместилась в раздел «Солисты балета»: Денис Матвиенко был зачислен на должность артиста балета — ведущего мастера сцены Национальной оперы Украины. Зачислен согласно заявлению, поданному им в ноябре 2011-го.
А на должность художественного руководителя балетной труппы назначена народная артистка Украины Анико Рехвиашвили, профессор, балетмейстер, хореограф». Она уже поставила на сцене театра два балета как балетмейстер-постановщик: в 2011 году «Венский вальс» на музыку Штраусов, а в 2006 «Даниэллу» композитора Михаила Чембержи.
«Со мной так не поступали ни в одном театре мира. Я искренне верил, что смогу поднять уровень балета в Украине и смогу вернуть наш театр на мировую балетную карту. Я знаю, что моя работа необходима артистам и зрителям. Но, к сожалению, не нужна руководству театра», - сказал Денис Матвиенко на пресс-конференции в понедельник.
Он также заявил, что при нынешнем руководстве театра не видит для себя никакой возможности работать в Национальной опере Украины ни в должности художественного руководителя балета, ни в должности солиста: «Я не хочу, и не буду играть по правилам «серости». Мой план преобразований балета неукоснительно выполнялся в течение полутора лет. Я и моя команда готова реформировать культурную жизнь страны и дальше. Видимо это и не устраивает руководство театра».
Вместе с этим, генеральный директор театра Петр Чуприна очень сдержанно реагирует на сложившуюся ситуацию, сожалеет, что в труппе из-за поведения Матвиенко произошел раскол, но при этом в интервью одному из телеканалов директор выразил надежду на то, что Матвиенко останется работать в Киеве: «Я думаю, он успокоится, будет работать и со временем вырастет в руководителя».
Анико Рехвиашвили ее назначение на пост худрука балета не удивила: балетмейстер заявила, что переговоры на эту тему шли уже давно.
Нынешний министр культуры Леонид Новохатько тоже не спешит подливать масла в огонь: признавая, что у Дениса Матвиенко есть талант солиста, отмечает: «Если же говорить о педагогических способностях, менеджерских — это совсем другая работа. И не всегда прекрасный солист может быть руководителем».
Впрочем, с мнением министра и гендиректора театра не согласен Михаил Мессерер, главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра, многолетний педагог Лондонского Ковент-Гардена (с 1982 по 2008): «Михайловский театр был бы счастлив иметь у себя такого коллегу, человека, который зарекомендовал себя блестяще на посту руководителя киевского балета за столь короткий срок». Мессесер уже работал с Денисом и не оспаривает его организаторские таланты. «Я своими глазами видел, как четко он все организовал, как труппа его слушается. Мы в кратчайшие сроки поставили спектакль».
Михаилу Мессереру вторит и Сергей Данилян, известный балетный продюсер, привозивший в Киев проекты «Короли танца» и труппу из США Complexions: «Денис с его авторитетом и репутацией в балетном мире достоин лучшего отношения к себе на родине. Он согласился возглавить балетную труппу в родном театре и вывести ее на новые горизонты, пытается достаточно успешно обновить репертуар и гастрольную карту, вырастить молодое поколение будущих звезд. Украинская школа дала миру очень много звезд, которые сегодня не танцуют в Киеве. И Денис один из немногих, кто вернулся на родину, чтобы продолжить свою карьеру».
Что будет делать в данной ситуации Денис Матвиенко, кажется, неизвестно даже ему самому. Сейчас ему поступают предложения от ведущих российских театров. Но с какой стороны ни посмотри на сложившуюся ситуацию, она однозначно неприглядная, в первую очередь, для наших театров.
На Западе смена художественных руководителей театров происходит гораздо толерантнее и нежнее. Например, Начо Дуато, нынешний худрук Михайловского театра в Санкт-Петербурге уже знает, что будет делать в 2014 году, когда закончится его контракт с этим театром: он возглавит Берлинский балет. А Владимир Малахов (кстати, также уроженец Украины), возглавляющий эту труппу с 2002 года, в свою очередь, предупрежден об этом заблаговременно.
За Дениса Матвиенко можно не переживать - именитый танцовщик без работы точно не останется. А вот относительно перспектив дальнейшего развития - именно развития, а не заштатного прозябания - НОУ, возникают серьезные вопросы.