Такова, увы, наша традиция, давняя и стойкая. Традиция «беспрецедентного права», когда судебные решения принимаются, в случае необходимости, по требованию представителей исполнительной власти.
Очень давно, 30 октября 1885 года К.П.Победоносцев вручил царю доклад «О необходимости судебных реформ», где предлагал «пресечь деморализацию, которую распространяет в обществе публичность судебных заседаний». Предложенные сегодня, в году 2012-ом изменения в системе судебной власти Украины подобных мыслей не содержат. Без иронии, серьёзно пишу: предложенные новыми законами новации могут быть важным шагом к нашей европеизации и как общества, и как государства. Могут. Но – не будут. И не только по причине дисфункциональности и коррумпированности наших судов.
Успешная система здравоохранения предусматривает эффективное функционирование специализированных отраслей медицины. Самый лучший, самый информированный семейный врач не может спасти пациента с кардиохирургической или нейрохирургической патологией, не может провести трансплантацию органа. То же и в системе высокофункциональной юстиции, судьи также имеют, в большинстве своём, определённую законом (и здравым смыслом) специализацию. Также, в основном, работают и адвокаты, и следователи, и другие участники процесса в юстиции. Определение обстоятельств в случае необходимости решения судьбы ребёнка также требует специальных знаний и навыков. Собственно этим и занимается ювенальная юстиция, т. е. специальная отрасль права и специальная отрасль правосудия. У нас её, ЮЮ, пока нет, но вскоре – будет.
Боюсь, и в этом случае всё случится по покойному Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда!». Положим, будут подготовлены по специальным программам специальные судьи. Допускаю, уровень коррумпированности этих судей будет значительно ниже такового в наших хозяйственных судах. Могу даже предположить, что исполнительная власть не будет «советовать» этим судьям желательные решения… Как видите, предполагаю идеальную картину. На самом деле, и этот предположительный идеал не сможет функционировать успешно. Потому что юридические декларации к реальной жизни не имеют никакого отношения.
Поясню: нужны квалифицированные эксперты (психологи, психиатры, социальные педагоги и т. д.). Их нет. Есть доктора и кандидаты наук, есть сотни ежегодно выпускаемых университетами дипломированных специалистов, а серьёзных, квалифицированных экспертов – нет. А что делать с юными алкоголиками и наркоманами, где их лечить, где их реабилитировать? К счастью, здесь процессы осознания реалий начинаются, с приходом в министерскую должность Р.В.Богатырёвой чиновники Минздрава перестали публично утверждать, что «детская наркологическая система у нас есть». Осознали, задумались. Вполне возможно, что и специальные службы создадут. Только и здесь – вопрос, а должен ли Минздрав создавать социальные наркологические реабилитационные службы, коль у нас существует и такое министерство – социальной политики? К счастью, в последние годы Минздрав признал существование в стране детей, страдающих аутизмом, ранее такого диагноза в Украине не было… Диагноз уже возможен, признан, но вот центров реабилитации для таких детей нет. Как и не было. Но и здесь вопрос: в каком ведомстве открывать такие центры? Неужели опять в Минздраве? Мы, врачи лекарствами «от аутизма» не обладаем, здесь нужна тяжёлая ежедневная работа психологов, социальных педагогов и, разумеется, самих родителей. Тех самых родителей, которые иногда предпочитают передать свои воспитательные функции лошадям и дельфинам…
Как видите, не в одной юстиции дело. Тем более, что Ю.Ю. – не только проблема правосудия. Я бы вообще отказался от употребления словосочетания Ювенальная Юстиция. Туманный, непривычный для нас термин. А иногда – устрашающий. У детей действительно существуют права, и мы, взрослые обязаны их соблюдать. Этим, кстати, вполне эффективно уже занимаются два омбудсмена, детский и взрослый. И госпожа Лутковская, и господин Павленко пытаются что-то полезное вырастить в этой не знавшей воды пустыне. Смогут ли? Сами – не смогут. Даже и с помощью Министерства юстиции. Законопроекты мы писать уже научились. И принимать их. А живём по старинке. Традицией и задним умом крепки.