Украинская православная церковь активно формирует виртуальную епархию в интернете.
Более 500 из 12 000 священников зарегистрированы в социальных сетях и активно ведут блоги, а 25% прихожан общаются со священнослужителями посредством интернета.
Об этом сообщили в отделе внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ КП, - пишет "Фокус".
В УПЦ МП также наблюдают стремительную виртуализацию прихожан и духовенства.
«В сети значительно больше священников, чем числится официально. Но многие прячутся за выдуманными именами и никами», — констатирует пресс-служба УПЦ МП.
Кроме того, в последнее время наблюдается также виртуализация церковных ритуалов. Это касается, прежде всего, практикование священнослужителями online-молитв, для участия в которых создаются закрытые группы в социальных сетях.
Так, глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко создал в Facebook группу, члены которой выбирают время и тему для совместной молитвы.
«Сейчас в группе около 80 участников, — рассказывает Коваленко. — Каждый из них просит помочь близкому для него человеку». Затем составляется график: за кого и когда все начнут дружно молиться.
Заявку на молитву можно подать также на сайтах многих епархий. Для этого нужно вписать имена в специальную форму. «Способ подачи заявки не имеет значения, церковь не осуждает такое явление», — подчёркивают в пресс-службе УПЦ МП.
Помимо виртуализации молитвенного процесса растет число верующих, которые считают необязательным церковное посредничество. Именно для таких прихожан в интернете начали массово появляться онлайн-часовни. В них можно помолиться за ближнего своего без участия священнослужителей.
Многим священникам такая практика кажется богопротивной. «Я против виртуальных церквушек, — говорит протоиерей Александр Овчаренко. — Если онлайн-богослужение ещё можно понять, то из-за интернет-часовен происходит десакрализация таинств».
Как отмечают сами священнослужители, православная церковь из-за своего консерватизма начала осваивать интернет позже своих более гибких конкурентов. В социальных сетях существует множество сообществ протестантских церквей с тысячами участников.
Например, у странички Макеевской протестантской церкви в Facebook 2384 читателя. «Христианская церковь «Божий мир» с 2007 года имеет свой сайт в интернете. Там регулярно обновляются проповеди. Проповеди различных церквей также круглосуточно транслируют по трём интернет-каналам: cnlnews.tv, svitle.org, video.emmanuil.tv», — рассказывает священнослужитель церкви Григорий Кореновский. А религиовед Филиппович отмечает: «Если православная церковь не займёт эту виртуальную нишу, её займут другие конфессии».