Учителей приказ Минобразования возмутил. Многие вообще отказываются его исполнять. Неужели среди наших педагогов - одни коррупционеры, которые боятся рассказать о своих доходах? Нет, просто среди них много образованных и трезвомыслящих людей. И этим людям неприятно чувствовать, что их держат за идиотов.
Итак, МОНМС взывает к закону о противодействии коррупции, а точнее к одному из его пунктов. Согласно нему, отчитываться должны все должностные лица, получающие зарплату за счет государственного или местного бюджета. Следуя логике чиновников, самые страшные коррупционеры среди них — учителя. Хватит им уже по Куршавелям ездить и лобстерами со «Вдовой Клико» баловаться, пора и с народом делиться.
Более того, министерство требует «обеспечить подачу деклараций [работников образования] по месту нахождения их личных дел». Согласно закону, декларации нужно действительно подавать именно по месту работы. То есть учителя сдают декларации директору школы, а он передает их в местное управление образования. При этом никто не фиксирует факт получения деклараций никаким документом. Как и не расписывается под обещанием соблюдать конфиденциальность. Одно дело — отчет налоговой, но почему учителя должны рассказывать о своих личных финансовых делах всему честному народу (мало ли насколько любопытным окажется директор)? Или педагогов уже приравняли к министрам и нардепам? В таком случае, где повышение учительских зарплат до уровня депутатских?
Кроме того, согласно закону «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», декларации нужно подавать до 1 апреля. А Министерство «проснулось» только за три дня до конечной даты — письмо датировано 27 марта. На места же оно прибыло и вовсе 29-го (во всяком случае, знакомым учителям о нем сообщили именно 29-го вечером). Заполнять декларации педагоги стали 30 марта: процесс затянулся, так как большинство «коррупционеров» делали это впервые. К тому же формуляр декларации — та еще головоломка. В общем, на бумажную волокиту ушел целый день, а следующий — 31 марта.... пришелся на субботу.
Подать документы учителя просто не успели. Тут бы Министерству и остепениться — но нет. Декларации требуют заполнить, хоть и не в срок. Процедура получается весьма комическая. «Я за отчетный период получила две Грамоты в рамочках. Их стоимость записала в доход», - пишет Наталья Харченко, одна из учителей-читательниц LB.ua. “Мне нужно сидеть и пересчитывать по всем платежкам, сколько я за прошлый год уплатила коммунальных платежей и процентов по кредитам. Кому это надо, если у меня нет побочных доходов и вся зарплата идет «по- белому»?», - возмущается учительница Татьяна Николова.
А знакомая педагог из провинции и вовсе рискует пойти под суд: «В прошлом году я состояла в комиссии по экзаменации. Немногим позже моя мама, живущая в селе, решила переписать на меня дом и земельный участок. Это проще и дешевле, чем оформлять завещание. По декларации получится, что я после выпускных экзаменов вдруг разжилась усадьбой. Не знаю, что и делать: напишу — обвинят в коррупции, не напишу — в укрывательстве».
Таким образом, у Министерства образования появился еще один метод запугивания учителей. Очень удобно, если потребуется скрывать от общественности реальные проблемы сферы — учителя просто не будут о них говорить, опасаясь преследований за «коррупцию». А рассказать им есть о чем: дефицит учебников, «оздоровление на асфальте» вместо полноценного летнего отдыха, неопределенность финансирования для национального проекта «Открытый мир» и много чего другого. Только теперь об этом самым страшным украинским коррупционерам — учителям — лучше помалкивать.