Медреформа во сне и наяву

Сразу оговорюсь, что поездка была организована Министерством здравоохранения (за что ему огромное спасибо) – то есть показывали не рядовые сельские амбулатории, а лучшее, что сегодня имеет наша семейная медицина. Общее состояние отрасли вы можете наблюдать в ближайшей районной поликлинике - в селах творится примерно то же самое с поправкой на масштаб. Поскольку отсутствием ремонта, медикаментов и хамским отношением к пациенту редакцию society.lb.ua не удивишь, мы решили удивиться противоположному – и с удовольствием отправились смотреть на сельские амбулатории, где все устроено самым лучшим образом.

Медреформа во сне и наяву
Фото: Макс Левин

В Хмельник Винницкой области мы прибыли одновременно с министром здравоохранения Александром Анищенко. Атмосфера в городе – что-то среднее между подготовкой к визиту КРУ на крупном предприятии и родительским днем в пионерском лагере. Министр приехал на коллегию, которая проходила на территории Медицинского центра реабилитации железнодорожников. И торжественно объявил о старте медреформы – с 1-го сентября ее будут внедрять в Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областях и в городе Киеве.

Планы по реформированию здравоохранения расписаны на долгие годы вперед. С 1-го сентября этого года по 1-е июня 2012-го в пилотных регионах будут создаваться центры первичной медицинской помощи. Вторая половина будущего года будет посвящена созданию госпитальных округов (территориальной реформе здравоохранения). Уже в 2014-ом году медицинская реформа выйдет за пределы пилотных регионов и будет внедряться по всей стране. За 3-5 лет Украина должна подготовиться к внедрению медицинского страхования.

Выслушав оптимистичное выступление министра, мы отправились в Центр первичной медико-санитарной помощи в Хмельнике. Возможно, вам покажется странным, что реформа в пилотных регионах стартует в сентябре, а нам ее показали уже «готовенькой». По крайней мере, когда я писала первый текст о медицинской реформе, меня очень удивил тот факт, что реформы еще нет – тогда даже закон о пилотных регионах еще не был принят – а новшества уже активно внедряются. Как объяснили мне специалисты, руководство нескольких регионов принялось реформировать отрасль самостоятельно, не дожидаясь официального предложения от Верховной Рады. Именно эти регионы в итоге стали пилотными – таким образом местных начальников то ли наградили, то ли наказали за инициативу.

Центр ПМП в Хмельнике организован на базе районной поликлиники. Центр обслуживает население и координирует работу 11-ти сельских амбулаторий. Тут чисто, красиво, свеженький ремонт, вагонка на стенах, напрочь отсутствует специфический больничный запах. Нет и очередей – что, конечно, странно. Со скамеечки спокойно взирает на суетливую беготню врачей и журналистов единственная пациентка – Раиса Николаевна.

Фото: Виктория Герасимчук

«Главное, чтобы доктор был хороший, - неуверенно рассуждает она о реформе. – Вообще лучше тут врачи относятся. Действительно семейная медицина». Впрочем, в разговоре быстро выясняется, что Раиса Николаевна пришла к тому же врачу, к которому раньше ходила в поликлинику, так что с внедрением реформы для женщины ничего не изменилось.

Планируется, что на первичном уровне медицинской помощи будет обслуживаться до 90% всех пациентов. «Сегодня жалоб на неудовлетворительное обслуживание практически нет, - говорит главврач Хмельницкой районной поликлиники Владимир Сивак. – Вы видите это помещение – все, что было лучшего в поликлинике, мы отдали под центр. Но чтобы достичь тех процентов, о которых идет речь, нужно усовершенствовать материально-техническую базу: у нас есть проблемы с санитарным транспортом, рентген-оборудование мы каждый год ремонтируем...»

В Центре работает 44 врача и 106 медсестер. Ангелина Гаврилюк, врач общей практики (это то же самое, что семейный врач) раньше работала педиатром. Потом прошла шестимесячные курсы на базе Винницкого медицинского университета, и вот она уже занимается не только детьми, но и оказывается помощь при простых заболеваниях взрослым. «И как у вас со взрослыми?», - спрашиваю у Ангелины Александровны. Она сначала храбрится и говорит, что специфика работы конечно есть, но со всем можно справиться, а потом признается: «Если бы могла выбирать, была бы педиатром. Дети – это ангелы, а взрослые…»

К ней на прием до сих пор записываются в основном с детьми – взрослые со своими проблемами захаживают редко. Ведь пациенты привыкли к тому, что Ангелина Александровна – педиатр, а что за семейные врачи такие – еще предстоит разобраться.

Фото: Виктория Герасимчук

Спрашиваем врача о его зарплате. Коллега задает провокационный вопрос: считаете ли вы, что вам платят нормально? «А 1300 гривен – это по-вашему нормальная зарплата?!» - спрашивает в ответ доктор. Чиновники от медицины уверяли журналистов, что максимальная зарплата врача общей практики – 2900, в то время как терапевта – 1600. Но нам семейный врач с зарплатой в две тысячи (не говоря уже о 2900) почему-то не встретился. Ангелина Александровна говорит, что после переквалификации ее заработная плата увеличилась примерно на 10%.

Врачей общей практики для осуществления реформы пока что категорически не хватает – при потребности в 33 тысячи сегодня работает только 8. При этом, планируется, что с 2020-го года первичную медицинскую помощь будут оказывать только врачи общей практики. Вот педиатры и терапевты и превращаются во врачей семейной медицины. Причем, как рассказывали LB.ua киевские медики, иногда процесс превращения проходит принудительно. Как нетрудно догадаться, если даже в «показательном» центре семейные врачи признаются в том, что переквалификация им не по душе, то в обычных доктора прямо говорят: они в ужасе и никогда бы не пошли на это по доброй воле.

Что же касается зарплат, то изменится сама схема оплаты работы медиков. Как рассказал Анищенко во время своего выступления на коллегии, после внедрения реформы зарплата медработников будет состоять из двух частей: ставки плюс надбавка за качество и количество работы. Правда не совсем понятно, станет от этого зарплата медиков больше или нет. Речь о том, что здравоохранению достанется бОльший процент ВВП, пока что не идет. Соответственно, ожидать увеличения зарплат было бы наивно – откуда возьмутся деньги? Конечно, реформа предполагает усушку, утряску и усадку, но в условиях хронического недофинансирования они вряд ли принесут средства, достаточные для существенного увеличения зарплат всем медикам.

Едем дальше. Следующий пункт назначения – амбулатория общей практики – семейной медицины в селе Скаржинцы Хмельницкого района. Амбулатория выглядит еще красивей, чем Центр, - в саду среди цветов, вся новенькая, отремонтированная, сияющая. Хорошо оснащенная: здесь есть даже аппарат искусственной вентиляции легких. Правда, у этой амбулатории есть секрет: ее финансирует лично народный депутат Иван Куровский, выходец из этих мест. Тот самый нардеп-бизнесмен Куровский, который незаконно застраивает территорию Октябрьской больницы в Киеве. Оказывается, на вырученные от своего строительного бизнеса деньги Куровский обустраивает рай в родном селе – там он считается, и местных жителей можно понять, меценатом и святым человеком. Как вы считаете, читатели, смеяться или плакать?

Одно ясно – с внедрением медреформы эта амбулатория никак не связана.

Впрочем, как говорила Раиса Николаевна, главное – это хороший врач, а техника вторична. Местный врач производит очень хорошее впечатление. «Работаю здесь я, семейный врач, а кроме меня еще есть фельдшер, медсестра, санитарка, - рассказывает глава амбулатории Надежда Бабенко. – Фельдшер работает круглосуточно. Бывает, что и мне ночью нужно выехать. Обслуживаем 1180 человек с детьми. Оказываем первую помощь, а если что серьезнее – отвозим в райцентр, в Хмельник. Вот недавно покусала собака девочку девятилетнюю – своя собака в доме. Ребенок в шоке. Мы наложили повязки и отправили в травматологию в Хмельник».

Надежда Бабенко
Фото: Виктория Герасимчук
Надежда Бабенко

При амбулатории работает стоматологический кабинет – местным жителям здесь ремонтируют зубы бесплатно. Открыли амбулаторию в 2008-ом году, раньше в селе действовал только ФАП, а врача не было.

Фото: Виктория Герасимчук

Как уже писал LB.ua, реформа подразумевает оптимизацию сети медицинских учреждений. И в обществе это вызывает серьезные волнения: люди боятся, что под шумок с целью экономии будут закрыты небольшие учреждения, а до больших попробуй еще добраться. Лидия Диденко, начальник Винницкого областного управления здравоохранения и курортов, уверяет, что пока в рамках реорганизации закрыли только два маленьких фельдшерско-акушерских пункта. «И перед этим мы спрашивали разрешения у каждого местного жителя, - говорит Диденко. – Там ничего не было, в тех ФАПах, даже персонала – одно название. За счет реорганизации сократили 330 коек в районных больницах. Но при этом не сократили ни единого врача, ни одной медсестры! Только несколько пошли на пенсию по собственному желанию».

Наш последний пункт назначения – село Севериновка Жмеринского района. Место это заслуживает отдельного материала: все здешние достижения – заслуга местной общины. Район, конечно, помогает с финансированием – но помогают больше тем, кто и сам старается что-то сделать. В первую очередь руководство хвастается положительной демографической тенденцией: в Севериновке рождаемость превышает смертность. «У нас это очень интересное село, мы тут хотим полностью отойти от газа, перейти на альтернативные источники, - говорит глава Жмеринской РДА Юрий Твердохлиб. – У нас тут и ветряная мельница, и солнечные батареи, и котел».

Фото: Виктория Герасимчук

Рядом с амбулаторией стоит автомобиль, на котором врачи ездят к пациентам, иногда отвозят больных в райцентр. Автомобиль не простой – это один из тех «Опелей», которые были закуплены правительством Тимошенко. «Только ж вы не фотографируйте его!», - пугаются местные. Напомню, нынешняя власть пытается доказать, что покупка «Опелей» была совершенно бесполезной, потому и получается, что машины есть – а пользоваться ими вроде как и нельзя, чтобы не противоречить политике партии. Крайне глупой политике, кстати, раз уж машины есть – почему ими не пользоваться? Вполне логично, что в селах врачи на них ездят, ведь других автомобилей у них нет. Я очень надеюсь, что публикация не принесет неприятностей руководству района – и постараюсь это отследить.

Фото: Виктория Герасимчук

Амбулатория, как рассказывают Твердохдиб и сельский голова Александр Христюк, отапливается энергией земли – рядом закопан огромный котел, обогрев происходит за счет разницы температур. Журналистам показывают технику на грани фантастики, хотя меня больше поражает палата – при амбулатории есть дневной стационар, а я только накануне ездила проведывать товарища в одну из киевских больниц. Видела серые, грязные, вонючие палаты со старинной железной мебелью, хотя, что я рассказываю – вы тоже наверняка их видели. А посмотрите-ка на вот это:

Фото: Виктория Герасимчук

Неужели трудно оборудовать такие палаты всюду? Неужели для этого нужно ждать милости от Верховной Рады или пришествия мессии в кресло президента?

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram