Напомню, что Ларс фон Триер на пресс-конференции в Канне, посвященной показу своей «Меланхолии», отвечая на вопрос о своих немецких корнях и о музыке Вагнера в фильме, заявил, что с «пониманием» и «симпатией» относится к Гитлеру. Итальянская «La Stampa» процитировала его слова так:
«Долгое время я думал, что я - еврей, и был этим горд и счастлив. А теперь я обнаружил, что я в действительности нацист, и это доставило мне удовольствие. И я хочу всем этим сказать следующее: я понимаю Гитлера и даже отчасти симпатизирую ему. Нет, это не значит, что я одобряю Вторую мировую войну или имею что-либо против евреев, хотя Израиль - это та еще боль в заднице», — заявил фон Триер. И добавил: «Мы, нацисты, совершаем великие дела…».
Дирекция кинофестиваля потребовала у режиссера объяснений, после чего он принес свои извинения, утверждая, что он «не антисемит, не нацист и не расист». Организаторы фестиваля приняли это к сведению, но заявили, что «никогда не позволят делать из мероприятия сцену для подобных заявлений».
И фон Триеру ещё повезло, что он так высказался не по поводу мусульман или ислама, а то, извиняйся не извиняйся, не сносить ему головы. Помните историю с датскими же, кстати, карикатурами на Мухаммеда или трагические последствия сожжения корана полоумным пастором из Америки?.. А так, только попросили с фестиваля, даже кино оставили, да ещё и приз дали!
Вскоре, в интервью корреспонденту “Евроньюс”, режиссер так объяснил мотивы своего поведения:
«“Евроньюс”: - Как вы могли забыть или не учесть, что шутить на тему Гитлера и евреев может быть весьма опасно?
Ларс фон Триер: - Потому, что я часто шучу таким образом в моей компании. Просто я забыл, и очевидно это была огромная глупость с моей стороны, что в тот момент я обращался к миру. Всё шло хорошо, и вдруг я выдал нечто совершенно идиотское. Мне искренне жаль!..».
Звучит чинно и благородно, и весьма логично, и в этот момент я ему искренне верю. Сорвалось с языка, знаете ли, с кем не бывает.
Но когда стороны уже прощались, фон Триер неожиданно выбросил в сторону телезрителей кулак с вытатуированным на нём сакраментальным - «FUCK», и воскликнул: “А теперь я - коммунист!”, – и продолжая бормотать - “Почему я не могу быть коммунистом?..”, – пошёл прочь от камеры.
Как вам «коленце»?.. Но дальше, больше! Журнал «Фокус» на своём сайте недавно сообщил, что, по словам режиссера, в следующем своем фильме он собирается исследовать разницу между Западной и Восточной церквям. Что, думаете, образумился, «enfant terrible»? Как бы ни так - новая его картина будет снята в жанре… порно!.. Представляете?..
На вопрос о том, как он собирается связать порно и христианство, фон Триер ответил:
«Это как раз очень просто. Там будет много философских рассуждений и всякого бла-бла-бла. А потом герои начинают сравнивать Баха и христианство с сексом. Это будет забавно!».
Вот что на это можно сказать? Вполне возможно, что фон Триер снова сболтнул лишнего, или прикалывается, или просто провоцирует публику. Всё может быть. Но невольно начинаешь вспоминать, что в последние годы у мэтра появились весьма серьёзные проблемы с психикой и связанные с этим тяжёлые приступы депрессии.
«Два года назад я впал в депрессию, - чистосердечно делится он, - Для меня это был новый опыт. Всё, что только существует на свете, казалось пустым, бессмысленным. Работа не шла. Спустя полгода, просто чтобы поупражняться, я написал сценарий. Он был завершён и воплощён на пленке без особого энтузиазма, вполсилы — мои физические и умственные способности использовались примерно наполовину».
Результатом этой депрессии Ларса фон Триера стал фильм ужасов «Антихрист», премьера которого состоялась 18 мая 2009 года на Каннском кинофестивале. Фильм немедленно вызвал бурное обсуждение, вызванное, в основном, присутствием впечатляющих сцен изощрённого садизма замешанного на крутом сексе.
Между прочим, именно депрессия, в настоящее время, — наиболее распространённое психическое расстройство на свете. Ею страдает 10 % населения Земли в возрасте старше 40 лет, причём, две трети из них — женщины.
Только ничего не подумайте, конечно, Ларс фон Триер никакой не сумасшедший, он умный, необычный и талантливый режиссёр. Но в последние годы его поведение мне очень что-то напоминало. Всё время появлялись какие-то зацепки, знакомые интонации, слова, поводы… Гитлер, садизм, коммуна, религия, секс… Но в целостную картину всё это никак не складывалось. И только когда появилось это его интервью о внутренней связи христианства и порнографии, я вспомнил. Ганнушкин!..
Конечно, Ганнушкин - известнейший психиатр и социолог, живший на рубеже прошлого и позапрошлого веков, и разработавший учение о патологических характерах! Когда-то, уж не помню с какой стати, я прочитал одну из его любопытных работ.
В ней Пётр Борисович утверждал, что три чувства, совершенно различные на первый взгляд, — агрессивность, сексуальная любовь и религиозное чувство, — если опираться на множество фактов и соображений, находятся друг к другу в большей близости, чем мы это раньше себе представляли. Но в этом ещё нет ничего плохого. А вот когда интенсивность их возрастает, и агрессивность трансформируется в жестокость, сексуальная любовь в сладострастие, а религиозное чувство в фанатизм, то это уже превращается в чистую кипящую патологию. А это уже болезнь!.. Не важно, реализуется ли она в тяжёлых поступках, или пока только в словах, или в фильмах.
Возьмём, допустим, любовь и злобу, - демонстрировал Ганнушкин странное родство всех этих чувств, - Они представляют собой две фундаментальные страсти, которые приводят человека в состояние высшей степени эмоционального напряжения, и прочно связаны между собой. Как пример, многие люди, в сущности здоровые, только несколько более пылкие и горячие, не могут себя удержать, и, достигая кульминационной точки любовного наслаждения, начинают кусать и царапать партнёра. Не говоря уже о садизме, мазохизме, эротическом тиранизме и множестве других проявлений немотивированного полового любовного насилия.
О схожести эротического и религиозного экстаза тоже рассказано уже предостаточно, особенно в художественной литературе, почитайте, хотя бы, «Нана» Эмиля Золя.
Религия и жестокость - и это не вопрос. Преступные и жестокие люди часто бывают очень религиозными, и наоборот - люди религиозные, а тем более фанатичные, оказываются чрезвычайно жестокими. «Религия не препятствует ни пороку, ни преступлению; она иногда даже способствует тому и другому», - писал философ Корре. Думаю, что примеры этого вы сами во множестве найдёте в нашей древней, новой и новейшей истории.
Я лишь сошлюсь на слова известного историка, одного из руководителей русского масонства Максима Максимовича Ковалевского, сказанные им когда-то по поводу нрава Ивана IV, известного нам больше, как Иван Грозный:
"Жизнь царя проходила между алтарем и камерой пыток, в обществе духовных лиц и исполнителей его бесчеловечных и жестоких приказаний. Часто он бывал и настоятелем монастыря и палачом, в одно и то же время. Он просыпался в полночь и его день начинался молитвой. Часто, присутствуя на обедне, он давал распоряжения самые свирепые и самые жестокие. После обеда царь вёл набожные беседы со своими фаворитами или шёл в камеру пыток, чтобы пытать одну из своих жертв".
А если к этому добавить, что смесь аскетизма, суровой набожности и свирепости дополнялась у Ивана необузданной и крайне аморальной сексуальностью, то вот вам во всей красе и являются нам три исчадия, три неумолимых наших демона: религиозный экстаз, жестокость и сладострастие!..
Причём, они всё время подползают, прячутся, иногда дополняют и усиливают друг друга, порой становятся неразличимы и взаимозаменяемы, но когда в любых конфигурациях выплывают на поверхность, - то быть беде, и без проблем уже не обойтись.
Вот о чём я подумал, выслушав очередное откровение своего уважаемого датского коллеги. В какой степени всё это имеет отношение к депрессивным киноисканиям и высказываниям господина фон Триера, судить не берусь, это дело психиатров, но определённое сходство с тем, о чём писал Ганнушкин, присутствует, несомненно. И это у меня пока единственная версия, делающая всё, о чём заявлял и о чём снимает своё кино знаменитый датский режиссёр, понятным, логичным и, я бы даже сказал, в чём-то, приемлемым.
Не зря же, французский психиатр XIX века Моро де Тур утверждал, что - «Болезнь может дать ключ к пониманию многих явлений из области морально-аффективной и интеллектуальной, она раскрывает их истинную природу».
Хотя, может у фон Триера всё это происходит совсем по иной причине. Не знаю. Но если причина не эта, то тогда почему?..