Пересадка костного мозга близких родственников могла решить проблему. Если подошло, если нет отторжения, если больной перенес вторую операцию, если операция прошла успешно.
Известно, что некоторые клетки нашего организма способны "впасть в детство" (читай, стать как бы стволовыми). А потом их можно уговорить стать нужными клетками. Это сложно, они плохо понимают, да и уговаривать мы только учимся. Однако не все клетки можно для этого использовать. И не во все превратить в результате. Да, можно клетку кожи превратить в нейрон, но не нейрон – в клетку кожи. Из той же кожи можно получить мышечную клетку, но не клетки крови.
Кроме того, подобные технологии имеют ряд ограничений, самое опасное из которых: клетки вырастут не только в желаемые кровяные тельца, а и в нежелаемые новые опухоли. Подобные “казусы” редко вызывают восторженный смех в палатах интенсивной терапии.
Однако, новая методика отличается от старой: фибробласты из кожи человека можно “уболтать” стать кроветворными клетками без “детского периода”, когда клетки глупые и могут натворить дел. Убалтывание происходит путем кормления клеток определенным фактором (“OCT4”) и коктейлями из регуляторных веществ цитокинов. После нескольких дней на такой специфической диете фибробласты приобретают главный признак кроветворных клеток: поверхностную молекулу CD45 и могут далее становиться любыми линиями клеток крови.
Важно то, что клетки фактически не проходят стадию стволовых. То есть, риск получить из них опухоль крайне низкий. Мик Батия (Mick Bhatia), руководитель исследования, надеется на скорейшие клинические испытания клеток и их дальнейшее применение в лечении.
Все эти техники носят общее название iPSC – induced pluripotent stem cells. То есть, активированные плюрипотентные (способные превращаться в разные клетки в дальнейшем) стволовые клетки. Несмотря на жесткие ограничения в данных методиках, они совершенно уникальны и имеют огромное будущее.
Растения легко восстанавливаются даже из маленького кусочка, украденного в саду, некоторые животные обладают фантастической регенерацией, так чем мы хуже? Да, мы не растения, как они мы никогда не сможем. Но мы уже можем выращивать, например, печень и нет сомнений, что данные технологии совершат, да и уже совершают, революцию в медицине.