Свою профессиональную деятельность артист начал в далекие шестидесятые. За это время он успел побывать Дедом морозом не только у многих поколений детсадовских воспитанников, но и у всех одесских мэров… кроме теперешнего.
- Анатолий Николаевич, расскажите, как вы стали Дедом Морозом?
- Я вечный Дед Мороз. Начал работать ним еще в институте, в 60-х годах прошлого века. Наш педагог писал сценарии и занимал своих студентов, чтобы они к Новому году могли заработать хоть какие-то деньги. В Киеве тогда, самым большим концертным залом был Октябрьский дворец, сейчас он называется Дворец Украины. Там каждый год проводили новогоднюю елку – главный утренник столицы. Много лет Деда Мороза на нем играл артист Павел Морозенко, но он погиб. Нужно было найти нового актера, и меня предложили на эту роль. И с того времени все началось. Я считался самым главным Дедом Морозом в Киеве.
- Вы много лет подряд поздравляли с Новым годом руководителей города, мэров. Расскажите, что они дарили, как принимали?
- В советское время мы с коллективом театра поздравляли секретарей Областного комитета КПСС. Только там не было никаких песен, все было официально. Я в костюме Деда Мороза заходил в кабинет Руслана Боделана, поздравлял стихами, а он в ответ дарил шоколадные конфеты.
Позже традиция перекочевала уже в независимую Украину. И мы стали каждый год поздравлять с колядками и песнями почти весь горсовет, приходили к экс-мэрам Эдуарду Гурвицу, Руслану Боделану. Руслан Борисович сам любил перевоплощаться в этого персонажа. Он брал в театре костюм Деда Мороза и поздравлял свою семью в новогоднюю ночь. И у Гурвица я тоже был Дедом Морозом. Обычно он в подарок давал ящик шампанского, и мы его в театре потом всем коллективом оприходовали.
- Что главное для Деда Мороза, каким он должен быть?
- У нас почему-то считается, что Дедом Морозом может быть каждый. Надел костюм, прилепил бороду - и вперед. А это не так, важно ведь еще что ты потом с детьми делаешь, что и как говоришь, как держишься. Дети – это самый сложный зритель. Поэтому Дед Мороз обязательно должен быть хорошим актером, иметь поставленный голос. Хорошо когда он поет, потому что вот я, например, всегда пел песню «Разыграйтесь метели…» и дети сразу обращали внимание. С первых секунд моего выхода они верили, что я настоящий. А бывает, что маленькие совсем ребята, они начинают плакать, прятаться. Тогда стоит перестать обращать внимание на тех, кто испугался, а позже они и сами привыкают и подтягиваются к общей игре.
- Вы играете роль Дела Мороза уже около 50 лет, скажите, за этот период изменились ли сами дети?
- Я бы не сказал, что они сильно изменились. Во все времена они верили во что-то волшебное и ждали подарков. Только запросы конечно у них меняются. Самое интересное, что и костюмы у них почти одни и те же остаются. Всегда детишек наряжали в кукол-петрушек, снежинок и зайчиков. Только сейчас они стали более искусными, родители очень стараются, готовя ребенку новогодний костюм.
- А вы в детстве верили в Деда Мороза?
- Я вырос в таком глухом селе, что их там и близко не было. Никто не знал кто это такой. Там даже елок не было, вокруг рос лиственный лес. Елка считалась большой роскошью. Уже когда в классе 10-м учился, тогда конечно уже были елки и Дед Мороз. Но тогда я не думал, есть ли он на самом деле или нет. А вот сейчас я в него верю. Думаю, что он все-таки, где-то есть. Самый главный. Может в Финляндии, или в Норвегии. Я бы очень хотел к нему съездить и познакомиться.
И есть у меня еще одна мечта. Я когда-то на День города играл Нептуна, еще при СССР. Он проводился на стадионе и вот я тогда спускался к зрителям на вертолете. Это было шикарно. Я бы хотел еще в образе Деда Мороза так появиться, где-то перед мэрией. Это было бы действительно сказочно.
Справка
Переехав в Одессу, Анатолий Николаевич продолжает работать в Одесском академическом Украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько и радовать зрителей. А уникальная возможность увидеть артиста в роли Деда Мороза сейчас остается лишь у воспитанников садика, расположенного по соседству с домом Анатолия.