17 апреля в Одессе вновь обретет статус божьего храма и откроет свои двери для прихожан после длительной и сложной реконструкции Кафедральный евангелическо-лютеранский собор св. Павла, известный одесситам как Кирха.
Строительные реконструкционные работы в здании Кирхи велись на протяжении пяти лет. За это время рабочие укрепили церковные стены, соорудили новый потолок и крышу, отреставрировали фасад, возвели административную пристройку и завершили внутреннее художественное оформление церкви. На все это Лютеранская церковь земли Бавария совместно с немецким правительством затратила около 7 млн. евро. Завершающим этапом возобновления собора станет церемония торжественной литургии освящения, которая, согласно церковным канонам, является обязательной для любого вновь построенного либо отреставрированного храма.
Самая сложная часть работы пришлась на фасад
Все фото: most-odessa.info
"С момента постройки в 1827 году до 1942 года церковь была по-настоящему божьим храмом. А потом ее использовали для всяких других целей: в качестве спортзала, библиотеки, концертного зала, пока она не сгорела в 1976 году. Теперь же произойдет новоосвящение кирхи, что вернет ей священный статус", - говорит епископ немецкой лютеранской евангелической церкви Украины Улан Шпалингер.
По словам епископа, вести церемонию освящения будет проповедник - епископ евангелической церкви Германии доктор Иоганес Фридрих. Кроме того, участие в торжественном мероприятии примет и заместитель епископа евангелической лютеранской церкви из Санкт-Петербурга.
Работы в Кирхе еще ведутся
В этот же день в Кирхе состоится освящение церковного органа. Как утверждает У. Шпалингер, традиционные концерты органной музыки, первым из которых станет субботний концерт ансамбля духовых инструментов из Регенсбурга, внесут важный вклад в культурную жизнь Одессы.
А уже в воскресенье полностью восстановленная и освященная Кирха откроет свои двери для прихожан, пришедших на традиционное воскресное богослужение, ну а первое, что предстанет их взорам - фасад здания, воссозданный в первозданном виде по проекту архитектора Александра Голованова.
Немецкие мастера воссоздали витражи для Кирхи
Именно эта часть работы далась строителям с наибольшим трудом, так как, на момент начала реконструкции, стены здания "разъезжались" в разные стороны, а управление по охране памятников полностью отвергло предложения главного застройщика (НЕЛЦУ) и генерального подрядчика (фирма "Эко-строй") о перестройке храма и твердо настояло на восстановлении существующего здания. А вот аварийное состояние абсиды - боковой пристройки с полукуполом, вызвало беспокойство даже у чиновников, которые приняли решение о ее демонтаже. Освободившееся место отдали под постройку административного здания, внешне соответствующего стилю церкви.
Как рассказал инженер по техническому надзору Владимир Лебедев, с прежней схемы здания исчезли еще две небольшие пристройки, одна из которых служила складом для угля, а вторая - некой котельной.
Скамейки из красного дерева достались в наследство Кирхе от двух немецких церквей
Обязательным условием для проведения реставрации было также соблюдение новых правил сейсмоустойчивости. С этой целью строители снабдили стены церкви железобетонными сердечниками, а в колокольне, оснащенной новыми колоколами, установили стабилизирующий металлический каркас.
Первоначальный вид фасада дополняют и вновь созданные массивные деревянные двери, восстановленные по старым фотоснимкам.
"Во время проведения работ нам удалось найти несколько металлических дверных накладок, которые ранее крепились на дверях храма, и мы решили частично оснастить ими новые входы", - рассказывает В. Лебедев.
Их общая вместимость - более 500 человек
Стоит отметить, что если внешний вид церкви теоретически поддавался реконструкции, то внутреннее убранство храма было безвозвратно утеряно. Поэтому интерьер собора инженеры-строители создавали "с чистого листа".
Визит в собор Святого Павла начинается с экскурса в прошлое: сразу при входе символическая мемориальная доска в виде памятного креста служит своеобразным скорбным назиданием для всех посетителей.
"Мемориальная доска установлена в память о наших прихожанах, людях с немецкими корнями, которые подвергались преследованиям в сталинские времена. Не смотря на то, что мы упомянули здесь лишь два имени: имя пастора Фогеля и органиста Теофила Рихтера (отца знаменитого пианиста Святослава Рихтера), которые работали в этой кирхе и были расстреляны, этот памятник посвящен всем пострадавшим за веру", - утверждает епископ.
Главное приобретение собора - орган стоимостью 1 млн. евро
Далее путь от "прошлого" к "будущему и к Богу"- в главный зал, пролегает через большие стеклянные двери, где на языках разных народов написано одно-единственное слово - мир.
Широкий, светлый и просторный зал церкви, высотой порядка 13 метров и площадью около 400 кв. метров, может на первый взгляд показаться "слишком" современным. Однако у священнослужителей кирхи есть свое мнение по этому поводу: "Мы хотим позволить современному мироощущению проникнуть в наши храмы", - заявляют они.
Своды храма расписаны в современной манере
Все художественное оформление собора, принадлежащее кисти знаменитого немецкого церковного художника Тобиаса Камеррера, наполнено символичностью и представляет собой синтез элементов барокко с элементами направлений современного искусства.
Так в самом центре небесно-голубого свода мастер изобразил крест - символ христианства, который, в то же время, является мачтой для лодки - древнего символа церкви. "И даже то, что на рисунке в судно входят люди - также очень символично. Лодка, как бы, плывет через море времени. Кроме того, это комплимент Одессе как портовому городу", - замечает епископ.
Старинные фигуры времен эпохи Барокко также являются подарком немцев
Гармонично дополняют светлый образ нового интерьера здания и оконные витражи, выполненные в бело-серебряно-оранжевой гамме лучшими мастерами Германии.
Запрестольную стену украшают фигуры: большое распятие по центру стены, а также апостолы Петр и Павел слева от него. Эти старинные реликвии эпохи Барокко кирха получила в подарок от католического церковного прихода земли Бавария, а также римо-католического епископа города-побратима Одессы Регенсбурга. Завершает композицию символическая роспись стены: по замыслу художника, красный цвет вокруг распятья призван напоминать прихожанам о крови, пролитой за людей Сыном Божьим, а голубая полоса, проходящая между апостолами, и, как бы, впадающая в купель, является символом священной крещенской воды.
Эту капсулу с документами и несколькими раритетами строители нашли в начале работ в 2005 году
Подарком для обновленной церкви стали также расположенные в зале скамейки. Их общая вместимость, включая места на балконах, составляет около 500 человек. Не новая, но довольно дорогая (частично изготовленная из красного дерева) мебель досталась кирхе в наследство от двух прекративших свое существование церквушек Германии. В Одессе она подверглась также реставрационным работам.
Пожалуй, одной из главных достопримечательностей собора является церковный концертный орган, изготовленный в 1964 году. Кирхе его подарила община церкви Креста Господня в Нюрнберге. Инструмент оснащен двумя мануальными клавишными рядами, педалью, а также имеет около 30 регистров, благодаря чему способен воспроизводить любую церковную музыку. Стоимость органа составляет более миллиона евро.
Бибилия 18 века также находится в экспозиции церковного музея
Очевидно с целью возвращения прихожан в прошлое, на полках стеклянных шкафов, расположенных в зале, находятся различные старинные предметы, история которых неразрывно связана с историей самого собора. Одним из таких предметов является железная капсула, найденная строителями в самом начале работ. Внутри коробки находились исторические документы, в частности грамота о начале перестройки кирхи, подписанная архитектором Шеврембрандтом в 1897 году. Ценным экземпляром является и Библия XVIII ст., а также маленькая металлическая фигурка Христа, найденная в куче мусора. "Она может быть, учитывая материал изготовления, не представляет никакой ценности, но ее находка сама по себе для нас является хорошим знамением", - утверждает епископ.
Клумбы, которыми обрамлен фасад собора, пока что пустуют. Однако уже сейчас рабочие вскапывают оттаявшую после зимы землю, на которой вскоре появятся кусты роз - что станет последним штрихом в образе воссозданного храма.
И субботним апрельским утром над городом впервые за 68 лет вновь разольется звон колоколов собора святого Павла.
Справка
История одесской кирхи началась еще в 1815 году, когда лютеранская община "одесских" немцев обратилась в городскую управу с просьбой о выделении земельного участка для строительства церкви. Этот участок - на углу улиц Новосельского и Дворянской - выделили в 1821 году, а в 1827 году возведение кирхи завершилось. Работал над ее созданием знаменитый архитектор Франц Карлович Боффо.
В 1893 году Церковный Совет принял решение о капитальной реконструкции здания церкви Святого Павла. В объявленном конкурсе лучшим признали проект архитектора Германа Шойрембрандта, реализованный в 1897 году.
Крест с кирхи сняли в советские времена - в 1930-е годы, тогда же в храме прекратились богослужения. В течение десятилетий церковь Святого Павла использовалась то в качестве склада, то зала для занятий физкультурой и спортом.
Не раз кирху намеревались и вовсе снести, однако это вызвало активное противодействие одесситов, ряда выдающихся деятелей отечественной культуры. В 1970-е были планы по созданию в ней зала органной музыки, но после поджога, произошедшего в ночь с 9 на 10 мая 1976 года, здание полностью выгорело. Виновные так и не были найдены.
В 1992 году своим указом первый Президент Украины Леонид Кравчук передал руины собора и соседствующий с ними дом престарелых в собственность Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины (НЕЛЦУ), которая сперва реконструировала и освятила дом престарелых ("Дом церкви"), а затем взялась за восстановление самого храма.