ГлавнаяОбществоЖиття

Cергей Коломиец: Сегодня все талоны 2009 года недействительны

Cергей Коломиец возглавлял Департамент ГАИ МВД Украины дважды – первый раз с марта 2005 года по январь 2007-го, второй – с декабря 2007 года. Столько изменений, сколько претерпела ГАИ за время работы г-на Коломийца, в инспекции не видели со времен провозглашения независимости.

Cергей Коломиец: Сегодня все талоны 2009 года недействительны

Но, несмотря на шквал критики, главному гаишнику страны таки удалось снизить количество смертей на дорогах почти вдвое. При этом в текущем году водители получили ряд послаблений, таких как повышение предельной скорости и уровня содержания алкоголя в крови. В эксклюзивном интервью «Левому берегу» Сергей Коломиец рассказал, где водители могут ждать послаблений, а где, наоборот, ГАИ продолжит «закручивать гайки»

Два киевских МРЭО подключили к единой компьютерной системе, и теперь вы полностью можете контролировать процесс сдачи экзаменов. Система работает уже больше месяца, что можете сказать?

Раскрылась полностью вся ситуация: из тех, кто должен сдавать экзамены, приходит половина. Из той половины, что пришла, теорию сдает 45–50%, а с учетом вождения сдают всего 29%. То есть от всех, кто закончил школы, получается 14–15%. Это реальная сдача – все остальные до этого, видимо, договаривались с нашими сотрудниками или руководителями школ. После этого пошли проверить школы – обнаружили следующее: большинство фальсифицируют данные при лицензировании, пишут, например, что у них 72 кв. м кабинет, а реально там 20, нет наглядных пособий, маршруты вождения не согласованы, на занятия ходит половина, а то и треть людей.

И сколько школ после этой проверки лишили лицензии?

Пока нисколько, только направляем информацию в Минобразования. Мы пока проверили лишь 30 школ, и не можем их наказать, потому что это прерогатива МОУ. Но сейчас изменено законодательство, и аккредитацию школе будем выдавать мы, а лицензию – Минобразования. То есть если человек хочет получить специальность водителя, он учится в лицензированной школе, если ему только нужны права и он не планирует работать водителем – в той, которая аккредитована Департаментом ГАИ.

Сколько нужно денег, чтобы внедрить контроль над МРЭО по всей Украине?

Мы подсчитали, это около 30 млн. грн, мы уже рассчитали смету по всем областям, начнем с Киевской области, и, думаю, за полгода внедрим по всей Украине. Это, в первую очередь, борьба с коррупцией.

Помимо борьбы с коррупцией вы можете похвастаться еще и уменьшением числа ДТП после увеличения в прошлом году штрафов. Насколько разнятся цифры по сравнению с прошлым годом?

По первой половине ноября у нас минус 111 погибших. В прошлом году за 10 дней ноября погибло 255 человек – в этом 144. В прошлом году на этот момент было 6 900 погибших, в этом – 4 527, это минус 34,5%. И раненых на 17 тыс. меньше. То есть, действительно штрафы, и не только штрафы, а новое законодательство в комплексе дало тот эффект, который мы ожидали, – количество погибших и травмированных людей сократилось на 30%, а общее количество ДТП без пострадавших – на 28%.

А число судебных исков от оштрафованных водителей насколько выросло?

Это абсолютно незначительная цифра, ею можно пренебречь. Например, по фотофиксации. Говорят, что много судебных исков – ерунда. В этом году было наложено 1,2 млн. взысканий, из них оспорили меньше тысячи. Это не массовое явление, как некоторые пытаются раздуть. Большинство в суды не обращаются, потому что человек знает, что он действительно летел, чего ж судиться. Почему «Визир» сегодня как красная тряпка – потому что нет возможности откупиться. Все привыкли, что «да, я нарушил и 100 грн готов дать, а 300 грн – не хочу». Порождаем коррупцию сами, а потом обвиняем во всем ГАИ.

Но сейчас же все равно дают взятки, пусть меньше, но дают.

Да, конечно. Смотрите – с момента введения новых штрафов мы поймали 121 нашего сотрудника на взятке и 3 979 тех, кто пытался дать взятку. Своих нарушителей мы выгнали, наказали. А по тем, кто дает взятки, лишь 121 уголовное дело возбуждено. Почему? В прокуратуре ведь как рассуждают: «А вдруг завтра я буду ехать или моя теща будет ехать?». Психология у нас такая – дает человек 200, 300, 500 грн. Преступник? Да. Возбуждайте дело – и мы вместе поломаем эту коррупцию. Если начнут бояться давать и бояться брать, все это прекратится.

А звонков от VIP-водителей стало больше?

Нет, не стало. Я уже работаю больше двух лет, они уже немного знают меня – я всегда говорю, что это можно сделать, а так сделать нельзя и я этого делать не буду. И когда человек раз к тебе обращается, он уже потом понимает, и второй раз с такими вопросами не звонит. И сегодня намного легче. В 2005 году было сложно работать, когда были маячки, льготы, удостоверения, визитки. И все обращались – сделай и мне. Но я отбился, слава богу, от этого, и сегодня, как видите, мы изымаем все эти удостоверения и липовые визитки. Так что по таким вопросам ко мне практически не обращаются. Мне звонят, я говорю, мол, могу достать 340 грн и дать вам, чтобы вы заплатили. Ничего другого я им предложить не могу.

А в денежном выражении поступления от штрафов насколько увеличились?

Ну, если за весь прошлый год собрали всего около 18 млн. грн, то в этом году уже сейчас собрано 715 млн. грн.

А можно было бы часть сборов пустить, например, на модернизацию техники или улучшение качества дорог?

На следующий бюджетный год мы будем предлагать, чтобы те деньги, которые попадают в местные бюджеты, использовались только на повышение безопасности – ремонт дорог, освещение, знаки и так далее. Потому что сегодня эти деньги могут взять и использовать на школы, на больницы. Тоже нужные статьи, но раз ты собираешь с дороги, то создай людям условия – чтобы они нормально ездили. Ну, чисто политическая ситуация. По логике, действительно, эти деньги должны поступать к нам. Если бы нам отдали, допустим, 50% штрафов, мы бы уже на сегодня полностью внедрили систему автоматической фиксации нарушения.

А сколько сейчас «Визиров» и сколько вы хотите, чтобы их было?

Не «Визиров». «Визир» – это переходной вариант, мы будем ставить технику нового поколения. Автоматическая установка будет располагаться стационарно, рядом будет установлена соответствующая указательная табличка, камера будет фотографировать и сразу отсылать информацию.

Фальшкамеры будут?

Конечно. А как иначе.

Так через месяц в Интернете появится список, где стоят настоящие камеры, а где фальшивые.

Не появится. Здесь очень простая ситуация. В Вене висит 150 ящиков, а приборов всего 50. Ночью приезжает бригада, вынимает камеру из одного ящика и переставляет в другой. То есть фактически работа идет в 150 точках, но с 50 приборами – сегодня здесь есть фиксация, завтра нет. Поэтому все будет задействовано – будет стоять не просто картонный ящик из папье-маше, а настоящий, а есть там прибор или сейчас нет, будет знать человек, который его обслуживает. Поэтому здесь Интернет не поможет. Я не понимаю, почему каждое нововведение сразу же обговаривается в том плане, как обмануть ГАИ. Для чего это делается? Чтобы люди погибли, дети погибли? Радость водителей от того, что они обманывают ГАИ, напоминает мне ситуацию из анекдота, когда человек купил билет, а пошел пешком – обманул кондуктора. Мы пытаемся обмануть ГАИ, а сами погибаем.

К вопросу о депутатах. Последние два года очень много аварий с детьми-мажорами, депутатами городских и районных советов, мэрами городов. Откуда такой всплеск? Или раньше эта информация просто не афишировалась?

Такие случаи были и раньше, но просто раньше в том потоке бардака, который творился у нас в стране до 2007 года, их меньше выделяли. В 2007 году у нас было 10,5 тыс. погибших, в этом будет примерно 5,5 тыс. И сейчас нет неприкасаемых. Останавливаем всех и наказываем всех. Поэтому это сразу попадает в средства массовой информации.

Вы отслеживаете уголовные дела по этим фактам?

Нет, если погиб человек, этим занимается следствие – оно у нас независимое, мы к ним отношения не имеем.

Совместным приказом Минздрава и МВД была разрешена минимальная доля 0,2 промилле алкоголя в крови. Увеличилось ли после этого число аварий?

Ничего не изменилось. Порядок остался тот же, что и был. Сейчас всех, кого подозревают в алкогольном опьянении, везут в больницу. Когда мы купим драгеры, будем определять степень опьянения на месте. Мы взяли минимальное значение – 0,2 промилле, во всем мире считается, что с таким содержанием алкоголя человек еще не пьяный. Да и раньше, если на анализе показывало 0,2 промилле, врач не писал, что человек пьян – писал, что остаточное явление. Он даже и 0,3 мог раньше не заметить. Хотя формально, по старому законодательству, мы должны были даже за одну миллионную привлекать. Мы ставили под удар людей, которые кефир или квас выпили. Сегодня, пока нет прибора, мы вынуждены брать человека и тащить его в медпункт. А это человеческий фактор – водитель может вступить в сговор с врачом и получить свидетельство, что он не пьян, или сотрудник ГАИ может вступить в сговор с врачом и обвинить невиновного человека. А прибор есть прибор, он работает во многих странах, нареканий нет.

А 0,2 – это сколько алкоголя?

Нет такого. Для вас это может быть наперсток коньяка, для меня – полрюмки. От многого зависит – от тренированности, от веса, от того, чем закусываешь, даже от настроения. И то, что в СМИ пишут, что ГАИ разрешила пить – ничего мы не разрешили, это неправда, мы просто утвердили технический норматив для прибора.

Летом Кабмин планировал ввести постановление о повышении предельной скорости, но оно так и не вступило в силу. Предельная скорость была повышена только на отдельных дорогах. Почему?

Там, где можно, уже повысили. В городах 60 км/ч так и осталось. Есть понятие «автомагистраль» – у нас она одна, от Киева до Борисполя, там 130 км/ч. А дороги для автомобилей у нас не отвечают всем требованиям безопасности, но мы уже пошли на то, чтобы поднять предельную скорость с 90 км/ч до 110 км/ч. Второе – мы максимально, где можно, поснимали белые знаки и повесили синие. В Киеве мы поставили отдельные разрешительные знаки, и на некоторых улицах позволили ехать по городу 80 км/ч. Аварийность от этого не увеличилась – если по стране число ДТП снизилось на 34%, то в Киеве – на 43%.

Летом было много сообщений о том, что в южных областях страны стоят так называемые «Зеленые патрули», которые незаконно останавливают водителей, собирают какие-то деньги.

Мало того, они себе написали, что должны на ДТП выезжать, – чистая глупость. Причем это никто – просто инициативные люди, которые придумали себе такое, потратили какие-то деньги на обмундирование. Это абсурд. Их могут за это привлечь, есть закон, что жезлом на дороге могут пользоваться только сотрудники ГАИ.

Так они еще и штрафы взимали.

Какие штрафы? Штрафы может взимать ГАИ. Все остальное – это взятка.

Недавно появилась информация, что у водителей, имеющих больше 10 штрафов, будут изымать автомобили. Насколько это законно?

Нет такого. Исполнительная служба предупреждает о штрафе – если человек не платит, они имеют право конфисковать что-то из имущества. Даже за один штраф. Телевизор могут забрать, квартиру – все что угодно. Почему появилась цифра 10? Мы не можем сейчас проконтролировать всех, поэтому мы выбрали самых злостных, которые нарушили 10 и более раз, и дополнительно отправили эти списки в исполнительную службу. Исполнительная служба высылает предупреждение. Нет уплаты – какое имущество конфисковать? Они точно знают, что у него есть машина. После этого исполнительная служба привлекает ГАИ, они ловят эту машину на дороге и сообщают водителю, что ее забирают на штрафплощадку за неуплату штрафа. Первый вариант, который сегодня все делают, – заплатить штраф, оплатить штрафплощадку и исполнительное сопровождение, и после этого можно забрать свою машину. Второй вариант – машина продается с аукциона, сумма долга изымается из вырученных денег, все остальное отдается владельцу автомобиля. Но вы сами представляете, как оценят эту машину на аукционе. Пока ни одна машина не продана. А как иначе поступать? У нас есть таксист, у которого 71 штраф – и ни один не оплачен.

Сейчас со стороны водителей много нареканий на то, что нужно платить штраф по месту регистрации и это проблематично. Особенно это актуально для Киева, где много иногородних.

В законе написано – штраф оплачивается либо по месту совершения, либо по месту жительства. Нельзя заплатить где-нибудь. У меня, допустим, теща председатель сельсовета, и я заплачу на их счет, чтобы теще моей шли штрафы, – такого не может быть. Пока что человек имеет право заплатить по месту совершения ДТП, но мы уже убедились, что это неправильный подход. У нас же не хватает инспекторов, чтобы поставить их везде, мы их ставим на самые опасные места. Стоит, допустим, в Киевской области инспектор возле с. Мила, и всех ловит на скорость, и все эти деньги уходят туда, в это село. С какой стати? А к другой территории, где есть правонарушения, но где никогда не стоит патруль, вообще не идут деньги. Сейчас мы отрабатываем систему, чтобы деньги шли только по месту жительства. Но работать это будет так: человек платит на один счет в казначейство, но мы в протокол будем вносить индекс, и казначейство по индексу будет распределять деньги в местные бюджеты. До конца года мы подпишем приказ, и штрафники будут платить в любой точке Украины на единый счет. Мало того, мы сейчас оснащаем машины ГАИ мобильными терминалами, и при желании человек может с помощью кредитной карточки сразу оплатить штраф. Терминал распечатает два чека – один водителю, а другой будет подкалываться к протоколу. При регистрации протокола сразу будет ставиться пометка об исполнении.

С 1 января планировалось ввести балльную систему, когда после определенного числа нарушений у водителя должны были отбирать права. Почему закон не приняли?

Депутаты не поддержали. Я сейчас, допустим, богатый человек и могу платить эти штрафы каждый день, и я езжу себе, каждый день нарушаю и на всех плюю. А завтра, когда баллы будут, я уже не смогу на всех плевать – буду оглядываться. Сегодня один балл, завтра второй, а потом иди на пересдачу экзаменов. А мы еще и МРЭО контролируем, и не так просто сдать. Поэтому депутаты не поддержали, потому что каждый сегодня ситуацию к себе применяет.

То есть в ближайшее время такого не будет?

Будет-будет. Как только пройдут выборы и уйдет политическая составляющая, мы активно начнем лоббировать этот законопроект. Сейчас ведь все народу хотят понравиться – Анатолий Гриценко техосмотр отменяет, другой штрафы снижает. Абсурд! В стране, где убивают 5,5 тыс. людей на дорогах, взять и снизить штрафы – с какой стати? Вот, они не могут платить… Так не нарушайте – хотите понравиться народу, снижайте налоги, это обязательный платеж, а штрафы платят нарушители, и вы хотите им понравиться…

Вы упомянули техосмотр. Кабмин принимал постановление об отсрочке прохождения техосмотра, потом это решение отменяли. Какая ситуация сейчас?

Переносить техосмотр нельзя – при техосмотре контролируется, в том числе, и транспортный сбор. А транспортный сбор – это единственный источник средств на ремонт дорог для местных органов власти. Потому что если «Укравтодору» на ремонт дорог общего пользования выделяют деньги из госбюджета, то местные бюджеты ничего не получают. При нашем состоянии дорог если еще и эти деньги не поступят – это вообще будет конец улично-дорожной сети. Этого просто нельзя делать. Поэтому каждый должен до 15 декабря пройти техосмотр. На сегодняшний день все талоны 2009 года недействительны. Потому что в 2007 году, когда они выдавались, мы работали только до 1 августа. То есть 95% водителей получили свои талоны до 1 августа, некоторые чуть позже. Следующий техосмотр нужно проходить до даты получения. И мы в ближайшее время талоны 2009 года начнем изымать и предлагать водителю срочно пройти техосмотр, у нас есть такое право по закону. А в следующий раз, когда он будет ехать без талона, будем составлять протокол, на штрафплощадку ставить.

Я вам расскажу схему, которой пользуются некоторые водители при прохождении техосмотра, а вы меня поправьте, если я ошибаюсь. Существует база так называемых несуществующих автомобилей – тех, которые уже давно не проходят техосмотр и, скорее всего, сданы на металлолом. Водитель договаривается с сотрудником ГАИ, тот ему «проводит» техосмотр на одну из таких машин и выдает талон.

Может быть такое, надо проверить, кстати говоря.

А много таких несуществующих машин по Украине?

Немного, потому что они постоянно выбраковываются. Если на такой автомобиль выписывать талон, надо же за него транспортный сбор заплатить.

Так лучше же заплатить сбор за «Москвич» и повесить талон на «Мерседес-Кубик».

Конечно, да. Мы проверим эту вашу схему, потому что потенциально такое может быть. Но это легко проверить. Талоны сегодня выписываются автоматически, и вся информация сразу попадает в базу. Может быть и третий путь – человек просто берет деньги, он даже может не быть сотрудником ГАИ, и выдает абсолютно левый талон, который не значится в базе. Водителя просто задержат за подделку.

Но их же надо выявить, вы же не будете каждого устанавливать.

А зачем каждого? Будем останавливать престижные дорогие автомобили, где большие транспортные сборы. Водителя «Москвича» нет смысла останавливать – мало того, что у него нет денег на взятку, чтобы поддельный талон сделать, так ему и не так много нужно платить. А дорогие автомобили – мы талончики попробиваем выборочно и сделаем выводы. Вы поймите, что есть еще разница в том, что мы делаем и планируем здесь, в Департаменте, и как это исполняется на местах. Техосмотром у нас занимается четыре человека и пятый начальник на всю страну. Могут они всех проверить? Регистрацией занимается пять человек в стране, ДПС – 13. И это на 10 тыс. личного состава. То есть из того, что мы хорошего придумываем, не все делается так, как хотелось бы, к сожалению.

А есть статистика, владельцев дорогих автомобилей сколько оштрафовано?

Конечно, но мы будем отказываться от этой статистики – в ней нет смысла. Из 12 тыс. автомобилей за день около 3 тыс. – это престижные, то есть четвертая часть. На 4,5 млн. в этом году 1,15 млн. – дорогие иномарки. Фактически, каждая четвертая машина. А чего такое внимание к престижным? Вы посмотрите на улицу – обратите внимание, кто больше всех нарушает. Я сам всегда обращаю внимание – больше всего «хамят» на дорогах водители Lanos, Chevrolet – купил новую машину и летает. Сейчас уже ушла тема престижных-непрестижных, неприкасаемых нет. Маленькие больше беды делают.

А машины с ведомственными номерами сколько нарушают?

На сегодня мы выявили примерно 5 тыс. наших сотрудников-нарушителей, из них около 400 – в нетрезвом состоянии.

Увольняете?

К сожалению, мы не увольняем. Если бы это было в моей компетенции, я бы увольнял сразу. Но прерогатива начальников УВД на местах, мы им информацию передаем, но не во всех случаях применяются меры. Иногда трудно найти специалиста – не во все же службы люди стремятся идти работать. Раньше это было беспрекословно, сегодня в этом есть какой-то зазор.

Большие проблемы существуют с комплектацией штата?

У нас некомплект в Киеве, в Крыму. В маленьких областях, где зарплата милиционера 2,5 тыс. грн – это приличная зарплата, там да, все идут, плюс форма, плюс отпуск и льготы. А в больших городах наша зарплата не является престижной.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram