Заакомые преподаватели харьковских вузов констатируют: все больше студентов (то есть вчерашних выпускников школ) пишут с большим количеством грамматических ошибок и демонстрируют полное незнание базовых предметов школьной программы.
Может быть, некачественное школьное образование – это проблема только регрессирующих постсоветских и отсталых государств? Ничего подобного!
Макс Делфино, директор марсельской школы программы Евросоюза «Второй шанс», помогающей молодым французам доучиться и получить профессию, говорит: «Где-то 10% молодых европейцев выходят из школы, не умея ни читать, ни писать». То есть проучившись как минимум восемь лет и получив неполное среднее образование! И это на родине одного из старейших и престижнейших в мире университетских центров – Сорбонны!
Да, в основном безграмотными из школы выходят дети из неблагополучных семей. Но разве знания и желание учиться огромной части «благополучных» выпускников намного выше?
Да, необходимо активное участие родителей в процессе обучения. Но как же быть с самореализацией самих родителей? Если они, и без того тратя большую часть своей зрелой жизни на добывание хлеба насущного, будут тратить ее остаток на образование детей, то в чем же тогда смысл их собственной жизни?
Спрос на образование диктуется экономикой, а именно – уровнем развития производительных сил. В наше время научно-технических революций требования к квалификации рабочих и инженеров постоянно растут, но вместе с тем также постоянно уменьшается потребность в этих специальностях. Объясняется это увеличением производительности: на предприятиях, где еще десять лет назад работали 10 тыс. человек, теперь для выполнения той же производственной программы заняты несколько сотен. Не говоря уже о том, что и эта высокопроизводительная промышленность ускоренными темпами переносится из США и Европы в Китай, Индию, Латинскую Америку. Сегодня от двух третей до трех четвертей национального ВВП развитых стран формируется за счет сферы услуг: сервиса, маркетинга, финансовых услуг и прочего. Сферы, в большинстве своем, требующей не высокого уровня образования, а опыта и навыков, приобретенных в практической работе, да еще пресловутой коммуникабельности.
Таким образом, качественное массовое образование объективно не востребовано экономиками передовых стран. С другой стороны, массовое образование обеспечивает средства к существованию огромному числу преподавателей и чиновников и социализирует молодое население, давая «занятие» этой лишней рабочей силе на 8-15 лет. Собственно, государство, какими бы лозунгами оно ни прикрывалось, давно уже смотрит на образование именно с этой ущербной «другой стороны», совершенно не заботясь о его качестве. Отсюда и низкие требования к квалификации учителей и знаниям учеников. Естественно, что профанация всеобщего образования оборачивается нехваткой квалифицированных рабочих, инженеров и ученых даже при незначительном спросе. И если богатые США и Европа компенсируют дефицит за счет притока специалистов со всего мира, то для Украины эта проблема сегодня практически неразрешима.
Зря думают, что для государства необразованный человек представляет угрозу. Напротив, для государства он – благо. Недалекий, стерилизованный потребитель и избиратель – что еще надо элитам, чтобы удерживать власть.
Вот и выходит, что всеобщая безграмотность при всеобщем среднем образовании есть объективная государственная необходимость. А потому в процессе образования собственных детей надо не полагаться на государство, а, скорее, противостоять ему.
Тяжеловато для обычных родителей, не имеющих возможностей для обучения детей в закрытых европейских школах или дворянского обучения на дому. Но надо…