ГлавнаяОбществоЖиття

…а посредине – 100-метровый Ленин

В этом году Киев будет праздновать весьма значительную дату - 75 лет назад город стал столицей Украинской социалистической республики. До переезда политического центра на кручи Днепра эту почетную миссию выполнял Харьков, в котором к тому времени успели построить самую большую площадь Европы. В Киеве тоже планировали создать нечто грандиозное - майдан для одновременного марша 150 тыс. человек.

…а посредине – 100-метровый Ленин

Когда правительство УССР прибыло в город, пред грозные очи державных мужей сразу предстал Владимирский собор. Первый тревожный звоночек звякнул, и судьба города монастырей была решена - его решили превратить в достойную столицу социалистического государства.

Первый генплан развития столицы утвердили достаточно быстро - всего за полгода (харьковский генеральный план разрабатывался четыре года). Символом нового Киева должна была стать правительственная площадь с административными зданиями для ЦК КП(б)У и Совнаркома УССР, ну и, конечно, с памятником вождю мирового пролетариата. В тысячелетнем Киеве было несколько исторических центров, поэтому надо было создать новый, который бы соответствовал духу эпохи.

Был объявлен всесоюзный конкурс, и свои проекты подготовили архитекторы Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. Масштаб цинизма поражал: основную идею всех проектов можно было свести к одному - снести что-то исторически неактуальное и построить нечто громадное и помпезное, чтобы устрашить и показать мощь диктатуры пролетариата.

Некоторые архитекторы предлагали разместить Правительственный центр на Липках с использованием территории Царского сада. Другие хотели, чтобы главная площадь находилась на нынешней Европейской, а вдоль Крещатика думали возвести административные здания. А были и те, кто настаивал на идее строительства на Старокиевской горке.

Центр должен был быть изолирован от транзитного транспорта, но в то же время - иметь прямую связь с Железнодорожным и Речным вокзалами. Поэтому, кстати, отказались от проекта главной площади на Выдубичах: уж слишком много денег надо было потратить на строительство магистралей к той части города.  

К слову, на конкурсе так и не присудили первую премию, вторую получил известный советский архитектор Яков Штейнберг, который предложил на территории Михайловской обители построить два громадных полукруглых здания, между которыми разместить 52-метровый памятник Ленину. Естественно, снеся сам собор, Трапезную церковь и другие строения. Но этот проект по каким-то причинам не понравился секретарю ЦК Павлу Постышеву и был отправлен в архив.

Другие архитекторы также предлагали объединить в единый комплекс все правительственные постройки, и где-то посередине увековечить Ильича...

А пока в ЦК партии только обсуждали предложенные проекты, уничтожение города шло полным ходом. Жертвами гигантизма пали святыни Киевской Руси -  Михайловский собор и Георгиевская церковь. Всего с конца 20-х до середины 30-х годов в Киеве разрушили более 150 храмов, часть из них перестроили до неузнаваемости. Никольский военный собор стал клубом для завода «Арсенал», в Трапезной церкви Константина и Елены обустроили школьный спортзал, во Владимирском соборе - музей атеизма.

На поруганных местах вырастали советские гиганты. На месте Никольского пустынного монастыря появился шикарный дом с квартирами для работников Совнаркома (нынешняя станция метро «Арсенальная»), вместо Георгиевской церкви - апартаменты для красных командиров. Автором этого здания был архитектор Иосиф Каракис, его жилой дом «удачно» закрыл Софийский собор со стороны Золотых ворот. Так что ныне с Золотоворотского переулка видно лишь самую верхушку колокольни. План центральной площади Иосифа Каракиса и приняли за основу уже на повторном конкурсе архитекторов. Вместе с ним проект разрабатывал архитектор Петр Юрченко, который успел полюбиться начальству своими постройками в Харькове.

Что же предлагали эти советские гении монументализма? Снести Михайловский, Трехсвятительскую церковь (сегодня на этом месте стоит МИД) и здание Присутственных мест (сохранилось). Построить грандиозную площадь для парадов с участием большого количества военной техники. Правда, перед авторами проекта стал непростой вопрос: куда должен быть направлен лик Ленина? Ежели памятник поставить так, чтобы вождь встречал парад, то тогда с Днепра его будет видно со спины. А если наоборот, то вырисовывается шикарная картинка с левого берега -  гигантский Ленин будет смотреть на Днепр, то не сможет встречать парад...

И вновь в 1934 году прошел конкурс архитекторов, на котором и был предложен очередной гениальный выход из ситуации - снести Софию. Предложили «убрать» сам собор, а два верхних яруса колокольни «смахнуть» и на этом весьма прочном постаменте поставить уже 100-метровый памятник вождю революции. Но вмешались французы, объявив собор своим культурным наследием (мол, он построен киевским князем Ярославом Мудрым, чья дочь была королевой Франции).

Конкурс же завершился тем, что предпочтение было отдано ленинградскому зодчему Иосифу Лангбарду. Часть его проекта до сих пор красуется на территории Михайловской площади. Лангбард предложил два симметричных здания ЦК партии (на месте Трехсвятительской церкви) и Совнаркома (на месте Михайловского собора). Между ними - стометровый Ленин и широченная лестница к самому Днепру. Памятник Хмельницкому - переметить на Бессарабку, а часть площади Героев Перекопа (Софийский майдан) использовать под проект. Создать громаднейшую Правительственную площадь: 130 м в ширину и 600 м в длину, а общий объем сооружаемых на ней зданий должен был составить 500 тыс. куб. м. Возводить правительственную махину должны были силами 12 тыс. строителей. К счастью для города, полностью проект так и не смогли воплотить в жизнь...

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram