Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда сегодня, 18 ноября, оставила без изменений меру пресечения исполняющему обязанности заместителя Одесского городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета Олегу Бриндаку - 39,9 миллионов гривень залога.
Это решение приняла судебная коллегия в составе Сергея Боднаря, Игоря Панаида под председательством Виктора Панкулича и оставила в силе решение следственного судьи ВАКСа Веры Милайленко. Оно обжалованию не подлежит.
Бриндак подозревается в участии в преступной организации бизнесмена Владимира Галантерника и злоупотреблении служебным положением при выделении аффилированным с Галантерником структурам земельных участков под застройку без конкурсных процедур. Антикоррупционные органы вручили ему подозрение по ст. 255 УК "Создание преступной организации" и ст. 364 УК "Злоупотребление властью или служебным положением" соответственно.
По версии следствия, преступная организация действовала в Одессе с 2016 по 2019 годы и нанесла материальный ущерб городу на 558 миллионов гривень. Как сообщил прокурор САП Валентин Мусияка, в целом доходность ее "проектов" – более 170 миллионов долларов США. По данным НАБУ, лица завладели пятью земельными участками в Одессе по адресам: Гагаринское плато, 4 (жилой комплекс Sea View); Варненская, 27 с буквами А, В и Г (ЖК «Скай Сити»); Жаботинского 54А (ЖК "Альтаир-3") и Академическая, 30 (апарт-комплекс "Морская резиденция"). Все указанные дома построила компания «Будова», связываемая с Галантерником. По делу 16 подозреваемых.
В 2018 году Олег Бриндак занимал должность главы земельной комиссии городского совета, был председателем политической партии "Доверяй делам", которая составляла монобольшинство в совете, а также занимал пост советника городского головы Геннадия Труханова. По версии следствия, он причастен ко всем пяти эпизодам земельных махинаций и фактически обеспечивал в интересах преступной организации беспрепятственное прохождение решений на земельной комиссии, как того требовал регламент. Он рассматривал проекты решений о земле на земельной комиссии и предлагал их на сессию.
В то же время адвокаты убеждали, что Бриндак не был должностным лицом, и решения земельной комиссии носят лишь рекомендательный характер, окончательное решение на сессии депутаты принимали коллегиально.
По убеждению САП, вознаграждением за участие в преступной организации для Олега Брындака была элитная недвижимость в ЖК Гринвуд - квартира на 53,8 квадратных метров и подземный паркинг. Первое упоминание о получении им материального вознаграждения было в 2016 году – бронирование жилья. Далее квартиру вроде бы оформили на подставное лицо и приобрели по заниженной цене. САП убеждает: стоимость квартиры должна быть 157 тысяч долларов по меньшей мере, но подставное лицо оплатило всего 1 миллион гривень. Документация ЖК "Гринвуд" подтверждает, что квартиры действительно получили за "долю города" - часть Владимира Галантерника, по версии обвинения. В НАБУ ранее рассказали, что Галантерник и другой подозреваемый - экс-председатель комиссии по вопросам коммунальной собственности горсовета Василий Шкрябай официально имел по 8% доли в строительстве этого жилого комплекса.
Сам Брындак от элитной недвижимости открещивается. Переписка по его телефону показывает, что он вел переговоры с представителем строительной компании по согласованию планировки этой квартиры. Однако подозреваемый говорит, что просто помогал своему давнему товарищу с ремонтом.
7 ноября, назначая залог почти в 40 миллионов гривень, следственный судья ВАКСа признала: Брындак может скрываться, незаконно влиять на свидетелей и уничтожать или скрывать документы. Но риск совершения иного правонарушения и препятствования уголовному делу сочла неактуальным.
Адвокаты не согласились с решением ВАКСа и просили апелляционную инстанцию не назначать меру пресечения.
В настоящее время в заседании защита сообщила, что Бриндак сдал паспорта для выезда за границу. Он лишь частично заплатил залог - внес 1,5 миллиона гривень. Адвокаты жалуются, что залог непомерен, потому что все материальное состояние Брындака с конца 90-х годов и по сей день - всего 13 миллионов гривень.
Необходимость уплатить 40 миллионов гривень его адвокаты считают фактически арестом.
“Арест – это политический вопрос. Если Брындак окажется в тюрьме, то общество окрестит его преступником, а тюрьма - риск для его жизни, с сокамерниками, условиями... В СИЗО стоит вопрос о выживании человека, как биологического субъекта, поэтому он не сможет нормально защищаться от подозрения в этом деле… Ваша честь, вы мудрые люди, вы разберетесь, что и как было, где ложь, а где правда. Подозреваемый перед вами. Следственный судья должен был прочитать "Финансиста" Теодора Драйззера. А она не читала и не знает, что связи чиновника – обычное дело, а не какие-то страшные преступления. Олег Борисович якобы что-то страшное вытворял, все, кто у власти, - коррупционеры и бандиты, а на самом деле - это нормальная работа и обычное ведение бизнеса в нашем капиталистическом обществе", - эмоционально выразился адвокат Тарас Ламах.
По словам защитника Валентина Шопени, следственная судья ВАКСа Вера Михайленко рассматривала все доказательства и взяла на себя полномочия, которые не должна была бы. Однако сами же адвокаты в суде первой инстанции настаивали признать большинство доказательств обвинения недопустимым и соответственно обратить на них внимание. Кроме того, защита закинула следственному судье нарушение презумпции невиновности, поскольку она якобы утверждает в своем решении, что Брындак совершил преступление. Однако председательствующий Виктор Панкулич сделал замечания и ограничил адвоката во времени, поскольку это не влияет на избрание меры пресечения.
Также адвокат заявил, что Брындаку подозрение вручили в нарушение законодательства, не в день его составления, а потому их клиент, мол, так и не стал подозреваемым.
По словам адвокатов, земельная комиссия под председательством топ-чиновника не могла ставить под сомнение право собственности, потому что владелец имущества, обращаясь в комиссию, имеет право на предоставление земельного участка в собственность. Из практики ЕСПЧ отказать могут только, если заявление не соответствует градостроительной документации.
Брындак уточнил, что земля отводилась не под строительство, а под обслуживание, половина участков непригодна для использования, поэтому стояла бы пустырем. Защита подчеркивает, что город получал от аренды земли "живые деньги". Адвокаты признают, что земли остаются в коммунальной собственности, хотя некоторые противоправно используются для частной застройки. Но это – не вина их клиента.
Олег Брындак свою вину не признал. И назвал уголовное дело "политическим преследованием и попыткой зачистить строительный рынок от оппонентов". Заместитель Труханова заверил, что никуда не будет убегать, потому что очень дорожит своим именем и имиджем политической партии "Доверяй делам".
“Неспроста политическая партия на горизонте, потому что Галантерник купил партию “Крестьянская Украина” в 2015 году, впоследствии ее переименовали в партию “Доверяй делам”, а перед тем Брындак должен был сбрасывать бизнесмену определенные предложения по приобретению политической партии. Именно сторона Галантерника обязывалась получить и обеспечивать удобные решения комиссий и сессий горсовета, о чем говорится в понятийных соглашениях - внутренних документах сообщников", - отреагировал прокурор САП Валентин Мусияка.
Брындак говорит, что он был подчинен городскому голове Геннадию Труханову, а не Галантернику. И заявляет, что с Галантерником контактировал по вопросам бизнеса и социальных проектов, в частности, Привоза и Аркадии. Переписку с бизнесменом окрестил нейтральным.
В телефоне подозреваемого нашли контакт бизнесмена и многочисленные голосовые соединения с ним в сетях WhatsApp и Telegram. Прокуроры заявляют, что переписка подтверждает: Брындак чувствует себя подчиненным Галантернику, отчитывается перед ним и общается преимущественно по вопросам, касающимся его как должностного лица Одесского горсовета. Также из приобщенных в суде переписок очевидно, что Брындак инициировал и неоднократно встречался с Галантерником в его ресторане «AZUMA» в Одессе.
Между прочим, они обсуждали в переписке, что связывают Труханова с итальянской мафией. В общем, в САП говорят, что Брыиндак и Галантерник имели не только деловые, но и дружеские отношения.
Следует добавить, что апелляционные судьи выяснили: земли становились ликвидными после их выделения в постоянное пользование арендаторам. Они пришли к выводу, что если бы горсовет реализовывал землю на конкурентных торгах, то город получал бы в разы больше дохода.
По словам топ-чиновника, свободные земельные торги были невозможны, а также невозможно было одновременно совершить продажу земли и имущества, поэтому инкриминируемые преступления – это вмешательство НАБУ и САП в деятельность местного самоуправления.
Реализованные нами проекты были в интересах города, это не застройка, а преимущественно обслуживание существующих зданий. Осуществление дальнейшего нецелевого использования - это вопрос не к горсовету, потому что у нас не было полномочий проследить”, - защищался Брындак.
Однако суд уточнил, что земельная комиссия также должна была контролировать органы исполнительной власти, чтобы выполняли принятые на сессии решения. В свою очередь Брындак заверил, что на подписании договоров его контролирующая функция прекращалась. Правда, комиссия под председательством подозреваемого вроде бы пыталась запустить механизм конкурентной продажи земельных участков, но в начале 2018 юристы сообщили, что нет для этого процедуры.
Между тем прокурор напомнил о решении Большой палаты Верховного суда, подтверждавшем возможность продавать на конкурентных началах имущество вместе с земельным участком. В заключение, по словам подозреваемого, ни один хозяйственный суд по состоянию на данный момент не признал противоправность принятых им решений.