Конституционный суд обнародовал решение, которым признал конституционным закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", принятое 14 июля.
В решении КСУ определил, в частности: "<...> украинский язык является неотделимым атрибутом украинской государственности, сохраняет свою историческую преемственность от древнекиевских времен. Украинский язык - непременное условие (conditio sine qua non) государственности Украины и ее соборности. <...> поэтому любые посягательства на юридический статус украинского языка как государственного на территории Украины недопустимы, поскольку нарушают конституционный строй государства, угрожают национальной безопасности и самому существованию государственности Украины".
Суд констатировал, что владеть украинским языком как языком своего гражданства - обязанность каждого гражданина Украины. При этом каждый гражданин Украины свободен в выборе языка или языков для личного общения. Порядок функционирования украинского языка как государственного и его поддержка государством должны сочетаться с уважительным отношением к языкам национальных меньшинств, исторически проживающих в пределах Украины, и обеспечением защиты языковых прав лиц, принадлежащих к таким меньшинствам.
Конституционный Суд установил, что оспоренный Закон не содержит предписаний, которые могут ограничивать свободное развитие, использование и защиту языков, имеющих юридический статус языков национальных меньшинств (включая русский), а также тех предписаний, которые препятствовали бы государству способствовать развитию самобытности, в частности языковой, коренных народов и национальных меньшинств Украины.
"Конституционный Суд Украины констатировал, что законодательное урегулирование, целью которого является утверждать украинский язык как государственный, защищает также и демократический строй нашего государства, а подобранные законодателем средства в рамках примененного в Законе дифференцированного подхода являются соразмерными легитимной цели, которая преследовалась в оспоренном Законе" , - отмечается в сообщении.
Суд считает, что оспоренный Закон является юридическим инструментом преодоления последствий длительного пребывания разных частей Украины в составе других государств и общей русификации Украины, которая продолжалась не одно столетие во время пребывания Украины в составе сначала царской России, а затем СССР, и является надлежащей юридической основой для введения институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование украинского языка как государственного с возможностью принимать государством меры поддерживающего действия (affirmative action) в пользу украинского языка, не препятствуя развитию, использованию и защите языков национальных меньшинств Украины.
Конституционный Суд Украины не обнаружил нарушения права законодательной инициативы народных депутатов Украины во время рассмотрения оспоренного Закона на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины и его принятия.
Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.
В июне 2019-го КСУ получил представление 51 народного депутата, которые требуют признатб неконституционным закон о государственном языке. Уполномоченными авторами являются депутаты Рады от "Оппозиционного блока" Александр Долженков и сопредседатель фракции "Оппозиционный блок" в Раде Вадим Новинский. Большинство инициаторов представления - депутаты от фракции "Оппозиционный блок".
Депутаты утверждали, что закон "нарушает конституционное право граждан на использование родного языка" и дискриминирует русскоязычных граждан. Кроме того, депутаты ссылались на нарушение при рассмотрении законопроекта, в частности о фактах неперсонального голосования депутатов.