Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о референдуме, который вводит процедуру народовластия и утверждает темы, которые могут или не могут быть вынесены на всенародный опрос.
За документ проголосовали 255 нардепов. Голоса за дали 226 "слуг народа", 20 нардепов "Доверия" и 9 внефракционных.
Для мотивации парламентариев поддержать закон у вице-спикера Руслана Стефанчука даже поставили соответствующую табличку.
Согласно закону, на референдум могут быть вынесены:
- утверждение закона о внесении изменений в разделы Конституции: I (Общие положения), III (Выборы. Референдум), XIII (Внесение изменений в Конституцию Украины);
- вопросы общегосударственного значения;
- вопрос об изменении территории Украины;
- вопрос о прекращении действия закона или его отдельных положений.
В Конституции утверждено, какие вопросы не могут быть вынесены на референдум. "Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии", - говорится в статье 74 Конституции.
Но этот закон расширяет ограничение таких вопросов.
Не могут быть предметом референдума вопросы, которые:
- противоречат Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права;
- направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение ее суверенитета и территориальной целостности, создание угрозы нацбезопасности, разжигание вражды;
- законопроекты по вопросам бюджета, налогов и амнистии;
- отнесены законодательством к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
В законопроекте предложено, чтобы на референдум мог быть вынесен только один вопрос, и были предусмотрены ответы "да" или "нет".
Референдум, по закону, может производиться как путем голосования в бюллетене (как на выборах), так и в электронном формате.
Чтобы референдум состоялся, на нем должны проголосовать не менее 50% избирателей. Для утверждения вопроса, вынесенного на референдум, его должны поддержать более половины избирателей. Референдум не может проводиться одновременно с выборами.
Право голоса на всеукраинском референдуме имеют все граждане Украины, которым на день голосования исполнилось восемнадцать лет, и которые не признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Назначить всеукраинский референдум могут президент, Верховная Рада и президент по народной инициативе. Последнее предполагает провозглашение референдума по требованию не менее чем 3 млн украинцев, имеющих право голоса, при условии, что подписи собраны хотя бы в двух третях административно-территориальных единиц и не менее чем по 100 тысяч подписей в каждой.
Участие граждан Украины во всеукраинском референдуме является добровольным. Всеукраинский референдум не может назначаться или проводиться в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.
Отметим, что редакция законопроекта вызвала критику нескольких фракций, в частности ОПЗЖ и "Голоса". Народный депутат фракции "Голос" Сергей Рахманин заявил, что принятие документа в действующей редакции "предоставляет фактическую возможность кнопкодавам давить на ядерную кнопку". Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко также отметила, что народ фактически не будет иметь права влиять на решения по такому закону из-за сложности процедуры. В частности, ЦИК и президент могут решать, стоит ли выносить конкретный вопрос на референдум.
Фракция "Евросолидарности" также критически высказалась относительно положений законопроекта, в частности, по поводу разрешения отменять уже принятые законы путем голосования на референдуме.
Приняли поправки "слуги народа" Кальченко о запрете сбора подписей Центральной избирательной комиссией. Правки представителей других фракций отклонили. Также приняли правку Разумкова, которая отклоняет замораживание ресурсов из бюджета ежегодно для проведения референдума. Это около 2 млрд гривен. Деньги будут выделять из резервного фонда только тогда, когда референдум будут проводить, а не "про запас".
Напомним, что народным депутатам из фракции "Слуга народа" пригрозили исключением из нее, если они не будут голосовать за законопроект президента о процедуре референдума.
Современная история Украины насчитывает два референдума. Первый, в 1991 году, стал судьбоносным, ведь на нем граждане продемонстрировали желание жить в независимом государстве.
Второй был проведен в 2000 году президентом Леонидом Кучмой. Он касался четырех вопросов - ограничения депутатской неприкосновенности, сокращения парламента до 300 нардепов, формирования двухпалатного парламента и расширения перечня оснований для роспуска Рады.
Руководствовались оба референдума законом Украинской ССР "О всеукраинском и местных референдумах", который утратил силу в 2012 году - во времена президентства Виктора Януковича был утвержден новый закон о референдуме. Его положения вызвали критику Венецианской комиссии, а Конституционный суд признал его не соответствующим Основному закону. С тех пор процедура референдума в Украине законодательно не утверждена.
В июне 2020 года президент Владимир Зеленский подал в парламент законопроект о всеукраинском референдуме. Внедрение процедуры народовластия встало особенно остро на фоне открытия рынка земли, ведь вопрос продажи украинских сельскохозяйственных земель иностранцам власти обещали выносить на референдум. Фактически этот документ является вторым этапом земельной реформы.
В июне же парламент поддержал документ в первом чтении, а вот принятие в целом затянулось на долгие семь месяцев. В конце октября Рада получила заключение Венецианской комиссии по законопроекту о референдуме.Спикер парламента Дмитрий Разумков допустил, что Рада примет закон о референдуме в ноябре. По его словам, этот документ был приоритетным.