ГлавнаяПолитика

Без АТО: что дальше?

30 апреля АТО трансформируется в Операцию Объединенных сил. Переход к другому формату обороны состоялся в соответствии с принятым Законом «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который часто называют законом о реинтеграции Донбасса. LB.ua разбирался со сценариями дальнейшего развития ситуации в рамках изменения АТО на ООС.

 
Фото: пресс-служба президента

Войну назвали войной

«Зачем мы меняем АТО на ООС? Все просто. Вы так долго хотели от нас, чтобы мы назвали войну войной, мы это сделали. Главное и первое – это четкая идентификация врага. В рамках антитеррористической операции у нас этого не было. В АТО были террористы. Теперь согласно закону о реинтеграции Донбасса, Российская Федерация впервые официально названа агрессором. Точно определена субъектность конфликта. Россия является инициатором вооруженной агрессии против Украины и оккупантом части украинской территории. Поэтому мы больше не проводим АТО, а принимаем меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии», – заявил LB.ua секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник.

В законе также прописано, что террористические организации «ДНР» и «ЛНР» являются «представителями оккупационных администраций РФ». Соответственно, теперь украинские заключенные в плену «ЛНР-ДНР» и России будут называться не заложниками, а военнопленными. Границы оккупации определяются президентом Украины по представлению Министерства обороны и на основе предложений Генштаба ВСУ.

Вместо штаба АТО создан Объединенный оперативный штаб ВСУ – главный орган, которому подчинены все силы ВСУ, Национальной гвардии, Нацполиции и все, кого привлекают к осуществлению мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях.

16 марта президент назначил командующего объединенных сил – Сергея Наева. В начале марта он стал заместителем начальника Генштаба Вооруженных Сил Украины. До этого он проходил службу в должности начальника штаба – первого заместителя командующего Сухопутных войск ВСУ, а ранее возглавлял оперативные командования «Восток» и «Юг» в зоне АТО.

На прошлой неделе Командующий ООС рапортовал о полной готовности всех силовых органов к новому формату: подразделения Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии и Национальной полиции в составе АТО перешли под командование Объединенного оперативного штаба Вооруженных сил Украины.

Сергей Наев
Фото: mil.gov.ua
Сергей Наев

По словам Сергея Наева, институционально реинтеграция будет обеспечиваться в спайке силовых структур и областных администраций Луганской и Донецкой областей.

«У войск достаточно возможностей, чтобы создать безопасные условия для этого процесса. С руководителями областных администраций мы знакомы давно, хорошо знаем, понимаем и уважаем друг друга. Уверен, что будем работать в тесной взаимосвязи, ведь у нас общая задача – заслужить поддержку жителей Донбасса и способствовать их возвращению к нормальной мирной жизни», – отметил он.

Он также пообещал упрощение пропускного режима на КПВВ через линию разграничения.

«Эту условную административную линию ежедневно пересекают десятки тысяч человек, которые часами стоят в очередях на морозе, на ветру, в жару или под дождем. Надеюсь, что наступит момент, когда пропускные пункты вообще исчезнут с нашего ландшафта. Нашей конечной целью является полная реинтеграция Донбасса, которая не предусматривает никаких разделительных линий», – подчеркнул Наев.

Все это, вероятно, в перспективе. Ведь на практике новый формат напротив может привести к большему ужесточению правил пересечения границы и другим ограничениям.

В ожидании миротворцев

Закон «Об особенностях государственной политики…» предусматривает, что Украина придерживается базового «мирного» курса – политико-дипломатического урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права и Устава Организации Объединенных Наций». Этот же документ закладывает основы для обращения Украины к ООН о введении миротворческого контингента.

«Естественно, без согласия России введение такой миротворческой миссии невозможно», – подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в Украине Роман Ващук, напомнив о праве вето РФ при голосованиях в Совбезе ООН.

Но Украина все же рассчитывает на мандат Генсека ООН и направление оценочной миссии на Донбасс для подготовки вынесения этого решения на Совбезе организации.

Фото: globallookpress.com

В качестве подготовительных мер к возможной миротворческой операции мы и разворачиваем ООС, в рамках которой можем привлекать личный состав Вооруженных сил Украины и другие военные формирования со всем, что им необходимо для работы.

«Естественно, это автоматически влечёт за собой в первую очередь ограничение и усиление контроля въезда-выезда на оккупированные территории», – сказал LB.ua член Комитета по нацбезопасности и нардеп «Народного фронта» Юрий Береза.

По его словам, в законе есть нормы, по которым сам командующий объединенных сил с учетом безопасности обстановки вправе ограничивать въезд и выезд лиц на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

При этом порядок въезда и выезда лиц, а также перемещения товаров с/на оккупированных территориях определяется Кабинетом Министров Украины.

«Полномочия силовиков будут не просто расширены. И это оправдано. Для наведения порядка здесь нужны реальные рычаги и консолидация, упорядочивание и структуризация всех сил. ООС как раз является таким механизмом, когда все силы обледенения в одно целое, в один штаб», – добавил Юрий Береза.

В частности, во время отпора вооруженной агрессии России в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, военнослужащие, правоохранители и лица, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, теперь имеют право:

1) применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим или совершающим правонарушения или другие действия, препятствующие выполнению законных требований лиц, осуществляющих мероприятия по обороне;

2) задерживать и доставлять вышеупомянутых лиц в органы Национальной полиции Украины;

Фото: mvs.gov.ua

3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности;

4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр их вещей, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся;

5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировывать транспортные средства;

6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;

7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.

«Спорные» стороны

Отмена АТО и введение ООС, по оценкам оппозиции, имеет и «темную сторону медали».

Так, вице-спикер и нардеп от «Самопомочи» Оксана Сыроид предупреждает, что опасность заложена в том, что торговать теперь будет армия.

Фото: Сергей Нужненко

«То есть, контролировать торговлю будут Вооруженные силы, объединенный оперативный штаб и командующий объединенных сил. Я думаю, это огромная трагедия для Вооруженных сил, поскольку торговля и Вооруженные силы несовместимы», – предупреждала вице-спикер сразу после принятия закона в целом.

Есть также опасения, что новый формат приведёт к ухудшению ситуации с правами человека, к ограничению свобод, ведь силовики действительно получают более широкие полномочия. Все разрешения на обыски, свободное проникновение в жилища, использование имущества в служебных целях, транспортных средств, – вызывают вопросы с точки зрения возможных манипуляций и перегибов, незаконного присвоения собственности и ее передела.

«Условия, при которых такие полномочия вступают в силу, описанные настолько абстрактно, что их можно использовать даже в случае пожарной безопасности. Плюс закон фактически наделяет единолично президента правом без дальнейшего парламентского контроля решать вопрос о применении Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. Это прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции Украины», – заявил нардеп от БПП Мустафа Найем.

Угрозами расширения полномочий президента также обеспокоены в «Батькивщине». По словам заместителя главы фракции Сергея Соболева, по сути теперь все решения в зоне бывшей АТО будет принимать командующий Объединенного оперативного штаба ВСУ.

«А он и его полномочия определяются исключительно президентом Украины, что также противоречит Конституции. То есть, президент консолидирует все процессы бывшей АТО в своих руках», – добавил он.

На фронте без перемен

С этим согласен бывший представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины Роман Бессмертный. По его оценкам, изменение формата на ООС ни к чему не приведёт и сделано исключительно в предвыборных целях.

Роман Безсмертный
Фото: предоставлено пресс-службой
Роман Безсмертный

Не секрет, что уже начата президентская кампания и на восточном фланге нужны новые «победы» и подвижки. Хотя их, по прогнозам Бессмертного, на деле с изменением АТО на ООС не будет.

«Кроме словесной артиллерии, мы ничего не увидим. На самом деле в этом плане ничего не поменялось. И не поменяется. Ведь то, что предлагается этим законом с точки зрения создания оперативного штаба, оно и так выписано в законах об обороне, о правовом режиме военного положения. Поэтому ничего нового нет. Единственное: что он даёт, так это направляете вектор в политическую риторику. Вот и все», – заявил он в интервью LB.ua.

Главное, военного сценария, по его мнению, точно не будет. И все «адские» варианты блицкрига давно нужно похоронить.

С ним солидарен нардеп БПП и представитель Кабмина в парламенте Вадим Денисенко. Парламентарий уверен, что просто обменом «шила на мыло» наши территории не вернуть. Нужна не просто ООС, а целостная политика реинтеграции, единый орган, ответственный за этот кране сложный процесс, где «основной проблемой остаётся то, как вернуть людей», – подчеркнул он.

Поэтому ключевым вызовом реинтеграции при любых форматах остаётся отсутствие рабочей программы и плана по установлению диалога между людьми и изменения нашего взаимного восприятия. Донбасс должен захотеть вернуться, а мы – взять всю ответственность и издержки за его восстановление. И все это «ООС»: обоюдно, осознанно и сообща.

Анна СтешенкоАнна Стешенко, спеціальний кореспондент LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram