Требования к кандидатам в Высший антикоррупционный суд, предусмотренные принятым за основу законопроектом, чрезмерно сокращают круг возможных кандидатов. Об этом в комментарии LB.ua заявил член Высшей квалификационной комиссии судей Андрей Козлов после презентации результатов судебной реформы в Украине в штаб-квартире ОБСЕ в Вене на прошлой неделе.
«Нужно тщательно подойти к кадровому наполнению Высшего антикоррупционного суда. Те требования, которые содержатся в законопроекте, принятом в первом чтении, и требуют от кандидатов опыта антикоррупционной деятельности в международных институциях, чрезмерно сужают круг претендентов. В таком случае можно не найти и двоих на место. Мне кажется, что таких кандидатов вообще наберется один-два десятка в стране», - отметил член ВККС.
В то же время, для отбора достойных кандидатов, по мнению Козлова, можно ввести дополнительные тесты.
«Например, ввести проверку на детекторе лжи. Однако следует обратить внимание, что в этом случае многое зависит от «полиграфиста», который будет проводить проверку, поскольку интерпретация этого теста зависит и от формулировки, подачи вопросов. Кроме того, можно проводить более сложный тест на общие способности кандидатов. Например, Сomputer Aptitude Test, определяющий способности человека мыслить абстрактно и в принципе быстро и эффективно решать сложные умственные задачи. Не стоит бояться тут слова «компьютер»: для того, чтобы справиться с этим тестом, знание программирования и вычислительной техники не понадобятся, только «биокомпьютер» самого кандидата.
Во время рассмотрения дел по поводу так называемой «элитарной» коррупции судьи должны быть готовы самостоятельно разбираться в сложных схемах, в том числе, касающихся офшоров, транснациональных операций, иностранных юрисдикций и т.п. Недостижение определенного порога в таком тесте общих способностей должно наконец однозначно прекращать участие кандидата в конкурсе», - считает Козлов.
Сильный антикоррупционный суд, добавил он, будет способствовать повышению профессионального уровня НАБУ и САП.
«Суд будет судом только в том случае, когда будет способен формировать свою собственную позицию по тому или иному делу независимо от мнений сторон. Мы же не хотели бы, чтобы он «штамповал» все дела, которые ему принесет НАБУ или САП, вынося только обвинительные или только оправдательные приговоры», - заявил Козлов.