Цель "поправок Лозового" - помешать органам досудебного расследования с тем, чтобы следователи и прокуроры занимались не раскрытием дел, а соблюдением процедур. Такое мнение высказал Алексей Баганец, заместитель генерального прокурора Украины (2014-2015 гг.) на круглом столе на тему "Поправки Лозового. Юридические и политические последствия", организованном Институтом Горшенина.
"Когда я впервые прочитал этот законопроект, я сделал вывод, что он направлен на то, чтобы прежде всего ограничить возможности правоохранительных органов раскрывать наиболее тяжкие преступления, совершенные в сфере экономики, связанные с коррупцией и совершенные в наиболее агрессивных формах, то есть в составе организованных групп и преступных организаций. Это преступления, связанные с выводом средств и имущества за границу, преступления, связанные с банковской системой и так далее. То есть это те преступления, которые может у нас совершать четко ограниченное количество людей во власти", - сказал Баганец.
Его удивил пункт поправки, которым обязали следователя считать сроки расследования с момента регистрации уголовного производства.
"Представьте себе, шизофреник написал заявление, его зарегистрировали в уголовном производстве относительно человека. Якобы он, согласно заявлению, совершил целый ряд убийств, начиная от Авраама Линкольна. Вот следователь обязан это проверять, это его обязанность соответственно с новой статьей 214 УПК", - высказался Баганец.
"Здесь наш законодатель еще дальше пошел: он предусмотрел конкретные сроки, в течение которых ты обязан сообщить о подозрении, если ты не сообщил подозрение, то есть не раскрыл это преступление - извините, дело подлежит закрытию. Например, у нас резонансное дело - убийство журналиста Павла Шеремета. Вот сроки расследования, которые отведены, чтобы это преступление раскрыть, - они закончились. Простите, закрывайте уголовное производство", - добавил Баганец.
По его словам, единственное исключение, предусмотренное в новом законе о сроках досудебного расследования: срок можно продлить, если преступление совершено против здоровья и жизни человека.
"Но опять же, будут ли теперь заинтересованы следователи за 18 месяцев раскрывать умышленные убийства? Не будут. Они просто будут тянуть любое дело. Даже если через месяц человек придет на явку с повинной и скажет: "Я совершил убийство". А его не привлекут к уголовной ответственности - потому что все. Дело закрыто. В законе чуть раньше были внесены изменения в статьи 284, что дело подлежит закрытию, если в этом деле не отменено постановление следователя или прокурора о прекращении уголовного производства. Все. Точка. Круг замкнулся ", - сказал Баганец.
По его мнению, "поправки Лозового" обязывают следователей и прокуроров заниматься не расследованиям преступлений, а соблюдением процедур.
"Теперь до сообщения лицу о подозрении следователь и прокурор обязаны регулярно ходить к следственному судье и продлевать сроки, вдумайтесь по нераскрытым уголовным производствам ходить с ходатайством о продлении сроков следствия. Для чего? Здесь ведь нет подозреваемого, это какая усложненная процедура ", - добавил Баганец.