Украина должна привести законодательство в сфере регулирования рынка табака в соответствие с законодательством ЕС.
Об этом заявил народный депутат фракции "Народный фронт", председатель подкомитета по вопросам предпринимательства и технического регулирования Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Геннадий Кривошея.
Он отметил, что согласно Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Украина взяла на себя обязательства окончательно имплементировать в национальное законодательство Директиву 2001/37/ЕС о сближении нормативных, регламентных и административных положений государств-членов ЕС в отношении производства и продажи табачных изделий.
Во исполнение этих требований группой народных депутатов был разработан и подан на рассмотрение Верховной Рады законопроект № 2430-1 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно выполнения обязательств Украины по Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами (относительно производства, презентации и реализации табачных изделий, их рекламы и спонсорства)".
Вместе с
тем, политик обратил внимание, что сейчас Верховной Радой также рассматривается другой, альтернативный, законопроект (№ 2820).
"
Проектом закона № 2820 предлагается частично адаптировать украинское законодательство к другой директиве - Директиве 2014/40/ЕС. Но в случае с данным законопроектом мы имеем дело не с системным подходом, который учитывает особенности регуляторной архитектуры украинского законодательства, мы имеем дело просто с выборочным переводом текста директивы, который представлен в виде законопроекта", - подчеркнул он.
Геннадий
Кривошея отметил, что Директива 2014/40/ЕС не указана в перечне обязательств Украины по Соглашению об Ассоциации и даже не внедрена странами Европы.
"
Но самое большое удивление вызывают манипуляции и нарушения регламента, которые происходят вокруг законопроекта" - сказал он.
Так
, по его словам, народными депутатами – авторами законопроекта №2820 уже вносился аналогичный по содержанию проект закона (№2430 от 19 апреля 2015 года), который получил много критики – со стороны ГНЭУ, Кабмина, Комитета ВР по вопросам противодействия и предотвращения коррупции, Комитета по вопросам евроинтеграции и тому подобное.
"
Это, очевидно, не понравилось авторам законопроекта и его отозвали. Текст 2820 дословно повторяет текст законопроекта №2430 (единственная разница – в названии и нескольких словах в конце), - подчеркнул Кривошея.
Он также добавил, что поскольку законопроект № 2820 регистрировался повторно, он должен был бы быть альтернативным к проекту №2430-1, о чем также указало в своем заключении Главное научно-экспертное управление парламента.
"
Более того, при повторной регистрации законопроекта № 2820 его авторами был изменен профильный комитет – с налогового, который должен рассматривать законопроекты относительно регулирования рынка табака по предмету ведения, на комитет по вопросам здравоохранения, глава которого, госпожа Богомолец, является первым подписантом законопроекта № 2820. Такие нарушения нивелируют роль комитетов в законотворческом процессе и являются неприемлемыми", - заявил народный депутат.
"
Украине действительно пришло время внедрять в свою жизнь европейские принципы и практики. Но начать прежде всего стоит с заимствования процесса принятия законов, их всестороннего публичного обсуждения, а также учета опыта других стран, которые прошли путь адаптации своего законодательства (Польша, страны Балтии, Венгрия)", - резюмировал Геннадий Кривошея.