Как-то подруга пригласила меня в свой пансионат в широко разрекламированном курортном посёлке Лазурное. Рано утром идём на пляж, до которого метров 100. И тут мне реально стало страшно. Пробираемся через какие-то руины, доски, гвозди, кучи битого кирпича, торчащей арматуры, искорёженных металлических конструкций, сквозь грязь, кучи мусора…
Я робко интересуюсь: "А это что?". Она как ни в чём не бывало беспечно отвечает: "Всё в порядке, сейчас придём". Пришли. За «пляжем» - огромная, метров 100 в диаметре, полностью заваленная мусором лужа. Море – это плавающие полиэтиленовые пакеты, пачки от сигарет, окурки сплошным ковром. Про сам пляж я уже не говорю. Прошёлся на километр в сторону – оборона Севастополя, один в один.
От моря в 20 метрах – сплошные гадючники, тошниловки, пивняки из жердей и плёнки. За ними – кучи мусора, горы отходов, те же доски, торчащие гвозди. Народ как ни в чём не бывало пьёт водку, пиво, ест рыбу. Извини, говорю, я не смогу тут ни лежать, ни сидеть, ни купаться, и тут же уехал. Она – в недоумении: а что, море как море. И это далеко не бедный человек.
В следующий раз заместитель губернатора пригласил нас со знакомой приехать к ним в другой курортный посёлок – Железный порт (попросту ЖП). Приехали в темноте, переночевали, утром вышли прогуляться. У меня снова едва не вылезли глаза на лоб. «Набережная» - это разбитые бетонные плиты, торчащая арматура, доски, гвозди, весь пляж усеян окурками, и опять сплошные пивняки, тошниловки, бухаловки.
Снова говорю: "А как вы тут можете находиться?" Они не понимая: "А что, всё нормально, море как море, песочек, солнышко". Да, слава Богу хоть солнце ещё не застлали мусором – не смогли достать. И это опять же далеко не бедные люди. Если ещё учесть, что сразу за пляжем тут захоронение тысяч животных с сибирской язвой – получается полный комплект.
Кстати, про сибирскую язву – это не выдумки недобросовестных журналистов. Мощная кампания была раскручена лично одним из губернаторов, который, как бы сказать помягче, протекционировал по каким-то причинам пансионаты и базы отдыха в другом курортном районе области.
Между прочим, в курортном Бердянске городская «набережная» представляет собой точную копию ЖП. Кучи бетонных плит, строительного мусора, ржавые трубы в воде. Да вдобавок в 10 метрах от городского пляжа, параллельно ему, проходит железная дорога, по которой товарняки с углём и песком ходят в порт и обратно, через всю курортную зону.
Но вернёмся к Херсонщине. Как уже говорилось, крупнейшая в Европе пустыня «Алешковские пески», являющаяся национальным парком, варварски уничтожается нелегальными добытчиками песка. Десятками тысяч гектаров выжигаются рукотворные леса, уничтожаются гнездовья уникальных птиц.
Но вернёмся к так называемому «Скадовскому кусту» - Скадовск и Лазурное. В пгт Лазурное есть принадлежащее сельсовету, стабильно работающее коммунальное предприятие «Очистные сооружения». Тем не менее, с какого-то перепугу это предприятие со всем, что у него на балансе, передаётся в аренду некоему частному предпринимателю.
Теперь все пансионаты платят за приём канализационных стоков столько, сколько скажут. В бюджет от предприятия попадают сущие копейки, а на руки, по оценкам знающих людей – до 10 000 000 гривен в сезон.
Но это бы ещё ладно, главное – нередко канализационные стоки по непонятным причинам идут прямиком в природную жемчужину Лазурного – озеро Устричное. По всему берегу и акватории десяти сантиметровым слоем плавает попросту, извините, дерьмо. Отчего на много лет вперёд погибает всё живое. Масштабы экологической катастрофы трудно себе даже представить.
Впрочем, и это не всё. Этот удивительный предприниматель в самом районном Скадовске в прямом смысле «сел на трубу». Только не на газовую, а на канализационную. Что уносит результаты жизнедеятельности десятка пансионатов села Красное и части Скадовска. Он опять же взял в аренду ма – а - ленькую насосную будочку, и одним махом монополизировал удаление отходов. А чтобы особо не «выёживались», врезал в эту трубу несколько «своих» задвижек. Не нравится – перекрыл, и кушайте сами своё…
Точно так же, практически ничего не давая в бюджет, имеет здесь столько же, сколько и с эксплуатации очистных сооружений Лазурного. Теперь требует, чтобы ему же отдали в аренду и очистные сооружения Скадовска. О чём прислал официальное письмо в скадовскую мэрию. Где чёрным по белому писано: не отдадите – у вас начнутся проблемы.
Но проблемы начались у жителей Скадовска. Почти сразу после этого угрожающего письма в главный канализационный коллектор Скадовска диаметром 1 200 см каким-то образом через технологический колодец попали старые матрацы (имеются фотосвидетельства, в том числе и как их туда вбрасывали). В результате весь город трое суток был без канализации и воды. Намёк поняли.
Кстати, этот же предприниматель недавно был фигурантом по делу о взятке в 90 000 у.е. совместно с сельским головой. Сельский голова тем не менее работает, наш предприниматель – в международном розыске. Но предприятие как ни в чём не бывало работает и качает деньги аж бегом. Как говаривал сосед знаменитого Чонкина: «Круговорот дерьма в природе».
Кстати, Скадовск удивительный город ещё по нескольким причинам. Был аэродром – нет аэродрома. Был мэр под стражей – нет мэра под стражей. Зато есть в мэрии удивительное образование – «Общественный центр правовой защиты населения».
Такие на сегодня смогли себе позволить только Одесса, Николаев и Скадовск. То есть правовой беспредел в микроскопическом районном курортном городишке настолько велик? В год это стоит вместе с оргтехникой где-то около 350 000 гривен. Это при наличии официальной юридической службы горисполкома.
Поскольку туристам показывать больше нечего, будут водить в горисполком… Если же учесть, что в половине Лазурного уже десяток лет нет даже света, получается «полный компресс».
К чему я это всё? К тому, что ни в Украине, ни в Херсонской области никакой реальной программы развития туризма нет. Есть несколько субьектов коммерческой деятельности. Экологический туризм – это всего несколько спонтанно созданных функционерами баз так называемого зелёного туризма в лесу либо на берегах. Цены – не менее заоблачные, чем в Крыму. Уровень сервиса – пещерный.
О частно-канализационном же предпринимателе заговорили мы только потому, чтобы показать, насколько хрупка и эфемерна ситуация в принципе. В любой момент, решив шантажировать курортные власти на предмет повышения тарифа, или по сговору с ними же, он может попросту перекрыть канализационные стоки. И всё, опять экологическая катастрофа.
А разговоры о развитии туризма в Херсоне дальше «посиделок – потренделок» не идут. Раз в год соберутся, попьют водки, проедутся на яхте по Днепру да плавням, поорут песни дурными голосами, пообщаются с девицами определённого пошиба и – и всё.
Так что разговоры о том, что туристы валом повалят на херсонщину по меньшей мере смешны.
Но это уже – совсем другая история, Страна!