«Некоторые кандидаты до сих пор не сформулировали ключевые мэссиджи»
Вы не единожды заявляли: выборы 25-го мая обязательно должны состояться. То, что они нужны и важны, это понятно. Но, объективная реальность, порою, диктует свои условия.
Да, я действительно убежден в том, что выборы должны состояться 25-го мая. Равно как и в том, что они состоятся вне зависимости от любых обстоятельств.
Были бы основания предполагать, что выборов не будет, я бы не стал делать то, чем занимаюсь сейчас практически без выходных. В том числе – соответствующим образом организовывать работу Центральной избирательной комиссии, её секретариата и службы распорядителя реестра избирателей, обеспечивать взаимодействие комиссии с другими государственными органами, ориентировать на честную и точную работу членов окружных комиссий; в конце концов – подписывать платежные поручения, направленные на финансирование подготовки выборов средствами госбюджета.
Другое дело, определенные события могут осложнить и уже существенно осложняют подготовку к выборам, оказывая влияние не только на возможность проведения голосования в отдельных регионах, но и на будущее восприятие обществом их результата, каким бы он ни был.
Однако, как бы ни развивалась ситуация, профильный закон в этой связи однозначен: Центральная избирательная комиссия обязана, я подчеркиваю – обязана, установить результаты выборов независимо от количества избирательных участков и даже округов, на которых голосование по тем или иным причинам не было организовано и проведено.
То есть, даже если энное количество участков не откроется или же откроется, но подвести итоги там не удастся, все равно будет объявлено, что все ОК и результат такой-то?
Да. Даже если не всё и далеко не всё будет «ОК». Это – норма закона.
Который запрещает проводить выборы на территориях, где действует ЧП или ВП.
Кроме юридического, существует ведь еще и политический аспект. Ясно же, что чем выше явка, чем быстрее и с меньшим количеством замечаний будут подсчитаны голоса и установлен результат – тем больше к нему доверия, тем выше уровень легитимности власти будущего главы государства, то есть – признания её обществом.
Очень важно, чтобы избиратели всех регионов Украины смогли свободно принять участие в голосовании. Чтобы выборы позволили снять уже зашкаливающее напряжение в обществе, а не привели к политическому отторжению того или иного региона и его жителей от государства в целом.
Оснований для введения ЧП на всей территории Украины сегодня нет. Но если представить себе, что это произойдёт на отдельных территориях, выборы там действительно не состоятся. В условиях чрезвычайного положения проведение выборов законом запрещено. При этом неясно запрещено ли проводить только само голосование или же и все прочие - еще не проведённые на момент его введения - избирательные процедуры. Вот, до 15 мая, условно говоря, мы к выборам готовились, с 15-го – перестали, а что потом, с какого момента возобновляться? Ведь, избирательная кампания – это четкий календарный план.
С каким туром сопряжено больше рисков? Первым, как принято считать или все-таки вторым?
Начнем немного издалека. Полагаю, вы не будете спорить, если я скажу, что нынешняя кампания разительно отличается от президентских выборов 2010-го, 2004-го и всех предшествующих годов. Нынешний процесс начался без всякой предварительной подготовки. Со значительными промедлениями в развертывании штабов, поздним началом активной фазы агитации и т.д. Ведь даже подавать в ЦИК документы для регистрации кандидаты не торопились. А, уже зарегистрировавшись, не спешили начинать тратить деньги на агитацию. Некоторые этого не сделали и до сих пор – даже ключевые свои мэссиджи не сформулировали. Не знаю, может, накапливают силы и средства для последних недель… Это я не как глава ЦИК сейчас говорю, просто как гражданин и избиратель.
Ну, техническим кандидатам мэссиджи формулировать вовсе необязательно.
Что такое «технический кандидат» - отдельный вопрос. На этих выборах – особенно…
У каждого кандидата есть право подавать своих людей в состав избиркомов. Технические для того, в том числе, и существуют, чтобы вводить в комиссии «правильных» людей.
Не все кандидаты, кстати сказать, воспользовались этим своим правом. Кандидатуры в окружные комиссии подал 21 кандидат из зарегистрированных на тот момент 23. Причем во все 213 комиссий свои кандидатуры предложили лишь 10 кандидатов.
Кто же проигнорировал «счастливый случай»?
Валерий Коновалюк и Андрей Гриненко.
…Но вернемся к вопросу о втором туре. Тут есть особенность. Повторное голосование или, как принято говорить, второй тур, назначается в том случае, если 25 мая ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В бюллетень для повторного голосования включаются два кандидата, набравших 25 мая наибольшее количество голосов. Если один из них до 2 июня снимет свою кандидатуру, в бюллетень включается кандидат, занявший условное третье место. Если же кандидат подаст заявление о снятии своей кандидатуры и его регистрация будет отменена после 2 июня, повторное голосование будет проведено только в отношении одной кандидатуры.
И голосование в любом случае должно состояться?
Безусловно. При этом для избрания на пост Президента Украины необходимо будет набрать больше 50% голосов от количества избирателей, принявших участие в голосовании. В противном случае, выборы будут признаны не состоявшимися.
Насколько реален подобный риск? Давайте будем реагировать на вызовы по мере их возникновения….
О том, как голосовать крымчанам
Теперь - проблемные территории. Прежде всего – Крым.
Было два варианта того, как организовать волеизъявление крымчан. Первый – прикрепить их к избирательным участкам в Херсонской области, уведомив каждого избирателя, на каком именно участке он внесён в список. Далее – изготовить для этих участков необходимое количество бюллетеней и ожидать, что люди туда приедут и проголосуют.
Но от этого варианта отказались. Судите сами: в Крыму и Севастополе проживает миллион восемьсот тысяч избирателей. Если даже «распределить» их по 20-30 участкам материковой Украины, получится по 60, а то и больше тысяч голосующих на участок.
Что очень много.
Верно. При очень оптимистическом сценарии, в составе участковой комиссии будет около 20 человек. Как им быть, если на участке в список включены 60 тысяч человек? Сколько из них реально сможет проголосовать? Где и как в помещении участковой комиссии элементарно хранить такое количество бюллетеней без риска их противозаконного использования? Как долго потом нужно будет погашать неиспользованные бюллетени, без чего нельзя приступать к подсчету голосов? Ну, и так далее.
А-ля «зарубежный избирательный округ», когда на зарубежных участках в списках – десятки тысяч, а де-факто голосуют – две-три.
Совершенно верно. С той разницей, что для зарубежного округа отработана система уведомления каждого избирателя о том, на каком конкретно участке он включен в список. А ведь даже доставка почтовых отправлений в Крым уже является крайне проблематичной. Каким же образом крымским избирателям узнать о «своем» участке? При том, что гарантия выдачи бюллетеня – только включение в список. А включать избирателя в список непосредственно в день голосования закон запрещает.
Поэтому, в законе о статусе временно оккупированных территорий для крымчан предусмотрен другой механизм голосования на выборах. Механизм временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса.
Объясните подробнее, это важно.
Сам механизм существует и довольно успешно применяется с момента начала работы госреестра избирателей. Действует он достаточно просто. Например, человек фактически живет в Киеве, но зарегистрирован в Черкассах. Есть выбор: обратиться в орган ведения реестра или в Киеве или в Черкассах с заявлением о смене места голосования, обосновывая его наличием постоянного места работы, наймом жилья, необходимостью ухода за родственниками и т.д. и прилагая соответствующие подтверждающие документы.
На основании такого заявления орган ведения реестра принимает решение о включении избирателя в список на том избирательном участке, к которому относится удобный для него избирательный адрес. Одновременно – об исключении его из списка на его «родном» участке. Но это – только для одного дня голосования, только на один раз.
Подобная практика применялась в Украине и в 2010-м году, и в 2012-м.
Для жителей Крыма данный механизм упрощен – подавать документы, обосновывающие необходимость смены места голосования, им не нужно.
Действительно, уж что там обосновывать.
Достаточным основанием будет наличие паспорта с крымской пропиской. Однако, некоторые усилия приложить все же придется. Органы ведения реестра избирателей в Крыму, как вы знаете, сейчас не функционируют. Это значит, что человеку необходимо будет выехать в ту же Херсонскую, допустим, область, где предъявить паспорт и подать заявление. Заявление будет рассмотрено в кратчайший срок и, несомненно, удовлетворено, а избирателю сразу же сообщат, на каком именно участке он включен в список.
Сделать это необходимо не позднее, чем за пять дней до дня голосования. То есть, если речь о первом туре, до 19-го мая включительно.
Следующий шаг – поехать проголосовать в день выборов.
В общей сложности, крымчанам, желающим реализовать свое избирательное – как граждан Украины – право, необходимо четыре раза покидать пределы полуострова? Два раза – «зачекиниться» на новом участке, еще дважды – проголосовать.
Именно так.
Сомнительно, что много желающих найдется. Сложно, долго и муторно, да и дороговато туда-сюда за свой счет мотаться.
Сложности, конечно, очевидны, но альтернативы, увы, нет и уже вряд ли будет.
И сколько народу уже зарегистрировалось?
На 6 мая - 593 человека. Причём большинство из них – 249 – пожелали голосовать в Николаевской области. Но эти цифры не статичны, они постоянно растут.
Ясно. Сколько, по-вашему, из этих миллиона восьми сотен тысяч проголосуют?
Реалистично ожидать нескольких тысяч.
Вы об этом самих крымчан как-то информируете?
Конечно. На официальном сайте и самой ЦИК, и государственного реестра избирателей есть все необходимые разъяснения. К сожалению, это – единственный доступный нам способ информирования крымских избирателей. Полагаю, что сейчас крайне необходима разъяснительная кампания в средствах массовой информации. Мы работаем над созданием необходимых видео- и аудиоматериалов. Будем просить СМИ разместить их в эфире на условиях социальной рекламы.
О выборах на востоке
Хорошо, с Крымом прояснили. Теперь – восточная часть страны. С кем из губернаторов не поговори – Тарута ли, Коломойский ли - обнадеживают: участки будут должным образом защищены. Однако, ясно, что риски все равно сохраняются и они весьма велики. Насколько я знаю, ЦИК уже проводит тренинги членов комиссий. Скажите, объясняете ли вы им, что предпринимать – как спасать себя и/или избирательную документацию – в случае если на участок, допустим, вламываются "зеленые человечки"? Есть что-то вроде негласной инструкции?
Негласных инструкций ЦИК не выдаёт.
Но речь действительно о жизни и безопасности людей.
И поэтому мы уже неоднократно обращали внимание правоохранительных органов и местных органов власти на необходимость принять исчерпывающие меры для обеспечения безопасности на участках и до дня голосования и непосредственно 25 мая. В этом контексте сейчас уже стали актуальными и вопросы надлежащего обеспечения работы некоторых окружных комиссий, и органов ведения реестра избирателей, которым уже совсем скоро предстоит передавать изготовленные ими предварительные списки избирателей участковым комиссиям.
Надеюсь, мер правоохранителей будет достаточно. Ведь, потенциальные еще вчера угрозы сегодня уже стали очевидными в связи с событиями в Донецкой и Луганской областях, а также в Одессе…
Передача списков должна происходить 7-8 мая. При этом сегодня вследствие захвата административных зданий или угрозы такого захвата заблокирован доступ к базе данных реестра избирателей для 33 из 62 органов ведения реестра Донецкой области, 7 из 34 Луганской.
Списки, как мы знаем, содержат персональные данные избирателей – не только фамилию, имя и отчество, но и домашний адрес, дату рождения, в некоторых случаях – отметку о неспособности избирателя передвигаться самостоятельно. Очевидно, что и правоохранительные органы, и организаторы выборов, и государство в целом должны сделать все для обеспечения безопасности этих данных, предотвращения их несанкционированного использования.
В сохранности таких данных и законности их использования должен быть уверен каждый.
«Новый Президент должен получить полномочия на пять лет»
Выборы важны еще и для того, чтобы окончательно снять все вопросы относительно так называемой «легитимности» Виктора Януковича. Готовясь к этому интервью, я говорила с многими профильными юристами и мнения, честно говоря, диаметрально противоположные. Особенно если в режиме «офф-рекордз». Что думаете на сей счет лично вы? Вопрос не как главе ЦИК, как опытному юристу.
Что касается предстоящих выборов, то, начав их подготовку, Центральная избирательная комиссия, как вы знаете, руководствовалась постановлением Верховной Рады, которым они были назначены. Такое постановление стало не только политически, но и юридически значимым документом. Оно было востребовано и воспринято значительной частью общества – о бойкоте выборов не заявила ни одна политическая партия. Перспектив его отмены самой ВР или в судебном порядке я не вижу. В данном контексте, говорить о юридической угрозе выборам нет смысла.
После вступления упомянутого постановления парламента в силу, ЦИК действует согласно закону о выборах президента Украины, обеспечивая выполнение предусмотренных им процедур в установленные сроки. Непреодолимых проблем в работе комиссии не возникало и, думаю, уже не возникнет.
Что касается политического контекста… Очевидно, что определенная часть наших с вами сограждан, скажем так, критически относится к событиям, в связи с которыми были назначены выборы. В любом случае, возможность выразить свою позицию в день голосования будет у каждого.
Нардепы-ударовцы выступили инициаторами запроса в Конституционный суд относительно того, сколько предстоит работать пятому президенту Украины. Год или все же пять. Ведь, сто третья статья Конституции предписывает проведение очередных выборов главы государства в 2015-м. Разумеется, ясность должен внести КСУ, но хотелось бы услышать вашу позицию по данному вопросу.
Действительно, если досрочно избирается депутат местного совета или мэр города, они работают только до следующих очередных местных выборов.
На этом уровне подобный подход абсолютно оправдан. Количество различных местных выборов, которые необходимо периодически проводить в Украине – больше тридцати тысяч, и если бы не эта норма, мы бы из избирательного процесса не выходили никогда.
Однако, в контексте внеочередных общенациональных выборов – Президента либо всей Верховной Рады, вопрос не обязательно должен стоять подобным образом. В 2007-м, как мы помним, Верховная Рада была избрана на внеочередных выборах, но получила пятилетний срок полномочий. Так и Президент, который будет избран в 2014-м, должен был бы получить – в соответствии с первой частью 103-й статьи Конституции – пятилетние полномочия. Хотя при этом, безусловно, требует разрешения вопрос применимости пункта 16 действующих переходных положений Конституции, которым предусмотрено проведение очередных выборов Президента Украины в последнее воскресенье марта 2015 года. Сам этот пункт, однако, связан с возобновлением действия Конституции в редакции от 28 июня 1996 года, что на данный момент не является актуальным элементом правовой реальности.
То есть, вы считаете, Конституционный суд…
Я не прогнозирую решение КСУ – не могу и не хочу этого делать - просто высказываю, как вы и попросили, собственное видение.
Кроме общенациональных президентских, 25-го мая состоятся также довыборы депутатские – по Ивано-Франковску, плюс – Киев и еще ряд местных выборов.
Всего – 316 локальных кампаний. Это с Киевом включительно.
Перманентно поднимается вопрос относительно проведения еще и референдума в этот день (6-го мая ВР, заседая в закрытом режиме, окончательно решила от референдума пока отказаться, - С.К.). Либо же – такая экзотическая форма волеизъявления как «общенациональный опрос». Известно, что закон о местных референдумах у нас отсутствует в принципе, а закон относительно общенационального референдума, мягко говоря, несовершенен.
Вопрос возможности проведения всеукраинского референдума 25 мая продолжает обсуждаться и сохраняет свою актуальность. При этом, действующий профильный закон отводит на подготовку такого референдума 50 дней. Это – с момента принятия решения о его назначении. Вот и считайте.
50 дней уже никак не получается.
В случае принятия политического решения о необходимости такого референдума, выходом из ситуации может стать уже лишь принятие специального закона. Как говорили римляне, «ad hoс», для конкретного случая. Если процедуру подготовки референдума упростить, его проведение вполне возможно. Основным практическим вопросом в таком случае будет вопрос о том, где печатать бюллетени одновременно с уже начавшейся печатью бюллетеней для выборов президента.
А финансирование?
На самом деле, в данном случае это не столь проблематично. Поскольку и общенациональные выборы, и киевские, и другие местные, и выборы народного депутата в Ивано-Франковске будут обеспечиваться участковыми комиссиями, созданными для выборов президента. Это позволит достичь огромной экономии бюджетных средств. Для подготовки проведения референдума 25 мая будет необходимо лишь немногим более 30 миллионов гривень, 16 из которых – на печать бюллетеней, при условии, что на референдум будет вынесен только один вопрос. Для каждого вопроса на референдуме необходим отдельный бюллетень. Соответственно, каждый новый вопрос – плюс еще 16 миллионов. Поскольку подготовка референдума должна проводиться за счёт отдельной бюджетной программы, которая действующим законом о бюджете не предусмотрена, в него также необходимо будет внести изменения.
Здесь возникнет другая сложность – организационного характера непосредственно для Центризбиркома. Впервые в истории украинских выборов мы практически каждый день применяем три профильных закона одновременно: о выборах президента, народных депутатов и о местных выборах. Это – не просто три разных закона, это – и разные календарные планы, разные сроки ну и т.д.
Но, ничего, пока справляемся (улыбается, - С.К.). Мы с коллегами шутим, что это нам такой «подарок» судьба преподнесла напоследок – перед окончанием полномочий (полномочия 12 членов ЦИК истекают в июне, - С.К.).
Словом, если 25-го, то по какой-то суперспециальной процедуре.
Только на основании специального закона. По-другому – уже никак.
Ведь закон о всеукраинском референдуме вызывает массу критических замечаний и процесс его пересмотра в ВР неизбежно затянется. К тому же, учитывайте, необходимость соблюдения регламентной процедуры двух чтений. А сама ВР запланировала работу в пленарном режиме до начала июля. Поэтому прогнозировать «обновление» этого закона на текущей сессии ВР я бы не стал.
В 2012-м регионалы принимали закон об общенациональном референдуме «под себя».
Там много спорных моментов, но в целом, по предусмотренным им процедурам референдум провести вполне возможно. При одном условии – пересмотре подхода к определению самого предмета всеукраинского референдума. Это я сейчас не как глава ЦИК говорю, просто как юрист.
Ну, да, мы же даже Конституцию на референдуме принимать можем.
Именно. Поэтому вопросу предмета референдума Верховная Рада со временем обязательно должна будет уделить внимание.
И вот еще что важно.
В 2012-м, со вступлением в силу ныне действующего закона о всеукраинском референдуме, утратил силу прежний, принятый еще в 1990-м году. Только касался он и всеукраинского, и местных референдумов. Таким образом, для всеукраинского референдума новые правила установили, а вот о местных «забыли». Хотя, конечно, такой закон в демократическом государстве крайне необходим. Будучи инструментом реализации прав территориальных общин, он требует скорейшего принятия парламентом.
«Телефоны спецсвязи практически все время молчат»
В случае, если на президентских победит Петр Порошенко, очень скоро в Украине состоятся еще и досрочные парламентские выборы. Такова их договоренность с Кличко. По какой, вы думаете, они пройдут и по какой – должны проходить – избирательной системе?
Сам я был и остаюсь сторонником пропорциональной избирательной системы с открытыми списками. Возможно – региональными, возможно – общенациональными, это уже детали. Мне региональные представляются более предпочтительными.
Однако, абсолютно точно, что следующие парламентские – очередные ли, или внеочередные – выборы будет проводить уже другой состав ЦИК. Полномочия большинства членов нынешнего состава комиссии истекают первого июня.
Согласно недавним поправкам, внесенным Радой в закон о ЦИК, вы можете продолжить работу (с некоторыми незначительными ограничениями, - С.К.), пока вам не найдут сменщиков.
Да, мы будем исполнять свои обязанности, пока парламент не примет решение о нашем увольнении. Общепринятая практика.
Я так понимаю, именно ввиду приближения срока окончания полномочий, нынешний ЦИК и не стали переформатировать в феврале этого года.
В конце февраля этого года в Украине было не так много государственных органов, легитимность которых – и юридически, и политически – не вызывала вопросов в обществе. ЦИК был одним из них.
Идея досрочного прекращения полномочий всего состава ЦИК тогда высказывалась некоторыми политиками, но, на мой взгляд, и своими действиями и принятыми за последние месяцы решениями, Комиссия доказала её нецелесообразность.
В следующем ЦИК вы себя уже не видите?
Честно говоря, предметно я об этом пока не думал. Просто не могу сейчас взвешенно планировать свою жизнь на столь длительный период. Сегодня у меня единственный приоритет – достойное проведение выборов. Это и будет лучшим «завершающим аккордом» в работе нашего состава комиссии. Да и сугубо по-человечески, мне - еще с момента очередного назначения в 2007 году - очень хотелось, чтобы этот состав Комиссии весь 7-летний срок своих полномочий отработал полностью. Вы помните, что у двух предыдущих составов полномочия завершались досрочно. Думаю, важно, чтобы эта тенденция не стала традицией.
Это – что касается планов на май и июнь. В июле надеюсь на отпуск, я уже пообещал детям, что мы - впервые за несколько лет - проведем его вместе. А там – жизнь покажет.
Просто у нас политический принцип формирования комиссии, когда каждая фракция ВР имеет своих представителей.
Не совсем так. Предложения депутатских фракций являются обязательными для Президента Украины лишь в случае формирования Центральной избирательной комиссии после досрочного прекращения полномочий всего её состава. Этот механизм был введен в закон в 2007 году.
В случае же обычного назначения новых членов комиссии вместо тех, чьи полномочия закончились, фракции и группы, созданные в текущем созыве Верховной Рады, могут подавать Президенту свои предложения для его представления, однако глава государства такими предложениями не связан.
В своём представлении, которое вносится в ВР, он может учесть как все предложенные фракциями и группами кандидатуры, так и лишь некоторые из них либо вообще ни одной. Решение же о назначении парламент, в свою очередь, может как принять, так и не принять.
Скажите честно: вы с кем-то из нынешних лидеров договаривались о сохранении статус-кво комиссии?
Нет, конечно. Как вы себе это представляете?
Когда и как вы начали контактировать с новой властью?
Коммуникация была достаточно интенсивной в последние дни февраля – первые дни марта, когда рассматривались вопросы, связанные с началом подготовки выборов президента. Буквально на следующий день после принятия постановления ВР, ЦИК подготовила и подала свои предложения относительно потребности в бюджетных средствах для финансирования выборов, а также изменений, необходимых для внесения в профильный закон. Почти все они были учтены. Со своей стороны необходимые решения приняло и правительство. То есть, все стороны процесса сработали оперативно и слаженно.
Собственно, после этого потребность в повседневной коммуникации отпала. Сейчас ЦИК спокойно работает по собственному плану. При этом, вопросы подготовки выборов, требующие межведомственной координации, решаются оперативно и эффективно.
Никаких «специальных задач» – я же понимаю подтекст вашего вопроса – мне никто ставить не пытался, не пытается и пытаться, зная меня, думаю, не будет. Эти телефоны (кивает на аппараты спецсвязи, установленные у рабочего стола, - С.К.) практически молчат.
Раньше чаще звонили?
Я бы не сказал. В основном, звоню я. У комиссии вопросов всегда больше, нежели вопросов к ней.
Скажите честно – сейчас-то уже можно – предыдущая власть оказывала на вас давление, когда речь шла о выборах?
Нет.
«Не каждый член окружной или участковой комиссии, способен найти в себе силы отказаться от "благодарности" кандидата»
Прошлая власть изобрела специфический способ борьбы с неугодными депутатами – лишение их мандата. Понятно, что с правом это ничего общего не имело, но все же: какие дополнительные механизмы следует, возможно, заложить, чтобы подобное уже никогда не могло повториться? С юридической точки зрения.
Имеющихся механизмов вполне достаточно. Основания для прекращения депутатских полномочий Конституцией определены исчерпывающе.
К слову, а вспомните 2007-й год, когда людей увольняли посредством отмены решений об их назначении. Имело ли это что-то общее с правом?
Не имело. Причем в обоих случаях автором сценария был один и тот же человек.
Будем надеяться, что такое больше не повторится. Что касается лишения народных депутатов мандатов, то ЦИК, как вы знаете, к этому отношения не имел. И даже когда на нас попытались возложить обязанность назначить выборы в трёх одномандатных округах, мы этого не сделали. И поступили, я убеждён, правильно. Вместе с коллегами мы тогда отстаивали точку зрения о невозможности назначения повторных выборов в этих одномандатных округах по простой причине – отсутствие юридических оснований.
Бытует стереотип: нынешние выборы будут – впервые за долгое время – абсолютно честными. Фальсифицировать просто некому, да и сил для этого недостаточно. Согласны?
Абсолютно. Во всяком случае, ЦИК будет делать все, чтобы не допустить фальсификаций либо устранить их влияние на итоговый результат, если от таковых кто-то не сумеет удержаться.
С другой стороны, фальсификация – понятие растяжимое. В офисе одного из своих героев Таня Черновол недавно обнаружила документы за 2012-й год – отчет о суммах «благодарностей» членам комиссий на местах. Этот человек баллотировался сам, вел по мажоритарке своих людей. Конечно, за «благодарность» статью не пришьёшь, но вам не кажется это показательным? Тем более, это же не единичный случай – мы-то с вами знаем.
Нет смысла умалчивать очевидное. К сожалению, далеко не каждый член окружной или участковой избирательной комиссии, способен найти в себе силы отказаться принять вознаграждение – в той или иной форме – за свою лояльность по отношению к кандидату. Государство ведь установило мизерные суммы выплат за работу членов этих комиссий. Тогда как люди вкладывают в эту работу не только время, энергию и силы, но, зачастую, и нервы и здоровье. Не секрет, что даже небольшие доплаты со стороны штабов кандидатов – для жителей маленьких городков и сёл – часто оказываются существенными суммами.
Опытных организаторов выборов, способных грамотно и в соответствии с законом организовать их подготовку на местах, не так много и эти люди, логично, ожидают выборов, как «сезонной» возможности заработать. Часто, соглашаясь на работу в комиссиях независимо от партийной принадлежности или идеологии кандидата, который такую работу предлагает.
Влияет ли это на результат выборов? Не думаю, что существенно – ведь полностью подконтрольных одному кандидату комиссий практически не бывает. Вместе с тем, если подобные факты вскрываются, они, несомненно, должны получать соответствующую оценку правоохранительных органов.
Однако, комплексное решение проблемы заключается либо в пересмотре способа формирования комиссий, либо - что было бы эффективнее - в значительном увеличении размеров оплаты труда членов окружных и участковых комиссий. Сегодня, как мы знаем, своих представителей в их состав номинируют сами кандидаты, а формально оплачивает их труд – в очень незначительных объемах – государство.
Ну, и последнее. Наблюдатели. Миссия от стран СНГ, почти всегда состоявшая из пророссийских товарищей, уже зарегистрировалась?
Пока нет.
Вообще, вы же знаете, для ЦИКа чем больше наблюдателей, тем лучше. Одна международная организация уже выразила намерение направить к нам их около тысячи, я поблагодарил, но сказал, что лучше бы их было 32 235 – по числу избирательных участков.