ГлавнаяПолитика

"Понятийка"?

Ключевой вопрос субботы: что подписали Янукович и Путин в Сочи? Или не подписали. Завизировали? Парафировали? Будущность страны сейчас зависит именно от точности формулировок.

Фото: president.gov.ua

Остудив эмоции (без которых, в подобной ситуации, конечно, нелегко), рассмотрим вероятные варианты.

«Только что узнал, что Янукович сейчас в Сочи подписал соглашение…» - сказано в твиттер-сообщении редактора The Economist Эдварда Лукаса. Соглашение, по версии Лукаса, подразумевает «добро» на вступление Украины в Таможенный Союз. О самом ТС речь, однако, пока не идет.

Город Сочи Виктор Янукович посещал с рабочим визитом. Эта деталь важна. Поскольку «рабочий визит» не предусматривает возможности подписания даже рождественской открытки. Тем более – межгосударственного соглашения.

Однако, в рамках рабочего визита стороны вполне могут закрепить результаты четверговой встречи Миллера с Курченко. Так, чтобы с первого января Газпромовское «голубое топливо» в Украину поставлял ВЭТЕК.

Проще говоря, претворить в жизнь РосУкрЭнерго-два. И ожидающееся формальное снижение нынешней цены на газ – не аргумент.

Все в семью, все в семью, как говорят.

«А при чем тут государство Украина?» - на чистом русском языке, не коверкая слов, скажет Премьер Азаров. - «Соглашение подписали два хозяйствующих субъекта», нас, мол, и рядом не стояло.

Но в Сочи речь, вероятно, шла не только о газе.

Цифра 15 миллиардов, озвученная господином Лукасом, вам ничего не напоминает? Например, возмущение европейцев, услышавших о 16 миллиардах компенсации за две недели до Вильнюса. А как, спрашивается, заложить столь гигантский бюджет в официальные документы? Другое дело – негласные договоренности. Показательной, кстати, была реакция Казахстана, страны-члена ТС. Уже в половине двенадцатого (по Киеву) глава тамошнего МИДа, радостно приветствовал «движение Украины в этом направлении». Случайно, видимо.

Итак, мы добрались до дефиниций.

«Понятийка» - это такая специфическая форма договоренности между уважаемыми людьми. Совково-тюремная деловая этика делает ее возможной даже в рамках межгосударственных отношений.

Фото: EPA/UPG

«Понятийки» заключают обычно в устной форме. В письменной – реже, хотя случаются и исключения. «Я помню времена, когда подпись Ефима Звягильского на ресторанной салфетке была действительна по всей территории Советского союза. И «весила» она больше любой нотариальной гарантии с печатью», - сказал бы с ностальгией один близкий друг Виктора Федоровича.

Очевидно, именно «понятийка» имела место между двумя Президентами в Сочи. Другие объяснения происходящему найти сложно.

Кроме того, это вполне укладывается в поведенческую логику Виктора Федоровича «вильнюсского образца». Многим она казалась иррациональной, ан, нет – пришло время и карты раскрыты.

Кстати, об открытости.

Зададим простой вопрос: когда и при каких обстоятельствах мы бы узнали о «конструктивном диалоге» двух Президентов, если бы не всемогущий твиттер? Стали бы правительства двух стран выступать с опровержениями в субботу, если бы не Лукас?

Что же украинская оппозиция?

Ночь с пятницы на субботу проходит так, как будто ничего не произошло. Не пробуждается с первыми петухами Тягнибок, призывая идти людей под АП – требовать, как минимум, объяснений относительно случившегося; Арсений Яценюк не завтракает с послами; Виталий Кличко не мобилизует Майдан. Форс-мажор не входит в планы меньшевиков. «В Багдаде, - как говорил персонаж известной сказки, - все спокойно».

Фото: batkivshchyna.com.ua

Первым в половину одиннадцатого на лентах «просыпается» Николай Томенко.

При всем уважении к политической и гражданской позиции Николая Владимировича (который сейчас даже замом партии «Батькивщина» не является), явно не он первым должен был сигнализировать тревогу. Просто, кроме него, видимо, никто и не спохватился.

Господин Яценюк материализовался в новостях лишь в начале третьего.

Правда, с вполне резонным прогнозом: официально соглашение о присоединении Украины к ТС будет подписано в Москве, в ходе очередного заседания межгосударственной комиссии Украина-Россия 17-го декабря. Если это действительно случится, договор придется ратифицировать в Верховной Раде. Иначе – никак.

Пойдут ли на это депутаты?

  • представители бизнеса, которым экономическая интервенция РФ крайне невыгодна;
  • мажоритарщики западных областей, которым избиратель даже неголосование за отставку Азарова простить не может (памятны призывы к блокированию бензозаправок Игоря Еремеева. В отместку за поддержку КМУ). ТС не простит подавно;
  • просто дальновидные депутаты, понимающие: в контексте 2015-го года поддержка ТС может оказаться не самой выгодной инвестицией в политическую карьеру.

Безусловно, исходный результат в Раде зависит и от интенсивности стараний репрессивной машины, и от убедительности господина Клюева, но уже сейчас понятно, что «яичные бои» против ратификации «харьковских соглашений» (ЧФ) на этом фоне покажутся цветочками.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram