Оппозиция
Комментируя пятничное свое и семьи Луценко непопадание к Юлии Тимошенко, Арсений Яценюк не утаил: они действительно готовились обсуждать с ЮВТ не только и не столько грядущий саммит, сколько подготовку к 2015-му году. Именно эта тема преобладает в диалогах ЮВТ с ее визитерами вот уже месяцев восемь. Получая конкретные ЦУ, визитеры отбывают в расположение части – выполнять их. Позже – передают отчеты.
Так, например, распоряжение провести «чистки» в парторганизациях на местах, прежде всего устранив «шероховатости», спровоцированные объединением «Фронта» и «Батькивщины», поступило от Юлии Владимировны в конце весны. На протяжении лета оно было реализовано. Руководителей сменили Полтавская, Николаевская, Запорожская, многие другие облорганизации ОО (некоторые, как, скажем, Киевская и Львовская «на очереди»).
Далее последовала команда развернуть 225 штабов – по числу избирательных округов. Что и было выполнено в сентябре.
«Удивительно, но, находясь в казалось бы полной изоляции, она блестяще обо всем информирована. Например, о распрях в той или иной облорганизациии она может знать даже больше, чем Турчинов. Как, откуда - загадка», - поделился с LB.ua один из визитеров Юлии Владимировны.
На следующем этапе оппозиции придется определяться с кандидатом на 2015-й и его позиционированием. То есть, формально это, конечно, сама Тимошенко. Но с каждым днем все очевиднее: даже если случится чудо и ей удастся вырваться на лечение, баллотироваться в 2015-м она все равно не сможет.
Собственно, это одно из условий ее освобождения.
Единственное что ей останется – квалифицированно троллить Виктора Федоровича Януковича и технических кандидатов калибра Катеринчука, нацеленных на дробление оппозиционного электорального поля; записывать видеообращения для митингов и т.д.
Однако солировать на митингах будет кто-то другой.
По умолчанию: Яценюк.
Но объявить об этом во всеуслышание необходимо уже сейчас. Также ранее ЮВТ заявила о нецелесообразности выдвигать единого кандидата уже в первом туре; а Виталий Кличко - о том, что он таки идет в Президенты.
Эти два фактора, кстати, дополнительно усиливают необходимость ускорить формализацию позиций Яценюка. Ведь это:
- даст четкий сигнал всем элитам;
- даст сигнал собственному партийному активу, прежде всего на местах;
- и тем, и другим поможет самоопределиться, а Яценюку - начать собирать для кампании деньги, подтягивать ресурсы;
- значительно упростит подготовительную работу: подбор и обучение членов комиссий, агитаторов, наблюдателей.
Уже сегодня понятно: 2015-й власти нужен любой ценой. И за ценой на Банковой не постоят. Урок 2004-го тут понимают своеобразно: зачем фальсифицировать то, что можно попросту купить? «Обкатка» технологий подкупа начата уже сейчас. И если «испытательный полигон» - пять проблемных округов – для власти окажутся успешным, можно не сомневаться: поправки в сей генеральный сценарий вноситься уже не будут. Никаких проблем с «идеологической линией», «повесткой дня» кампании, мэссиджами для вип-агитаторов и т.д. Все просто и сурово.
На риторическое: откуда при столь дырявом бюджете взять на то средства, приближенные к главе государства отвечают с хитрой ухмылкой. Мол, бюджет не пострадает, а необходимые суммы уже припасены. И они немаленькие. При этом ясно: «за свои» кампанию проводят только люди не слишком разумные.
Что может противопоставить «языку аргументов» оппозиция? Только политику «тысячи рукопожатий»: массированное турне по регионам, поездки в самые отдаленные города и веси, встречи, встречи, встречи. Работа сложная, выматывающая, изнуряющая. Не всегда благодарная. Но определенно дающая шанс на успех. Именно за счет этой тактики Юлия Тимошенко получила в 2006-м впечатляющий результат, который никак нельзя было прогнозировать для нее на волне разочарования общества плодами 2004-го.
Сумеют ли Арсений Яценюк и другие лидеры оппозиции повторить сей электоральный подвиг? Тем более без вдохновляющих пинков от самой ЮВТ?
Власть
«Что происходило в Сочи и в Москве?» Сложно найти в украинском политикуме человека, не задававшегося этим вопросом в последнее время. Ведь совершенно понятно, что на участившихся накануне Вильнюсского саммита встречах президентов Украины и России обсуждается не культурный диалог двух стран и даже не проблемы Черноморского флота. Пояснять своему избирателю, зачем и почему вдруг внезапно требуется встречаться с главой российского государства в выходной день, на Банковой нужным не считают.
Информации действительно крайне мало и собирать ее приходилось по крупицам – оба раза визиты проходили в режиме «неразглашения», а состав делегации был крайне ограниченным.
Согласно сообщениям источников LB.ua, в Белокаменной главу украинского государства сопровождал Юрий Бойко. Именно он в последнее время считается главным переговорщиком с северным соседом. Сумма связей и контактов Юрия Анатольевича в РФ действительно значительна, просто афишировать это как-то не принято.
- Нам нужен коммуникатор с Москвой. Человек, который может там зайти в любой кабинет, может говорить и договариваться. И которого – что важно – воспринимают всерьез, - сказал LB.ua несколько месяцев тому один из видных знатоков донецкого менталитета. - Очевидно, это должен быть член правительства, обладающий соответствующими полномочиями. Оптимально – премьер, ведущий диалог со своим российским коллегой. Ведь у президентов всегда существует возможность решения премьеров переигрывать. Однако у них должно быть пространство для маневра.
Премьером у нас ныне, как известно, Николай Азаров. Он же – комфортный и понятный для гаранта подручный по управлению страной. Несмотря на сумму накопившихся недоразумений, взаимной усталости и т.д.
Вот только с ролью «главного российского переговорщика с РФ» Николай Янович, по мнению многих, не справляется. Не потому, что не может, просто не лежит у него к этому душа; в конце-концов, всегда можно отделаться формальными действиями. Однако если страна, проигнорировав европейский путь, двинется по российскому, необходимость кадровых перестановок в украинском правительстве может актуализироваться. И тогда фигура Юрия Бойко придется весьма кстати.
Возможный альтернативный вариант – Андрей Клюев. Однако ныне секретарь СНБО занят подготовкой к 2015-му и отрывать его от сего занятия не кажется вполне целесообразным. Разве что усилить позиции в качестве главы «теневого штаба», предоставив дополнительные кабминовские полномочия.
Впрочем, о главном: действительно ли двинется по российскому?
Однозначного ответа на главный, жизнеопределяющий – без преувеличения – для всех нас вопрос нет до сих пор. Сотня косвенных признаков не заменяют одного прямого доказательства, но на сегодня сумма тех самых косвенных признаков подсказывает: окончательное решение Банковой не принято (источники авторитетного zn.ua сие, кстати, тоже подтверждают). Тут до сих пор продолжается сложный процесс взвешивания всех «за» и «против». «За» от Европы озвучены и они давно ясны. «За» от РФ прозвучали в Сочи и Москве. Причем в Сочи, как доводилось уже писать, ставки были удвоены. Какие метаморфозы ставки претерпели в Москве, остается лишь догадываться. Разрозненные источники говорят о следующих возможных опциях: покрытие 15 из 18 миллиардов ныне существующего дефицита по защищенным статьям бюджета. С той, правда, разницей, что 15 – в долларах, а 18 – в гривнах. Еще опция: «бонус» непосредственного 28-го (если Ассоциации не случится), далее плановые инвестиции в украинскую экономику вплоть до 2015-го.
Предложения, даже если исходить из их гипотетичности, звучат весьма заманчиво. Одна опасность: могут кинуть. Тем паче, украинская сторона пожеланий выдвигала немного. Одно из тех, о которых известно наверняка, - неподдержка российской стороной альтернативного кандидата в 2015-м. В ответ Белокаменная, по сообщениям тех же источников, настаивает на полноценном вхождении Украины в ТС. И не потому, что это принципиально важно для экономики стран бывшего СНГ. Якобы, внимание, сие – главный аргумент для Путина и главный его идеологический приоритет: Украина, таким образом, становится частью «русского мира». Глобального «русского мира», воспроизводством которого на постсоветском пространстве взамен некогда существовавшего «союза нерушимых» занимается ныне Белокаменная.
В действительности, и об этом сторонники «единого-нерушимого» стараются умалчивать, у российского руководства, кроме пресловутого ТС, есть еще один рычаг мощнейшего влияния на Украину. «Православный мир» называется.
Собственно, то что Москва, используя возможности Московского патриархата, старается буквально «привязать» к себе Украину, секретом не было.
Современная история знает много примеров эксплуатации церковных возможностей в электоральных целях. Однако никогда прежде они не давали внятного электорального результата. Более того: пропорция конвертации веры в голоса никем не выведена и не доказана. Возможно, 2015-й станет исключением. Но это пока только гипотеза.
Элиты
«Донбасс никто не ставил на колени». Эта фраза, сказанная Ринатом Ахметовым в контексте событий 2004-го года, определила поведенческую модель представителей «донецкого клана» в целом и ныне правящей его верхушки в частности на долгие годы вперед.
Даже разумный компромисс тут часто воспринимают как беспринципность, отступление от собственных принципов и т.д. Результат – хроническая недоговороспособность, политика «ни вашим, ни вашим». Которая может даже быть эффективной, но - рано или поздно - окажется гибельной. Именно такой момент «самоопределения» наступил сейчас для Украины. Но ее руководитель не то, чтобы этого не осознает – он прилагает усилия для отсрочки принятия решения. Такой вариант: «не подпишем сейчас - не беда, может, как-нибудь после» - уже озвученный рядом европейских политиков – Банковую вполне устраивает. Оттого так охотно было подхвачено ее штатными спикерами.
Во-первых, это позволяет избежать «разрешения дилеммы Тимошенко» прямо сейчас. Попросту: оставить ее в харьковской больнице.
Во-вторых, сохраняет позиции статус-кво. Позволяющие, с одной стороны, продолжить диалог и с ЕС и РФ, а также с США и Китаем (на что надежд у Банковой куда больше, - С.К.). В рамках диалога – обсуждение финансового сотрудничества.
В-третьих, не вступать в ненавистный ТС.
В-четвертых, представить все это в наилучшем свете избирателю. Дескать, вот я каков: от бабушки ушел, от дедушки ушел, от медведя и от того ушел (понятно от какого медведя, полагаю, - С.К.).
Все это так. Да вот сказка про колобка кончилась печально. Скушали его. Погуглите.