ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

Добровольно в отставку? Не комильфо

«Те, кто хочет разделить мораль и политику, никогда не поймут по-настоящему ни того, ни другого». Дж.Марли

Я долго не мог сформулировать критерии, по которым определяется готовность государства вписаться в Европейские каноны. И действительно, можно много и долго говорить о необходимости судебной реформы, соблюдении прав и свобод граждан, неприкосновенности частной собственности, отношении государства к ветеранам и многое другое. И все это будет правильно.

Фото: Макс Левин

Однако, самым простым и показательным критерием того, что мы действительно готовы к системной перестройке всего государственного хозяйства, является способность (или не способность) государственных чиновников высокого ранга САМОСТОЯТЕЛЬНО и ДОБРОВОЛЬНО уходить в отставку, если общество имеет доказательную базу их нечестности.

Именно так поступил польский министр транспорта, когда его обвинили в том, что он носит незадекларированные (о, боже!) часы, стоимостью (о, ужас!) 5 000 долларов. И как только началось расследование этого «вопиющего факта коррупции», он публично заявил о своей отставке. Мотивируя это тем, что являясь гражданином Польши и государственным служащим, он не имеет морального права (представляете!) оставаться на своей должности до окончания расследования. Да уж, и смех, и грех. Вот где понимаешь, насколько мы разные. Действительно, Украина - не Польша.

Наши «високопосадовцi» в часах за пять тысяч «даже мусор не выносят». А уж об отставке за такую мелочь даже не помышляют. Не комильфо как-то, свои не поймут. Эта отставка стала для меня лакмусовой бумажкой еще и потому, что дает четкую картину того, насколько мы далеко друг от друга находимся с точки зрения восприятия законности и морально-юридической ответственности пред своими гражданами. Я не знаю ни одного человека в нашей стране, кто бы жил по закону, т.е., не нарушал бы его. И нас таких 45 миллионов (пока еще!). И мы так живем. И так мыслим. Потому что так привычнее и комфортнее. Это наша модель понимания и осознания мироощущения.

Поэтому, становится абсолютно непонятно, как мы будем привыкать к совершенно иным принципам мышления, к европейской действительности и иной модели поведения? Ведь менять придется нашу сущность, наши устои, наш менталитет, в конце концов. Однако сами по себе эти системные метаморфозы не произойдут. И вряд ли после исторического Вильнюса мы станем другими. Европа в нас не войдет и к нам не придет. Со своими лекалами бытия. Со своими правилами и нормами, в соответствии с которыми живет государство и его граждане.

Необходимо наладить двустороннее движение. Причем, желательно, навстречу друг другу. Если мы действительно хотим изменить свое мироощущение и мировосприятие, и создать современные условия для жизни в нашей стране. Чтобы жизнь стала качественнее, свободнее, честнее, справедливее, богаче и благополучнее. А для этого, в первую очередь, мы должны коренным образом изменить свое совково-отсталое отношение к жизненному укладу и (главное!!!) ОБРАЗУ МЫШЛЕНИЯ. А еще, к морали и нравственности. К принципам правовой культуры и толерантному взаимоотношению государства и гражданина.

Однако, складывается ощущение, что в Вильнюсе «кина» может и не быть. Не готовы «наши пацаны» нести ответственность за свои слова и поступки. Не хотят они, чтобы их жизнь контролировало общество. Не готовы они добровольно уходить в отставку по зову совести и по требованию его Величества Закона. А значит, чтобы стать полноправным членом Европейского сообщества, нам предстоит проделать долгий путь и огромную внутреннюю работу. Направленную, прежде всего, на необходимость собственной личностной эволюции, т.е., изменения внутреннего кода развития.

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram