Идея затягивания времени «по вопросу Тимошенко» с помощью создания «рабочей группы» возникла в недрах АП еще на выходных. Как уже приходилось рассказывать, задачей ряда проводившихся тогда тематических «мозговых штурмов» было создание ситуации, делающее физическое освобождение Юлии Тимошенко невозможным. На данном этапе – точно.
В информационной плоскости для этого использовали «дело Минсдоха», внезапно решившего пополнить дырявый бюджет деньгами, некогда будто бы украденными Тимошенко на пару с Лазаренко. Странно, что не золотом гетмана Полуботка. Там бы на два бюджета хватило.
То, что «дело Минсдоха» - абсолютный блеф, не имеющий под собой даже элементарных юридических основ, журналисты разобрались очень быстро. Однако, понятно же, что без санкции Банковой Кабмин на подобную «инициативу» не решился бы. Банковая, в свою очередь, не фонтанировала бы подобным «креативом», если бы главный человек в стране действительно хотел подписания Ассоциации. Тем более – при условии выхода на свободу Юлии Тимошенко.
Поскольку решить вопрос Тимошенко должна была ВР, на заседании фракции Партии регионов в понедельник презентовали план: поддерживать законопроект Мищенко. В случае, если оппозиция с этим не согласится (а она, известно, соглашаться не хотела, - С.К.) – настаивать на создании рабгруппы, которая выработает новый законопроект. За какое время, каким будет этот проект…
Меж тем, времени остается все меньше. 18 ноября – день, когда Еврокомиссия – на уровне министров иностранных дел стран ЕС – должна определиться с исходом Вильнюсского саммита для Украины. Решение будет принято на основании рекомендаций и выводов комиссии Кокса-Квасьневского, которым европолитики официально выдали (а также несколько раз продляли) мандат для работы в Украине.
Вариант, когда Кокс с Квасьневским рекомендуют «белое», а Еврокомиссия решает «черное», невозможен. Европейская бюрократия, в отличие от украинской, куда более последовательна в выполнении своих публичных обещаний.
Вариант: накануне саммита, в день именин Юлии Владимировны, собственно – 27го ноября, Виктор Федорович совершает воистину царский жест, отпуская ее на свободу, также невозможен. Во-первых, потому, что вердикт саммита требует определенных бюрократических процедур, осуществить которые за несколько часов попросту невозможно.
Во-вторых, потому, что подобная тактика может и приемлема для правителя масштаба монгольского хана, но вряд ли встретит понимание у европейских коллег. И уж точно не найдет поддержки.
В третьих, существует еще один, весьма серьезный фактор. Как известно, подписание Ассоциации будет заблокировано, если против выступит хоть одна страна. Глава польского МИДа Радослав Сикорский ранее уже заявлял: в случае, если Тимошенко не выедет на лечение, минимум три страны – Нидерланды, Великобритания и Швеция - выскажутся против сближения с Украиной.
Однако, ряды несогласных могут пополниться. По словам источников из окружения гаранта, один из фундаментальных его страхов основан на том, что протест одной из стран может обеспечить… Россия. Той же Германии, к примеру (что, кстати, легко будет пояснить «казусом Тимошенко). Что-что, работать на внешних фронтах агенты РФ умели всегда.
Подобное развитие событий больно бы ударило по самолюбию украинского лидера. Тем более, если бы он накануне выполнил все условия ЕС, включительно с освобождением ЮВТ.
Зачем же идти на столь серьезный риск, если он даже не вполне оправдан?
А теперь вернемся в Киев и посвятим себя сеансу элементарной математики.
Дано: следующая календарная неделя не является пленарной. Для созыва внеочередной сессии требуется 150 депутатских подписей. Они уже собраны, а в пятницу спикер Рыбак даже выразил готовность созвать «досрочку» в среду. Но. Во-первых, с соблюдением всех необходимых процедур. Во-вторых, в случае, если рабочая группа, созданная также в пятницу, будет готова представить новый «законопроект имени Тимошенко». Оппозиционеры - из числа участников группы - будут готовы уже в понедельник, можно не сомневаться, но вот представители большинства, а значит и вся группа в целом?
Какую роль "большевики" сыграют в работе группы? Ведь роль эта, не приходится сомневаться, уже предопределена. Мало кто знает, предопределена она была теми же «мозговыми штурмами». Реализовываться должна была – если б все шло по первоначальному плану – под кодовым именем «поправка Рудьковского». Внести ее, как несложно догадаться, должен был именно регионало-социалист Николай Рудьковский. Он, конечно, отнекивался, но кто ж его спрашивал. Впрочем, суть не во внешней форме, в содержании.
Содержание поправки обязывало бы осужденного, отбывшего на лечение за рубеж, ежели он является также фигурантом других дел, дистанционно участвовать в судебном процессе. «В режиме видео-конференции» - если называть по науке, точнее – по тексту правки; «заочный суд» - если в просторечии. В случае, если фигурант процесса отказывается – по тем или иным причинам – принимать в нем участие, суд может проводиться и без него, ограничившись лишь присутствием его адвокатов.
Для власти мотивация подобной ремарки очевидна. В настоящее время Юлия Тимошенко осуждена по «газовому делу». Приговор обжалован в Европейском суде по правам человека, и мало сомнений в том, что уже в ближайшие месяцы ЕСПЧ приговор отменит. Следовательно, если ЮВТ в это время будет находиться в Германии, по факту она становится свободным человеком. И все, что из этого следует.
Если же она «согласится» продолжить свой харьковский суд - «по делу ЕЭСУ» - «в автономном режиме», никаких проблем, пусть едет на все четыре стороны. Там еще приговор надо получить, потом – апелляция, после кассация. Между апелляцией и кассацией, настаивает закон, пауза в три месяца. На практике, однако, промежуток куда больший. А без прохождения всех судебных инстанций в Украине, иски в ЕСПЧ попросту не принимают.
Поправку, судя по информации источников Банковой, "большевики" - из числа членов группы - твердо намерены в тело будущего закона имплементировать.
Все это – время, время, время. Включая время на то, чтоб получить «добро» Юлии Тимошенко на вновь образовавшиеся обстоятельства. Время на, чтобы Президент подписал свежепринятый закон. А суд принял бы процессуальное решение. Ну, вы понимаете…
Задача маневров очевидна.
- Первая. Перебросить мяч на поле Тимошенко. Мол, мы сделали все, что могли. Не хочет, пусть не соглашается.
- Второе. Вместе с мячом перебросить заодно ответственность за срыв Ассоциации.
- Третье. Оставляя призрачные возможности освобождения, отсрочить их «на после Вильнюса…после дождичка в четверг… рак на горе свистнет, ну и т.д.».
Что касается оппозиционеров, тактику защиты они избрали простую, но весьма эффективную – во всем действовать в унисон с миссией европосланников.
"Во избежание новых кидков, мы четко решили: действуем только в соответствии с позицией миссии. Это решение Юлии Владимировны и наше. То есть, если сейчас приняли вариант с рабочей группой – мы это поддерживаем. Кинут нас, значит и их", - засвидетельствовал источник в руководстве ОО.
Правда, в режиме «офф-рекордз» и он, и его соратники уныло признают: Кокс с Квасьневским прекрасно понимают, к чему все идет, но уже просто доигрывают партию; пытаются лицо сохранить. Если уж не государства Украина, так хоть свое.
Что до Юлии Тимошенко, то она, похоже, все понимает. Понимая – планирует, насколько это для нее возможно, весьма ограниченный свой график. На 15 ноября она ждет в гости Юрия Луценко с супругой. О давешних письмах соратникам, в которых она высказывала надежду покинуть пределы Украины сперва к концу сентября, потом – к середине октября, сейчас в ОО предпочитают не вспоминать. В доме повешенного не говорят о веревке.
Как высказался в данной связи один особо циничный знаток донецкого менталитета: «если она не выйдет до саммита, то долго будет еще сидеть». Увы, он, кажется, недалек от истины.