Всю вторую половину прошлой недели и даже на выходных в АП продолжались интенсивные «мозговые штурмы». Задача - перед участвовавшими в них высокими чинами ставилась - спланировать и организовать кампанию, которая:
- внятно бы пояснила украинскому обществу, почему Тимошенко продолжает сидеть;
- внятно пояснила бы западному обществу, почему ни Президент Янукович, ни украинский парламент, который он контролирует, не могут способствовать даже «тюремным каникулам» ЮВТ;
- надолго сняла бы «вопрос Тимошенко» с повестки дня как таковой, прежде всего – на Западе.
Результатом обсуждения стало изобретение схемы под условным названием: «Тимошенко подозревается в отмывании денег». Реализация следующая:
Шаг первый. Утром понедельника ведомство Александр Клименко сообщает о старте соответствующего судебного разбирательства в США и Швейцарии.
Да, можно много говорить о том, что попытки вернуть «награбленное Лазаренко» через суды продолжаются уже много лет и намерение сейчас выставить Тимошенко главной ответчицей – блеф. Так оно и есть, блеф. Но ситуации это не меняет, тема-то поднята «на знамя» неслучайно.
Шаг второй. Штатные «говорящие головы» Банковой начинают тиражировать в публичной плоскости тезисы:
- «Тимошенко и Лазаренко – одно целое и деньги они отмывали тоже вместе. В США преступления Лазаренко доказаны, пришел черед разбираться с Тимошенко»;
- «обвинения в отмывании денег должны охладить пыль некоторых евродипломатов, уж слишком рьяно защищающих Юлию Владимировну»;
- «Вильнюс Тимошенко встретит в тюрьме».
Шаг третий. Аргумент для «широкого потребления народными массами» озвучил Владимир Олейник: «Тимошенко продолжает сидеть не потому, что Янукович не хочет ее выпустить, а потому, что украла много денег и славные украинские чиновники сейчас добиваются их возвращения в казну».
Умно: два зайца одним махом. Не только ситуацию с ЮВТ объяснить, но и экономические беды на нее взвалить. «Дорогие сограждане! Вы так плохо живете не потому, что мы вами плохо руководим, а потому, что Тимошенко – воровка. За что и сидит».
Не поленитесь отследить эфиры центральных каналов и тиражи провластных СМИ в ближайшие несколько дней – «темник» обнаруживается довольно легко.
Шаг четвертый. Сигнал «валить» вопрос Тимошенко был спущен – через Владимира Рыбака и Александра Ефремова – также в парламент. Изначально законодательные правки позволяющие осужденным выезжать на лечение за пределы страны планировались, как известно, на вторник. Однако, по результату согласительного совета, их перенесли на четверг. Выдать на них «добро» профильный комитет (возглавляет Андрей Кожемякин) должен был в обед понедельника. Однако, регионалы заседание комитета сорвали - попросту на него не явились.
- Это очень хороший знак. В том смысле, что не все еще потеряно. У них же большинство, понимаешь, они любое решение могут принять, а тут – просто сорвали. Значит, они оставляют для себя эту дверь открытой. В среду приезжают Кокс с Квасьневским и только в четверг – голосование, - переубеждали LB.ua представители оппозиции.
Горемычные, они еще пытаются бодриться. Хоть и выглядит это жалко; приблизительно как фраза «ты непременно поправишься», адресованная больному с четвертой стадией рака.
В понедельник на Туровской лидеры ОО собрали экстренное совещание. Краткая его суть: «все пропало». Обычно эмоциональный, Арсений Яценюк предельно сухо перечислил все аргументы в пользу того, почему Тимошенко не выпустят. Контраргументов, для того, чтобы ему возразить, ни у кого не нашлось.
На миссию Кокса-Квасьневского надежды невелики. Крайний их контакт с главой государства закончился ничем. Украинская сторона заявила, что еще необходимо время для подготовки альтернативного законопроекта; что депутаты парламента не готовы и т.д. Обычная в таких случаях «жвачка». Европейская ответила: у вас этого времени нет. На том и разошлись.
Было это в четверг. За выходные на Банковой написали новый план «Операции «Ликвидация».
Рассчитанный, в том числе на нейтрализацию активностей оппозиции, заявившей готовность поддержать любой законопроект, открывающий их лидеру дорогу на Запад.
В спешке, правда, не учли: создав – руками Минсдоха – подобный прецедент, открыли ящик Пандоры. Проще говоря: сами для себя выкопали яму. Не приходится сомневаться: через энное количество лет, обвинить некоторых видных представителей нынешней власти и приближенных к ней людей в отмывании денег будет совсем несложно. Было бы желание.
***
Последний акт этой оперы разыграют в четверг. Если не произойдет чудесного чуда – а-ля Кокс с Квасьневским привозят в Нацбанк несколько чемоданов «откупных» - финал ее понятен.
На совещании фракции ПР в понедельник бело-голубым депутатам сформулировали следующую инструкцию:
- в четверг голосовать за законопроект Мищенко. «Пока в первом чтении, а там – посмотрим», - сообщил источник LB.ua во фракции;
- «если оппозиционеры упрутся и за законопроект Мищенко голосовать не захотят, мы предложим им объединить все тематические законопроекты в один, но для этого нужно создавать какую-то рабочую группу, то есть потребуется время», - добавил другой.
Как тут не обратиться к уже упоминавшемуся диалогу главы украинского государства с европарламентариями: «депутаты не готовы, нужно еще время» - «у вас этого времени нет».
Относительно «законопроекта Мищенко», оппозиция подозревает своего бывшего соратника в том, что текст документа ему вручили на Банковой. И хотя сотня косвенных доказательств не заменит одного прямого, непрямых тому подтверждений настолько много, что Юлия Тимошенко, добрая душа, даже написала Мищенко личное письмо с просьбой на провокации власти не поддаваться, а закон отозвать.
Ознакомиться с письмом Мищенко, однако, не пожелал. Едва депутаты от ОО сообщили ему о наличии послания, тут же обвинил их… в фальсификации письма.
«Мне его не дали, а значит не было никакого письма», - оправдывался он позже в соцсетях. Оправдывался, прекрасно зная: письма Тимошенко на руки не выдают. Согласно установленному экс-премьером правилу, ее послания остаются у адресата лишь в исключительных случаях (как оставались, например, у Луценко, когда маялся в Мене, - С.К.), но обычно «почтальон» вручает весточку тому, кому она предназначена, после ознакомления с текстом – изымает письмо назад и уничтожает его.
Избираясь по округу, Сергей Мищенко обещал освободить его для Юлии Тимошенко, как только она выйдет на свободу. Но принимать письмо от женщины, ради которой будто бы готов пожертвовать мандатом он, по иронии судьбы, не пожелал.
Но вернемся в парламентский зал. Если планы ПР не будут нарушены и шпаги скрестят вокруг законопроекта Сергея Мищенко, Президенту не останется ничего иного, как развести руками: мы, мол, пытались, но вы видите, у депутатов свое мнение.
То, что депутаты большинства всегда голосуют по указке; что в ВР – при наличии политической воли – решить можно любой вопрос, лучше не вспоминать. Тем более – о том, что ответственность за все, происходящее в стране все равно несет один человек. Он в 2010-м году сам так решил. И ничего с тех пор не изменилось.