О "рядовых" обладателях пригласительных говорить, полагаю, не приходится вовсе. Из прессы допускались лишь снимающие, да и те, что поспели к 8.30 утра.
Всех, кто пытался возмущаться, снимали на видеокамеры присутствовавшие здесь сотрудники в штатском. “Маскироваться”, скрывая "проводки" в ушах, они даже не пытались.
За первым кордоном - второй и третий. От второго до третьего передвигаться разрешено только по тротуару.
Ограничения касаются абсолютно всех, включая послов и священнослужителей. Почему священнослужителям и послам нельзя ходить по оцепленной с двух сторон (!) проезжей части, не уточняется.
У входа в парк - еще кордон. На первом из этих двух - рамка, где у вас отбирают воду и - если есть - куличики-просфоры!
Вид сваленных под столом охраны просфор повергает в шок. Это хуже, чем святотатство.
Теперь - самое интересное. Всего у памятника - включая прессу и монашек - собралось человек 300-350. Все!!!
Бедных монашек выстроили в приветственный строй вдоль металлического коридора, сконструированного из щитов, которые обычно используют на акциях протеста. С внешней стороны щиты обтянуты тряпичными лозунгами. К моменту начала молебна бедняги томились тут уже три часа.
Единственное "послабление" - возможность недолго посидеть на искусственной траве, щедро расстеленной здесь накануне.
Остальных приглашенных "мариновали" по правую сторону "коридора". Покидать его пределы нельзя! "Строго запрещено", - поясняет охрана. Запрещено, опять-таки, всем, в том числе высоким церковным сановникам и дипломатам.
В начале 11-го приезжает Кирилл. Кортеж заруливает непосредственно на горку.
- Давайте кричать "Кирилл - наш патриарх!" - лопочут за спиной бабушки.
- Так это не он.
- Это грек!
- А я говорю: армянин.
- Девочки, это Кирилл!!
- "Кирилл - наш патриарх!" - начинают наконец скандировать "девочки" вдогонку уже удаляющейся процессии.
Следом за патриархом прибывает Путин. Он, в отличие от Кирилла, идет пешком. Покричать здравицы Владимиру Владимировичу решился всего один дедушка - "адепт русского мира", как сам он представился.
Януковича, судя по всему, подвезли вообще с другой стороны. И заранее.
Сопровождающих его "випов" также заранее загнали на гостевую трибуну. Мобильную связь глушат.
Сразу после начала службы к коридору, ведущему к памятнику, подруливают четыре мерседеса: два - седана, два - джипа. Последние "с кастрюлями" на крышах и проблесковыми маячками на бамперах.
Начался молебен...
***
Молебен, впрочем, продлился недолго. Куда меньше, чем даже самая обычная служба.
По его завершению, первыми территорию горки покинули два президента – Янукович и Путин. Оба шествовали по заранее подготовленному коридору. Янукович улыбался, махал рукой, приветствуя толпу. Ему не махал никто. Путину – тоже. Затянутый,несмотря на ясный летний день, в черный костюм, российский президент был весь какой-то пожелтевший, ссутуленный. В отличие от загоревшего, пышущего здоровьем украинского коллеги.
Уже почти в самом конце коридора дедушка-«адепт русского мира» проскандировал им скупые здравицы. «Путину – слава!» - срикошетило о затылок российского лидера.
Минуты через две толпа всколыхнулась радостными криками. Это подножие памятника покидал патриарх. Его, в отличие от политиков, приветствовали очень тепло.
Монашки помоложе достали мобильные телефоны – снимали происходящее на видео.
«Наш Патриарх Кирилл!», «Наш Патриарх Кирилл!», «Благословите, благословите!» - ликовали присутствовавшие.
Однако благословлять Кирилл никого не стал. Сделать это, даже если бы очень захотел, вряд ли бы смог. От людей его отделяло плотное кольцо охраны.
Приметно, что у одного патриарха охраны было больше, чем у двух президентов вместе взятых.
При этом среди тех, кто просил его благословения, случайных людей не было – они попали сюда по специальным приглашениям, прошли все кордоны, а теперь стояли, сгрудившись как сельди в банке, за металлической оградой. Но между ними и патриархом все равно растянулась целая сеть бодигардов.
Как же его от «рядовых» верующих охраняют?
Все это время и в толпе, и с внешней стороны кордона продолжали орудовать «люди в штатском» с видеокамерами. Очень подробно снимали на видео и худеньких монашек, просивших благословения, и робких девочек-паломниц, непонятно как умудрившихся сюда попасть. Их-то зачем?
Вслед за Кириллом место празднования стали покидать остальные иерархи. Приглашенных из единственного сектора не выпускали. «Не положено. Вот гости уедут – тогда». Губернаторы и депутаты возмущались; паломники умоляли пропустить к батюшкам, ради которых приехали, толпа все напирала, началась давка.
Какому-то пожилому священнику стало плохо. Подхватив его под локоть, Олег Ляшко попытался прорвать оцепление. «Попытка штурма» успехом не увенчалась. Аргументы дедушки, едва стоявшего на ногах, на гламурного представителя госохраны – с "луи виттоном" через плечо – впечатления не произвели.