О выборах
- Как вам удалось пройти в Раду по мажоритарке в Крыму, не будучи регионалом?
- Я месяца за четыре до дня выборов, когда компания уже началась, на одной из пресс-конференций сказал, что Миримский может проиграть только в двух случаях: если его убьют или посадят. Кто-то посчитал, что это высокомерно, кто-то посчитал, что это ещё как-то, но, тем не менее, оно так и есть. Не убили, не посадили, - и я выиграл. Еще когда я в первый раз стал депутатом в 1994 году, то начал работать с людьми и продолжаю до сих пор. У меня благотворительный фонд работает по 34 направлениям: дети-сироты, детские дома, новогодние подарки-ёлки…
- При этом ваш конкурент-"регионал" снялся с предвыборной гонки? Как вы его убедили это сделать?
- Я с ним не встречался, не убеждал. Есть, наверное, много "подводных" вопросов, по которым он снялся. Но если проанализировать социологию (а это же серьезная наука), то она показала, что я был далеко впереди. Другой вопрос, что "регионалы" помогали коммунистам. Потому что мой конкурент Сергей Кискин мог получить максимум 10-11%. Максимум. А получил 27,13%. Остальное ему просто дорисовали.
- Журналист Валентина Самар из "Зеркала недели" (№35 от 5 октября 2012 года) писала, что вы создали несколько мелких партий, зарегистрировали от них наблюдателей по всей стране, а потом продали их "регионалам" взамен на кресло депутата.
- Клевещут. (Улыбается, - LB.ua)
- Еще во время предвыборной кампании вас обвиняли в связях с криминалом в 90-е. На YouTube появился ролик, где вы дарите ружье Сергею Воронкову (его называют лидером ОПГ "Сейлем").
- Действительно, дарю охотничье ружье на день рождения тогда депутату городского совета города Симферополя. Сегодняшний мэр города тоже был на том дне рождения. Тогдашний премьер был на том дне рождения. Поэтому говорить, что я как-то связан с криминалом, некорректно.Говорят, хочешь узнать о себе что-то новое – иди на выборы. И вот каждые выборы я о себе узнавал что-то новое. На в эти выборы я ничего нового о себе не узнал. Потому что придумывать уже нечего. С 94-го года моя трудовая лежит в Раде. Я - лидер партии "Союз". Занимаюсь общественно-политической работой.
- Сколько вы потратили на выборы?
- Не хочу врать. Точную сумму указывал в декларациях (ccылка на декларацию о доходах, - LB.ua). По-моему, около миллиона гривен. Но моя семья – я и жена – мы задекларировали 14 млн гривен годового дохода. У моей семьи прозрачный бизнес. Мы платим порядка 3 млн гривен налогов ежегодного.
- Предвыборная кампания была напряженной, в том числе у вас были некоторые разочарования. Говорю о вашем соратнике Анатолии Петрове, который выставил свою кандидатуру против вас...
- Я во время выборов не комментировал, а сейчас могу. Действительно, Петров не просто мой соратник. Мы с ним учились в техникуме с 15 лет. Я по жизни ему помогал. Он депутат Симферопольского горсовета от партии "Союз". Семь лет назад он получил от города служебную квартиру, в которой живет и сейчас. Когда началась избирательная компания, на него город подал в суд на выселение. После того, как он зарегистрировался кандидатом на моем же округе, представители горисполкома в суд не пришли.
По-человечески я его понимаю. Но он же не просто баллотировался против меня. Он ещё начал грязь лить. Я не сказал ему ни одного слова, и сегодня не говорю, Бог ему судья. Нельзя делать подлости, когда тебе делают хорошо. К сожалению, в жизни так бывает.Есть такой анекдот:
"Приезжает в город мужик, заходит в бар, спрашивает у бармена:
- А как у вас тут с геями?
- Да никак.
- А ты б отдался мужчине?
- Нет.
- А за сто долларов?
- Нет.
- А за миллион?
- Ну за миллион отдался б.
Так вот. Геев хватает, просто инвесторов мало".
- Другой ваш соратник Николай Котляревский выдвигался по округу в Крыму, но не прошел. Что случилось?
- Его нельзя назвать моим соратником, хотя у нас хорошие отношения. Он когда-то был депутатом крымского парламента по мажоритарке, входил во фракцию "Союз". А не прошел он… Задавили. Задавили этой машиной власти – в Крыму эта машина очень серьезная.
(15 октября Евпаторийский суд дал разрешение на задержание Николая Котляревского по делу о разбойном нападении 1996 года, - LB.ua).
О бизнесе
- Зачем вам с такими деньгами в Раду? Защитить бизнес?
- Нельзя жить за забором, когда вокруг пустыня. Завтра люди придут с вилами. Страна доведена до крайней точки. Есть много проблем, которые я могу решить, будучи депутатом. Вот я внес законопроект об электронных очередях в детские сады. На прием приходят люди, у которых дети уже пошли в школы, а очередь в детсад еще не подошла.
- У вас были проблемы с властью в Крыму, когда Василий Джарты был премьер-министром? Не у вас, а у компаний, которые с вами связывают?
- Я в той компании не учредитель, у меня бизнеса нет, я депутат. Но там действительно были проблемы. Нельзя сказать, чтобы у компании что-то забрали. Она содержала и обслуживала подземные переходы. Но это не частная собственность была.Сейчас в этих переходах другая фирма – коммунальное предприятие. Причем, по уставу это предприятие может чуть ли не международной торговлей заниматься. У руководителя этого предприятия сейчас есть проблемы с законом.
Я считаю, что государство и местная власть не должно такими вопросами заниматься. К примеру, в Симферополе нет общественных туалетов в городе. Одна компания предлагала городу построить 36 туалетов. А взамен – это же бизнес – поставить возле туалета какой-то там магазинчик. Но этой компании на встречу не пошли. В городе туалетов так и нет.
Дальше. В городе нет остановок. Что мешает нам провести тендер и поручить любой компании, которая даст лучшие условия, сделать остановки? А люди там уже сделают свой бизнес: рекламу разместят или что-то ещё. Должен же быть взаимовыгодный подход, как для бизнеса, так и для государства.
- По поводу подземных переходов у местной власти к той фирме остались претензии, насколько я понимаю. Говорят, она мало платила налогов. Сейчас коммунальная фирма платит по 700 тысяч гривен в месяц…
- Вранье! Проанализируйте. Фирма, к которой я когда-то имел отношение, действительно, содержала переходы с 90-го года. Город же все это время не платил за содержание переходов, за уборку переходов, за их охрану, ремонты и т.д. А это же тоже расходы! К тому же в городе 22 перехода. А коммунальное предприятие занимается тремя переходами, где есть бизнес, а не занимается остальными. В остальных переходах люди ломают себе ноги. Думаю, что рано или поздно это коммунальное предприятие, как и все другие, обанкротится и умрёт.
- Кто сейчас главный в Крыму: Могилев, Мельник, кто-то еще?
- Ну нет такого, чтобы кто-то управлял. Экономикой занимается правительство. Оно распределяет деньги. Как оно распределяет – правильно или не правильно – вопрос другой. Во времена Джарты я говорил, что асфальтировались дороги по 250 долларов за метр. Это были сумасшедшие деньги! Хотя, да, в Крым пришел почти миллиард гривен из Киева при Джарты. Но на эти деньги можно было в пять раз больше сделать, если бы были нормальные закупки, тендеры. Поэтому кто деньги распределяет, тот Крымом и руководит. Совмин.
(Василий Джарты, 1958-2011 годы жизни, руководил Совмином Крыма с марта 2010 по август 2011, умер в крымском пансионате "Глициния", где проходил реабилитацию после операции. Считается одним из самых жестких и уважаемых руководителей Крыма, - LB.ua).
- Сейчас деньги тратят лучше, чем при Джарты?
- Я написал несколько депутатских запросов по госпредприятию "Чистый город", по закупкам техники, по займам, которые правительство привлекало на эти цели. Там есть вопросы, ведь техника покупалась по завышенным ценам. Тендеры должны быть прозрачными, открытыми для всех.
Об отношениях с властью
- Вы с главой Совмина Крыма Анатолием Могилевым сотрудничаете? Какие у вас отношения?
- Нормальные, ровные отношения. Когда у меня возникают вопросы – я записываюсь на прием, общаюсь, обсуждаем вопросы.
- Голосуете синхронно с Партией регионов?
- Почему синхронно?
- За спикера разве не голосовали?
- За спикера я не голосовал.
- Почему?
- Я человек самостоятельный. Но действия фракции "Свобода" меня толкают, конечно, в фракцию "регионалов". Одному с ними бороться тяжело. Но при этом я не иду ни в какую фракцию, буду внефракционным. По духу, по политическим взглядам мне ближе Партия регионов. Когда Ющенко стал президентом, я открыто на всю страну сказал, что оранжевый цвет стал для меня цветом лжи и предательства. Почему? Потому, что люди выходили на Майдан честно. В большинстве своем, 80% были не за деньги. Они приходили идейно, а их "кинули", обманули. И, поэтому, оранжевые, зеленые, красные - все одним миром мазаны. Никто не держит слово, никто не выполняет своих обещаний. Я же привык за свои слова отвечать.
- Так почему вы Рыбака не поддержали. Может быть, вы видите кого-то другого во главе парламента?
- Мне Рыбак очень нравится, я к нему нормально отношусь. Если быть откровенным и честным, то я голосовал за него. Но, просто в этой Верховной Раде меня шесть лет не было, и кнопку, когда нажал, нужно подержать две секунды, чтобы она зафиксировалась. Я нажал, а она не зафиксировалось. Но это уже мое дело, я же никому не отчитываюсь.
- Есть версия, что вы обещали Партии регионов голосовать синхронно взамен на депутатство.
- Послушай (горячится, - LB.ua), я выиграл у человека, которому дали летом "Героя Украины", чтобы поднять его рейтинг. Как же это меня пропустили? В день выборов мой телефон был красным – и один, и второй. Мне каждые 20 секунд звонили и пели в ухо песню "Ленинграда" о выборах (по этой и следующей ссылке клипы группы с ненормативной лексикой, - LB.ua).
- Вы, кстати, в ночь после выборов тоже ставили песню «Ленинграда» на своей странице в Facebook (только другую, - LB.ua).
- Я им эту песню про выборы в тот день взял и переадресовал: один на начальника штаба Партии регионов в Крыму, а другой – на начальника штаба Партии регионов в городе Симферополе. И через час всё прекратилось. Поэтому, ещё раз повторяю, когда снялся "регионал" против меня, Партия регионов автобусами возила людей за коммуниста. В селе у меня 50-60%, у коммуниста – 10-11% максимум. А в городе, где они вывозили людей автобусами, у коммуниста почти 30%. Поэтому нельзя сказать, что они меня просто взяли и пропустили в Раду.
- Партия "Союз" будет идти на перевыборы в округах? В Севастополе, например (после назначения Павла Лебедева министром обороны на 224 округе будут перевыборы, - LB.ua)?
- Скорее всего, мы там поддержим "Русский блок".
- Дмитрия Белика?
- Наверное. У меня есть желание, чтобы все прорусские-проросийские-рускокультурные силы "Русский блок", "Русское единство", "Союз", "Русь Единая" и.т.д. – объединились в один кулак. Потому что если "Свобода" говорит, что они спецназ оппозиции, то я считаю, что мы, наверное, партизаны на оккупированной территории.
О будущем Крыма
- Если говорить о будущем Крыма, то та же "Свобода" видит Крым обычной областью, а крымские татары, например, хотят национально-культурную автономию. Пророссийские силы хотят вернуть Крым России. Какое ваше видение?
- Крым – это автономия. Вообще я за федеративную Украину. Тогда меньше будет этих политических передряг, каждая территория будет поднимать свои вопросы. Как Федеративная Республика Германия, как США, как та же Россия. Что касается Крыма, то автономия должна быть экономически автономной. Потому что сегодня Крым зависит от Киева из-за так называемой "поправки Зайца". Ведь изначально предусматривалось, что главными документами страны будут Конституции Украины и Конституции АРК Крым, а уже потом другие нормативно-правовые акты. А теперь, из-за этой поправки, ситуация сложилась так, что Законы Украины должны соответствовать только Конституции Украины при этом не учитывая положение Конституции Крыма. Эта поправка была незаконной, неконституционной и некорректной. Я буду готовить обращение в Конституционный суд, соберу 45 подписей депутатов, чтобы ее отменить. Но речь не идет о каком-то сепаратизме. Крыму надо дать экономическую самостоятельность.
Крым должен сам распределять свои финансовые потоки. Украина могла бы сделать Крым своей оффшорной территорией. Многие выводят деньги в иностранные оффшоры. Выводили бы в Крым, и оффшор дал бы приток инвестиций в Крым.
- В Крыму также есть свои нефть и газ, и крымчане не получают за добычу никакой ренты.
- Ты абсолютно прав. Есть очень много таких моментов. Есть в Крыму санатории, которые ничего не платят в бюджет, потому что они формально российские или киевские, ведомственные.
- Севастополь должен оставаться отдельной административной единицей или должен быть частью Крыма?
- Севастополь – это Крым. Разделение было политическим. Севастополь был военный город, на него нужно было влиять, управлять им. Поэтому, так получилось.
- Но военные части есть и за пределами Севастополя, в Керчи, например. Керчь же не отдельная административная единица?
- В Севастополе Черноморский флот. Поэтому есть такой момент. Я бы убрал всю политику и подошел бы к этому с экономической стороны. Выгодно ему быть отдельно или невыгодно? Сейчас же город огромные деньги получает благодаря своему статусу.
- Но у города нет мэра, им управляют из Киева в ручном режиме (как и Киевом, впрочем). И депутаты от Севастополя не сидят в парламенте Крыма, как это было прежде.
- Глобально, я считаю, что Севастополь – это часть Крыма. То, что мэр там не избирается - это неправильно.
Об законопроектах
- Как вы будете один отстаивать свои законопроекты? "Регионалы" помогут?
- У меня со многими депутатами личные отношения много лет, и это депутаты из разных фракций.
- В "Свободе" есть у вас личные контакты?
- В "Свободе" нет.
- Какие законопроекты вы подали или готовите?
- Подал законопроект об электронной очереди в детские сады. За прием детей в обход списка - уголовная ответственность. (...) Готовлю проект по штрафам ГАИ. Штрафы должны зависеть от уровня машины. Проще говоря, от объема двигателя. Если ты едешь на "Таврии" - платишь коэффициент 1, если на "шестисотом" Mercedes Benz - коэффициент 5.
Хочу поднять вопрос самозахватов. Для Крыма это большая проблема, причем на 90% она касается крымских татар. Речь идет только о старых самозахватах, где люди уже построились, уже живут, но дом официально не могут ввести в эксплуатацию, потому что не оформлена земля.
Готовлю законопроект об упрощенном вводе в эксплуатацию таких домов. Повторяю: для тех, кто уже в них живет, а не для тех, кто поставил будочки и никого там нет. Возьмем тех, кто уже живет не менее года, написал заявку, чтобы это все можно было оформить.
Потому что ко мне обращаются люди. Я 11 месяцев в году каждую последнюю субботу месяца принимаю людей. С 1994 года. Один месяц в году я отдыхаю. Сомневаюсь, что кто-то в Украине столько лет принимает людей. Уже три года на крымском телеканале я веду телепрограмму "Уроки выживания" - раз в две недели.
О депутатских льготах
- Вы вроде бы человек обеспеченный, но долгое время брали материальную помощь в Раде. Почему?
- Смотри, я тебе объясню. После того как я перестал быть депутатом, моя трудовая осталась в Верховной Раде Украины. По закону, если моя трудовая здесь, я получаю материальную помощь. Если я не получаю матпомощь, моя трудовая здесь лежать не может (депутатов не берут на учет в Центр занятости – им не могут предоставить такое же место работы, зато они могут оставить трудовую в Верховной Раде и получать матпомощь, - LB.ua).Весь 2010 и 2011 годы я проходил с адвокатами, ждал, что за мной придут, подкинут мне что-то, и будут пытаться мне ковырять мозги. Мне политически было выгодно, чтобы моя книжка находилась в Верховном Совете. Нет другого способа: не получать матпомощь и чтобы трудовая была здесь.
- То есть в этой ситуации от матпомощи нельзя было отказаться?
- Вот когда Верховная Рада приняла решение, что матпомощь можно не получать, я не получаю. Так что суть была не в деньгах. Все эти деньги все равно уходили на Благотворительный фонд, на который тратится гораздо больше. Только новогодних подарков каждый год 10 тысяч, гуманитарная помощь, лечение, зубопротезирование. Мы, например, оплачиваем материал, а клиники лечат бесплатно людей по моим личным договоренностям.
- Оппозиция говорит о полной отмене депутатских льгот. Вы такую отмену будете инициировать?
- Какие льготы? Отдых в санатории Верховного Совета? Мне это не нужно. Номер в гостинице "Киев"? Мне жить есть где. Но, наверное, для помощников я бы взял номер, чтобы здесь работали помощники. Потому что здесь в центре нет никаких пригодных помещений для работы помощников. Чисто экономически мне было бы выгодно, чтобы там находились помощники. Так что это вопрос разносторонний.
- Понятно, что это выгодно. Но разве справедливо? Любой "заробитчанин", которые приезжает в Киев работать на стройке, арендует на свою зарплату квартиру или койку. При этом депутат, у которого достаточно высокая зарплата…
- Если кто-то внесет законопроект, чтобы депутатов лишить всех льгот, я проголосую.
О русском и украинском языках
- Националисты выступают против использования русского языка в Раде. Вы как к этому относитесь?
- Принципиально буду выступать на русском. Я в Facebook написал открытое письмо Тягнибоку. И там я мотивировал, что согласно закону и регламенту, депутаты имеют право выступать на другом языке. Более того, я написал в аппарат Верховной Рады, чтобы они организовали перевод с русского на украинский. Мне ответили, что денег нет у Рады.
- А кому нужен перевод? Для Тягнибока, если он не понимает русского?
- Да. А то "Свобода" говорит, что хочет жить по закону, а не по понятиям. Тогда пусть действуют по закону. Если нельзя голосовать другой карточкой – они по закону, и я двумя руками "за". Но если можно выступать с трибуны на русском или на крымскотатарском, то почему они против?
- То есть пускай не только Колесниченко в Раде выступает на русском, но и Джемилев на крымскотатарском?
- В своем письме я привел пример, что в крымском парламенте после вступления в силу нового закона о языках с трибуны выступал депутат Рефат Чубаров на крымскотатарском языке. И крымский парламент нормально это воспринял.Крымский регион – он русскоязычный, но Пилунский (Леонид, представитель Народного Руха, - LB.ua) у нас выступает на украинском языке. Но никто не топает и не хлопает, потому что по закону. А то в одном месте им выгодно по закону жить, а в другом – по понятиям.
Я не против украинского языка. Более того, мне в нем многое нравится. Если в русском языке любить женщину и любить картошку – это "любить". А в украинском языке "жінку – кохать, картоплю – любити". И это, наверное, правильно. Но я не хочу, чтобы меня ломали и заставляли делать что-то не по закону. А вообще я за то, чтобы русский был как минимум официальным языком или вторым государственным.