Бывший министр внутренних дел, а теперь второй по значимости украинский политический заключенный сказал то, что думают многие оппозиционеры, да только боятся сказать. В украинском парламенте оказалось сразу три кандидата в президенты – Арсений Яценюк, Виталий Кличко и даже Олег Тягнибок, который, конечно же, не избираем, но может оказаться самым удобным спарринг-партнером для Виктора Януковича и уже потому может быть поддержан властью и «олигархами». Именно этот парад амбиций, на первый взгляд, может помешать единству оппозиции и ее общим действиям, может послужить причиной раздоров, споров и краха намерений противников режима.
Но, честно говоря, и в этом случае, и даже в случае, если единый кандидат будет определен и все вокруг него сплотятся, я не вижу в этом крахе ничего важного для страны. Потому что сама возня вокруг трех кандидатов – или вокруг единого кандидата – будет означать сохранение существующей системы взаимоотношений в обществе, проще говоря – «олигархической» Украины. Может только удивлять, как взрослые, считающие себя политиками люди могут стремиться постоянно наступать на одни и те же грабли – а потом еще и удивляться, что эти грабли оборачиваются Януковичем или кем-нибудь пострашнее, в конце концов, мы еще не выпили всю чашу до дна.
В 2004 году у оппозиции уже был и единый кандидат, и даже народная поддержка. Другие оппозиционные политики смогли отказаться от своих амбиций – Юлия Тимошенко вообще не баллотировалась, Александр Мороз поддержал Виктора Ющенко во втором туре (что, кстати, с успехом могут сделать Яценюк и Тягнибок для Кличко или Тягнибок и Кличко для Яценюка, если оппозиция чего-нибудь да стоит). Но что произошло потом? А то, что Ющенко стал искать – уже в новом, более выгодном качестве – пути для договоренностей с уже существующими «олигархами» и превращать в «олигархов» собственных соратников. Да, собственно, не он один – Юлия Тимошенко отправилась в Донецк, на переговоры с Ринатом Ахметовым, в разгар Майдана. Никакой народ, никакие лозунги не могли скрыть от новых руководителей страны правды: они хотели жить в олигархическом государстве, но в роли его президентов и премьер-министров. Просто ни одному из них не удалось консолидировать в своих руках власти, гарантирующей более выгодный союз с хозяевами страны – и потому пришлось поступиться тому, кто эту стабильность гарантировать смог.
Мне придется вновь сказать горькую правду, которую, конечно же, не захотят услышать ни Юрий Луценко, ни большинство оппозиционных политиков, ни даже большинство жителей нашего так и не вышедшего из феодализма государства. Не имеет никакого значения, как зовут президента Украины в ситуации олигархического устройства экономики. Никакого. Вообще. Леонид Кучма был для «олигархов» арбитром и в их тени сколачивал капитал собственной семьи. Виктор Ющенко был для «олигархов» союзником и в их тени создавал собственное политическое реноме, не забывая о себе и родственниках. Виктор Янукович превратил «семью» в центр накопления капитала и в его тени «олигархи» приумножают свои состояния. Все это – лишь разные оттенки серого. Можно, конечно, помечтать, что если бы Юлия Тимошенко стала бы президентом, то она была бы президентом другой Украины. Да. Другой «олигархической» Украины, а значит, той же самой.
Если существующий экономический уклад сохранится, то и следующий президент Украины должен будет пойти на противоестественный союз с теми, кто объективно не заинтересован в развитии страны. Потому что суть преуспевания этих людей – в их симбиозе с властью. В отсутствии конкуренции. В отсутствии свободы их сограждан. В превращении украинцев в попрошаек, зависящих от милости неэффективного государства или неэффективных работодателей. Невозможно требовать от врача спасти организм, пораженный раковой опухолью – при том, что сам больной убежден, что эта раковая опухоль и есть залог его здоровья.
Мне вообще кажется, что если такая Украина выживет, «олигархам» к 2015 году все эти договоренности с политиками просто уже будут неинтересны и президентом станет кто-нибудь из них – возможно, даже сам Янукович, если ему удастся окончательно превратиться в «олигарха».
Проще говоря, как сейчас для того, чтобы стать депутатом, нужно быть миллионером, так завтра для того, чтобы стать президентом нужно будет быть миллиардером и построить детскую площадку в масштабе страны – развлекайтесь! Но уверенности в том, что подобное устройство может просуществовать еще несколько лет, у меня нет – «олигархи» и ассоциированные с ними политики пилят сук, на котором сидят, с такой скоростью и уверенностью, что скоро допилят. И выборы президента будут проходить в ситуации, когда они с дерева грохнутся – вместе с украинской экономикой.
В этом случае новым президентом сможет стать только тот, кто будет обещать обществу проведение реформ – деолигархизацию и декриминализацию страны. При подобном раскладе у Юлии Тимошенко, конечно же, больше шансов, чем у Яценюка, Кличко и Тягнибока вместе взятых – просто потому что ее будет окружать ореол мученицы и репутация человека, с легкостью рвущего старые связи и зависимости – а именно такой человек Украине и нужен. Но глубина экономического падения, политической деградации и социального взрыва может быть такой, что волна перемен вынесет наверх человека, имени которого мы просто не знаем – и не исключено, что имя это мы захотим забыть сразу же по окончании его правления.