Новый парламент обновится, минимум, на треть
Темные лошадки
Как известно, по спискам «под купол» зайдут лишь 225 человек. Еще 225 «мажоритарщиков» – «темные лошадки».
Да, уже сегодня можно относительно уверенно судить, кто по какому округу продвинется, кто имеет там больше всего шансов на победу и кто в Киеве фавориту покровительствует. Исходя из этого – приблизительно подсчитать количество будущих «штыков» лично Януковича и «Семьи», «группы Ахметова», «бойцов Клюва», партнеров Коломойского, Фирташа и т.д. Но все подобные калькуляции относительны. Мажоритарка – всегда лотерея. Даже при всей очевидности «картины боя», при наличии админресурса, использовании всех возможных технологий, результат может оказаться весьма неожиданным. Поэтому «цыплят» лучше считать «по осени». В буквальном смысле.
Да, и непонятно, как «цыплята» поведут себя, попав в «курятник». На сложные вопросы простых ответов не существует, поэтому наивно полагать, будто независимые мажоритарщики, сегодня декларирующие симпатии оппозиции, таки присоединятся к одной из ее фракций. Что «нейтральные» мажоритарщики, едва переступив порог парламента, бегом побегут записываться в ряды ПР. Что «Удар» и Королевская сформируют свои фракции, сохранив при этом целостность рядов. Зато довольно велика вероятность создания – в первые же недели – одной-двух «независимых» (пусть даже условно) групп. Которые, в последствие, разыгрывая «золотую акцию», роль исполнить могут самую непредсказуемую (как по воле случая, так и Банковой).
Зато понятно: седьмой парламент обновится, в лучшем случае, на треть. Причем обновится со знаком «минус» – не «плюс».
За «скобками» списков остались многие квалифицированные кадры, способные заниматься в ВР законотворчеством (прямая функция нардепов), а не штаны просиживать. «Чільні» позиции заняли борцы-словоблуды. «Эталонный» пример: 20-е место Эльбруса Тедеева против 88-го – Алексея Плотникова (ПР).
Идеальный мажоритарщик - безликий мажоритарщик
Весьма показателен «спектр» «провластных» мажоритарщиков.
Оные делятся на несколько «подвидов»:
- малоизвестные широкой общественности топ-менеджеры, юристы, младшие партнеры структур Рината Ахметова (его условная «квота» – почти вся Донецкая и Днепропетровская области) и люди «Семьи»;
- политики второго эшелона, бывшие депутаты-министры, жаждущие возвращения во власть, общественные деятели (Засуха и Поплавский);
- «парашютисты»: те, кто не «поместился» на округе «по месту жительства» или прислан из Киева по принципу «с глаз долой из сердца вон», чтоб «не путался под ногами» (Давид Жвания);
- те, кого партия «бросила на амбразуру» – послала защищать важный округ от рейтингового конкурента (замглавы ПР Дмитрий Шенцев vs Степан Гавриш).
Все остальные –малоизвестные бойцы региональных фронтов, пользующиеся протекцией губернаторов.
Губернаторы их «подбирали» по двум основным критериям:
- неодиозные. Так, чтобы не вызывали отторжения на местном уровне и чтоб без особых проблем воспринимались Киевом;
- чтобы вызывали уверенность в «правильности» их позиции во время формирования парламентского большинства.
Если «список достоинств» дополняют еще и добрые отношения с самим губернатором – вообще отлично.
Глав ОГА можно понять. За результаты «мажоритарки» на «подотчетной территории» они «отвечают головой». При этом сами они не баллотируются. Посему альтернатива проста: или – «выполнить норму пятилетки» или – попрощаться с креслом. Причем без перспектив дальнейшего трудоустройства. Скамья запасных ПР хоть и невелика, а кадровых ротаций во власти после гонки не избежать; сомнительно, чтобы «проштрафившихся» в кампанию местных руководителей переводили бы на повышение в Киев. Ну, или хотя бы послами в Белоруссию.
Посему, идеальный – для губернатора – мажоритарщик – безликий мажоритарщик.
Таких персонажей в новой ВР мы встретим немало. Именно они составят основную «массу кнопкодавов», для которых необходимость жить под указку Михаила Чечетова не вызывает внутренних конфликтов и противоречий.
На их фоне личности, люди, умеющие самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность, будут казаться динозаврами – вымершим видом. Принципиально изменить ландшафт они все равно не смогут – силы не равны. Ландшафт может измениться – в теории – в канун 2015-го года. Но на практике такой «видоизмененный» парламент Виктору Януковичу уже не нужен.
Парламент для Президента
Около полугода тому назад LB.ua первым предположил: полную – в пять лет – каденцию седьмая Рада не отработает. Сегодня подобные мысли озвучивают уже довольно многие умудренные политическим опытом люди. Аргументация проста.
«Продолжительность» жизни седьмой Рады напрямую зависит от ее «сговорчивости», подконтрольности Банковой. Парламент уже давно перестал быть местом для политических дискуссий, принятия решений, создания новых смыслов. Тем более – самодостаточной ветвью власти, «уравновешивающей» остальные стороны печерского треугольника. Не является он также и местом поддержания остатков политической конкуренции. Как только Рада вновь попытается стать тем, чем когда-то была и чем, собственно, быть обязана, станет «своевольничать», Президент ее моментально распустит. Реальные для того механизмы у него есть.
И всем, кто уже сегодня видит себя народным депутатом, инвестирует немалые суммы, необходимо это понимать.
Как и то, что у депутатов седьмого парламента – три основные задачи:
- передать остатки госсобственности в руки околовластных кланов;
- отменить свою неприкосновенность (правило вступит в силу со следующего созыва, поэтому начало каденции – самое время для его принятия. И дело даже не в популизме. Прикосновенный депутат, опять таки, куда послушнее неприкосновенного);
- видоизменить Конституцию, создав возможность для избрания-назначения-помазания Виктора Федоровича на второй срок без всенародного волеизъявления.
Понимают ли они это? Большинство – точно нет. Крупные бизнесмены – Ахметов, Пинчук, Фирташ, Коломойский, некоторые другие – понимают. Потому-то их фамилии не обнаружили списки, не обнаружат и округа. «Великим Гэтсби» не место в седьмом парламенте еще и потому, что:
а) мандат больше не гарантирует защиты личной, бизнес-активов. Парадокс, однако, в том, что в нашей стране даже законопослушным гражданам не гарантирована неприкосновенность ни от чего в принципе. Как любит говаривать Ринат Ахметов: «у клуба «Шахтер» около шести миллионов болельщиков». Мол, если что – защитят, общественное мнение и все такое. Ну, да. У банка "Приват" - несколько миллионов вкладчиков; у Виктора Пинчука - отличные отношения с Биллом Клинтоном. А вот у Юлии Тимошенко тоже было 12 миллионов избирателей...
б) каждый из них ведет в Раду свой небольшой «отряд». Так, ни сомнений, ни иллюзий относительно «властителей дум» Виталия Кличко, после обнародования боксером своего списка, не осталось. Равно как симпатий (назовем это так) Ахметова к проекту Королевской.
Еще одна очевидная причина для прогноза недолговечности седьмой Рады – экономическая.
Резкий экономический спад уже в ноябре-декабре неизбежен. Во-первых, ввиду общемировой ситуации. Во-вторых, ввиду специфики деятельности нынешней украинской власти. Действуя по принципу «все для фронта, все – для победы» Кабмин Николая Азарова – самые дальние сусеки выскребающий для реализации предвыборных посулов ПР – ничем не отличается от Кабмина Юлии Тимошенко, сосредоточившегося в 2009-м не на преодолении кризиса – на подготовке к гонке 2010-го. След в след, Николай Янович идет по стопам столь истово ненавистных ему «папередников».
Серьезно подставляя при этом президента.
Ясно, ведь, что за неминуемый коллапс кто-то должен будет заплатить имиджем и креслом. Кандидатура Николая Яновича – во всех отношениях – самая удобная. С одним, разве, исключением. Это наивному избирателю средней полосы Украины можно объяснить, за что наказан «этот мощный старик». Остальным понятно: за все в ответе Виктор Янукович, который сам – добившись смены конституционного строя – сконцентрировал у себя в руках все полномочия и всю ответственность. Понятно и в Украине, в России, в Европе, и в США. Понятно тем, кто отвечает за содействие с Украиной во внешнеполитической плоскости. Тем, кто выдает кредиты.
Какую карту разыграет Президент, дабы сместить акценты, отвлечь внимание от невыгодного ему положения дел? Роспуск парламента – путь наименьшего противления. А украинская власть – как показывает опыт – сложных путей не выбирает.