По итогам завтрашнего заседания украинско-российской межгосударственной комиссии планируется подписать более десяти документов, главным из которых станет договор о разграничении Азово-Керченской акватории.
Об этом пишет "Коммерсант-Украина".
Впрочем, по данным издания, вопросы, связанные с поставками газа в Украину, останутся нерешенными, хотя дипломаты настаивают, что заседание межгосударственной комиссии в Ялте будет продуктивным.
"Планируется достаточно результативная встреча, подготовлен добрый десяток соглашений. С нашей стороны будут подниматься вопросы демаркации границы, пройдут переговоры о делимитации морской границы в Азовском море и Керченском проливе",— заявил вчера глава департамента информационной политики украинского МИДа Олег Волошин. По данным издания, в действительности переговоры о разграничении Азово-Керченской акватории уже завершены. 12 июля после согласования президентами ряда ключевых положений договор должен быть подписан, что станет главным результатом встречи на высшем уровне.
По информации газеты, государственная граница в Керченском проливе пройдет по линии, совпадающей с украинской переговорной позицией или близкой к ней. Так, на украинской территории останется остров Тузла и судоходный Керчь-Еникальский канал. В Азовском море, между тем, стороны пошли на компромисс — итоговая линия границы будет проведена между запросными позициями Украины и России. Договор разделит между государствами также нефтегазоносную площадь Палласа в Черном море, открыв тем самым возможность для совместной разведки и добычи углеводородов.
Собеседники издания не раскрывают оговоренные соглашением условия прохода российских кораблей по украинской части Керченского пролива, поясняя, что их еще предстоит утвердить главам государств. "Насколько я понимаю, Украина согласится на совместное использование Керчь-Еникальского канала, что приведет к потере украинской стороной доходов от лоцманской и навигационной деятельности,— прокомментировал достигнутые договоренности заместитель гендиректора Центра им. Разумкова Валерий Чалый.— Поэтому, боюсь, договоренность по границе будет воспринята не очень позитивно".
Еще одной проблемной сферой является урегулирование условий пребывания Черноморского флота Российской Федерации (ЧФ РФ) в Крыму. Киев и Москва ведут переговоры по комплексу соглашений этой тематики. Посол Украины в РФ Владимир Ельченко сообщил, что стороны завершили подготовку двух документов из данного пакета, один из которых регламентирует порядок передвижения военнослужащих и военной техники флота вне границ их дислокации, а второй — взаимодействие сторон при ликвидации стихийных бедствий.
Между тем по ключевым соглашениям из черноморского пакета — об инвентаризации имущества воинских баз и о модернизации флота ЧФ РФ — стороны за минувшие два года фактически не приблизились к компромиссу. В тексте первого договора Россия, в частности, требует зафиксировать обязательство провести капитальный ремонт всех флотских сооружений без компенсации затрат; в случае же если российская сторона сама будет вкладывать средства в ремонт, объекты переходят из аренды в собственность Российской Федерации. Соглашение о замене устаревших российских кораблей на новые образцы наталкивается на сопротивление Киева, который не хочет терять главный козырь в диалоге с Москвой по вопросу флота.
К подписанию в Ялте подготовлен также ряд соглашений о секторальном сотрудничестве, в том числе в авиационной отрасли. "Похоже, проект Ан-70 наконец будет реализован",— отметил в беседе с изданием глава подкомитета Верховной рады по вопросам сотрудничества со странами СНГ Алексей Логвиненко (внефракционный). Между тем народный депутат неудовлетворен выполнением прежних украинско-российских договоренностей в экономической сфере. "Мне до сих пор непонятно, когда же заработает завод по обогащению ядерного топлива, о строительстве которого много раз говорилось едва ли не как о свершившемся факте",— привел пример Логвиненко.