В сложившейся ситуации давно чесались руки расставить все точки над «i». Точнее одну точку. Над понятием «дельтаплан». Через «а» в середине слова. А так же попытаться приоткрыть занавес невидимого для большинства мира безмоторного полета. Полета на дельтаплане!
Начало. Весна 2012. Открытие сезона.
Дельтаплан… У кого-то это слово не вызывает никаких ассоциаций.
Кто-то узнает знакомые корни «дельта» и «план».
Кто-то вспомнит летний отдых на Черном море, где он уже что-то слышал про этот самый «план», и ему даже предлагали покататься.
А кто-то посмотрит на погоду, определит направление и силу ветра, поднимет глаза в небо, оценивая высоту кромки облаков, представит карту района полетов и прикинет, куда бы он сегодня полетел, если бы не работа. И вспомнит крайние выходные… В конце апреля месяца 2012 г., как и в прошлые годы, киевские дельтапланеристы открыли очередной летный сезон на аэробуксировочных полетах.
На одном из аэродромов нашей немаленькой страны собралась маленькая группа людей. К обеду на поле появились разноцветные стреловидные крылья, на полосу выкатили мотодельтаплан, дорогу через летное поле перегородили оранжевыми конусами.
На первый взгляд все просто: человек одевает на себя подвесную систему, ставит дельтаплан на специальную тележку, к человеку цепляют веревку, второй конец которой прикреплен к мотодельтаплану. Далее следует череда загадочных ритуальных телодвижений, и пара крыльев под рев одного мотора уходит в небо. Именно так и выглядит аэробуксировка со стороны.
Классический метод старта на дельтаплане – с горы. С этого начинают все (ну на территории Украины так точно). Многие на этом останавливаются. Но ведь у нас не так много гор, среди которых пригодных для полетов совсем мало. Потому некоторые идут дальше в своем стремлении заглянуть за горизонт там, где гор просто нет. И заглядывают…
Рев мотора, мотодельтаплан, а за ним и тележка с дельтапланом сверху, начинают движение. Быстрее… Быстрее… Первым взлетает дельтаплан, оставив тележку на земле, он некоторое время летит над землей, пока не оторвется от полосы буксировщик.
Далее, в течение пяти минут, мотодельтаплан набирает заранее оговоренную высоту (в нашем случае 500 метров), а пилот дельтаплана на привязи делает все, чтобы лететь за буксировщиком, занимая строго определенное положение «в строю». И все бы ничего, если бы не одно «но». В жаркий весенний день, когда земля прогрета солнцем, нижний слой атмосферы ощущается крылом совсем не так, как мы его видим. Теплый воздух поднимается вверх, на его место приходит холодный. Если бы этот процесс был виден, то его можно было бы сравнить с закипанием воды. Но его не видно. Зато чувствуется. И весь этот хаотически движущийся воздух пытается отвернуть буксируемый дельтаплан с курса в совершенно произвольном направлении. Да и на мотодельтаплан-буксировщик он тоже оказывает воздействие. Получается, что удерживать правильное положение во время буксировки – это своеобразное искусство, мало заметное непосвященному наблюдателю.
А вот и условный сигнал пилота буксировщика – вытянутая в сторону рука – говорит о том, что высота достигнута, пора отцепляться. Спортсмен открывает замок, и конец буксировочного фала проваливается вперед и вниз… Далее – свободный полет в поисках восходящих потоков, которые только что досаждали при буксировке…
Открытие сезона выдалось на славу. Да, погода была не самой идеальной, но большинство пилотов улетело на маршрут. Этому способствовал достаточно сильный ветер, который всячески препятсвовал возвращению на аэродром. Максимальная дальность улета была более 100 километров, а максимальный набор высоты был более 2000 метров.
Начало положено. Продолжение следует!