И вот к чему я это.
С умилением прочел новостную заметку на сайте Преступности.нет под названием "Глава фракции ПР Ильюк предложил создать паспорт центральной улицы г. Николаева - Советской, чтобы там не появлялись алкомаркеты". И зацепило, честно, как горожанина, как депутата, непосредственно понимающего подноготную освещаемой темы, как человека, на уши которому достаточно сложно повесить такую вот, замешанную на жиденьком тесте, лапшу. Но обо всем по порядку.
Артем Ильюк придумал некий паспорт, паспорт центральной улицы города - Советской - и это ноу-хау активно втискивается в уши горожан как прогресс и решительный бой творящемуся в городе будочному хаосу. Звучит патриотично. Но не убедил, совсем не убедил, по крайней мере, меня господин Ильюк. И вот почему.
В июне 2009 года, на сессии Николаевского городского совета, депутатским корпусом после долгих баталий и обсуждений, как внутри городского совета, так и на общественных слушаниях, был принят Генеральный план развития г. Николаева. Этот план в макроварианте позволил понять куда, в каком направлении и как будет развиваться город в ближайшие 25 лет. Еще раз повторю, генплан - это всего-навсего макродокумент, для упрощенного понимания – вид города с высоты птичьего полета, другими словами - концепция его развития и не более.
Генплан приняли, но дальше не пошли. А ведь для формирования исчерпывающего комплекта градостроительной документации необходимо идти по ступенькам логики вниз, принимать и утверждать: зонинг территорий (уточнять и определять зоны общественной застройки города, жилой, коммерческой, производственной и т.д.), градостроительный кадастр, детальный план территорий (ДПТ) и только после этого, опустившись на одну из последних ступенек, принимать планы улиц, в том числе, и Советской. Не сделали, не заказали, не оплатили, не проявили инициативу и последовательность, хоть и было сказано о необходимости выполнения этих мероприятий более чем достаточно, в том числе, и на сессиях городского совета. А ведь именно полный комплект градостроительной документации был способен еще несколько лет назад решить проблему регулирования и ограничения размещения ларьков, а не сегодняшнее запоздалое ноу-хау.
Не стану уточнять причины такой непоследовательности - она банальна (в официальной ее версии) - нет денег. Но медаль, как известно, имеет и свою оборотную сторону. Вот эта оборотная сторона этой самой медали, на фоне отсутствия полного комплекта градостроительной документации, и позволяет последние шесть лет большинству в городском совете - фракции Партии регионов, лепить где ни попадя ларьки и будки, то под красивым названием МАФ (малая архитектурная форма) , то как «временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности» , под надуманной эгидой «создания рабочих мест» - название не суть важно - ларек он и в Африке ларек.
Вот так и не была создана логическая лестница городской градостроительной документации, а, как известно, лестница не может нормально выполнять свое предназначение, если состоит только из первой и последней ступенек. Вот и пользуется наше большинство этим, искусственно созданным, градостроительным пробелом - вовсю пользуются. При этом, не забывая заучено повторять о доставшемся тяжелом наследии пятилетнего правления предыдущей власти, цинично вводя в заблуждение горожан, старательно обходя упоминания о том, что с 2006 года в городском совете создано устойчивое большинство в виде фракции Партии Регионов и вопросы землепользования в городе - исключительная компетенция этого самого большинства, а никак не предыдущей, да, собственно говоря, и нынешней власти в Киеве.
Вот так, на фоне вышеизложенного, и появилось ноу-хау – «создание паспорта улицы Советской» - дешевый, за уши притянутый, пиар «будущего нардепа» Артема Ильюка, замешанный на инициировании создания достаточно сомнительных документов архитектурной направленности, к тому же, ничего не решающих.
Теперь о «нашумевшем» алкомаркете на Советской.
Таких «алкомаркетов» по городу сотни, если не тысячи - «алкомаркетов», продающих спиртное и сигареты несовершеннолетним, но почему – то именно этот стал камнем преткновения молодого «политика». Не стану рассуждать о причинах и нюансах внутрипартийного конфликта в местном офисе Партии регионов - это отдельная пикантная тема, но именно благодаря этому конфликту и возник на горизонте прецедент алкомаркета - как способ красочно показать, кто в доме хозяин.
Как известно, дьявол кроется в мелочах. Вот из таких мелочей и состоит надутый «конфликт» вокруг этого магазинчика. Поэтому постараюсь быть предельно лаконичным и последовательным.
Несколько месяцев назад вопрос до отвода земельного участка, вдумайтесь (!) - под реконструкцию остановочного павильона, размером около 800 метров (!!!) - несколько раз выносился на рассмотрение сессии городского совета.
Надо отдать должное. Самим же Ильюком этот вопрос и переносился, но… в удовлетворении запроса заявителя не отказывалось! То есть, шел, да, наверное, и до сих пор идет, внутрипартийный торг, а ведь было бы проще простого (причем, это было бы совершенно логично) принять четкое и ясное решение: отказать и не уродовать центральную улицу города такой вот реконструкцией остановочного павильона. Время шло, решение не принималось, а павильон, совершенно спокойно, строился и рос на глазах, пока не стал этим самым алкомаркетом.
Решение об отводе земельного участка и по сей день не принято. И тут возникает еще более логичный вопрос: на основании каких документов владелец начинал осуществлять торговлю, в том числе и спиртным? Предприниматели знают: чтобы получить разрешение на розничную торговлю, необходимо предоставить документы и на объект. То есть, алкомаркет должен был быть введен в эксплуатацию, что просто невозможно без наличия документов, подтверждающих право землепользования. Еще раз повторю: решение о передаче земельного участка не принято и по сей день. Хотя алкомаркет и прекратил свое существование как торговый объект, осуществляющий торговлю спиртным, но сей шедевр архитектуры до сих пор украшает центральный перекресток города Николаева.
Тогда возникает еще более логичный вопрос: как были получены документы, позволяющие осуществлять такую торговлю? Ведь, сложив в 2010 году полномочия депутата городского совета, Роман Васюков, член команды «молодых и перспективных», кстати, избранный именно по спискам Партии регионов, стал заместителем мэра и сегодня курирует вопросы торговли в городе. Может быть, не стоило создавать телешоу с участием Артема Ильюка, не стоило заполнять собой весь телеэфир Николаевщины? Может, стоило тихо отозвать, выданные в нарушение законов разрешительные документы, и он бы тихо закрылся? Ведь не мог же алкомаркет торговать без них? Либо того практичней- принять решение о сносе незаконно построенного сооружения?
Наверное, можно было. Но где же кураж? Где пиар? Как раскручивать «молодых и перспективных», повышая их узнаваемость и вызывая трогательную любовь у горожан? Как быть с оплаченными сюжетами на телевидении и чем заполнять полосы газет?
Вопросов много. Ответ один, он на поверхности - раздутая проблема алкомаркета - это очередная дешевая лапша быстрого приготовления, способная, на взгляд Партии регионов, заменить китайскую гречку избирателям.
Все течет, все меняется. Практически начались выборы в Верховную Раду. Когда-нибудь сойдет на «нет» актуальная сегодня тема размещения ларьков и будок, как ушел в небытие сухой закон в Америке, позволивший сформировать предприимчивым бутлегерам стартовый капитал для реализации себя в большой политике. Но сильным мира сего, решившим сделать ставку на таких бутлегеров, не стоит забывать фразу, сказанную в адрес Макси , одним из лидеров политической партии, относительно главного героя фильма - Дэвида Ааронсона по прозвищу «Лапша» («Noodles»):
-- Ты таскаешь с собой балласт, Макси. Однажды тебе придется его бросить.
Станет ли повторение истории фарсом, я уверен, мы с вами уже очень скоро сможем увидеть своими глазами.