ГлавнаяМир

Глава Ассоциации адвокатов Грузии: "Саакашвили – это Гитлер XXI века"

В Грузии идет демонтаж правового государства – уверяет председатель Ассоцации адвокатов Грузии Заза Хатиашвили. По его словам, полиция, прокуратура и суд работают рука об руку без оглядки на адвокатов и правозащитников, а любой честный гражданин завтра может оказаться виновным в том, чего не совершал. Об этом Заза Хатиашвили рассказал LB.ua в ходе международной юридической конференции в Киеве.

Господин Хатиашвили – известный в Грузии юрист, дважды выигрывал иски против Грузии в Европейском суде, два года руководит единственной в Грузии Ассоциацией адвокатов – профессиональной некоммерческой организацией, которая представляет интересы адвокатов по всей стране и действует на основе закона о саморегулируемых организациях.

Фото: gba.ge

Прежде чем мы поговорим о правовой сфере в Грузии, расскажите об экономических реформах. Украинские СМИ пишут, что просто какие-то волшебные реформы в Грузии прошли, даже книга вышла «Почему у Грузии получилось

В реальности господин Саакашвили пришел к власти путем государственного переворота. Его привели американцы к власти. Им нужен был герой-демократ. У него хорошее образование, говорит на многих языках... После этого началась беда для Грузии, из которой мы не можем выйти до сих пор. Грузия стала превращаться в маленькое фашистское государство. Но люди, которые привели к власти Саакашвили, продолжают его рекламировать.

Вы говорите об экономике. Какая в Украине минимальная пенсия? Примерно 80 евро. А в Грузии даже не минимальная, а пенсия для 90-95% – это 40-45 евро. А цены такие же. Девять из десяти грузин живут на грани голода, потому что сельское население не работает. Самым богатым человеком в селе считается пенсионер, который пенсию получает. Остальные сидят без работы. Разве что кто-то при школе работает. Сельское хозяйство развалено.

Что еще можно сказать о грузинской экономике? Если кто-то начнет бизнес и не будет сотрудничать с Саакашвили, то получится как с Кибаром Халваши. Знаете его историю?

Нет, расскажите.

Он финансировал оппозицию. Сейчас убежал из Грузии, скрывается. Был у него большой бизнес, но в один прекрасный день его бизнес сожгли. Преступников не нашли. Сам Халваши говорит, что это сделала власть. Она показала таким образом, что если кто-то будет поддерживать оппозицию, то быстро лишится бизнеса.

Если остаешься вне политики, то можно делать бизнес? В Украине громадная проблема – коррупция. Есть эта проблема в Грузии или нет?

На местах коррупция почти исчезла, это правда. Но есть элитная коррупция. Я думаю, что это не лучше – коррупция есть коррупция. Потому бизнес в Грузии не работает.

Батуми показывают как пример развития бизнеса в Грузии. Гостиницы новые открываются...

Все-таки гостиница – еще не признак развития экономики. Гостиницы новые открываются и в Украине, и в Беларуси, и в России. Никто же не говорит, что Лукашенко – маяк демократии. По одним отелям нельзя судить, как страна развивается.

Для меня как для руководителя адвокатской ассоциации главное – сфера права. И я вижу, что Грузии просто катастрофа грозит, если режим Саакашвили останется.

Фото: EPA/UPG

Вы знаете, например, что в один прекрасный день многие грузины проснулись и вдруг «захотели» отдать свое имущество государств? Если государству (а точнее какому-то министру или другому большому начальнику) понравится ваш дом или ресторан, то оно просто отберет его у вас.

Одна моя знакомая купила магазин в кредит, а магазин у нее затем отобрали, ничего не заплатили. Отобрали просто – арестовали ее сына, пригрозили, что подбросят ему наркотики... А после этого она очень сильно переживала, раком заболела. Не знаю, жива ли она сейчас – три года тому назад я с ней работал. Собирались иск подавать в Европейский суд, но ее муж не решился. Решил, что хуже будет.

У нас в СМИ часто пишут, что Саакашвили критикуют только бывшие чиновники, которые хотят вернуть себе власть. Разве не так?

Самая мощная оппозиция Саакашвили – это Народное собрание Грузии, которую возглавляет Нона Гаприндашвили – пятая в истории шахмат чемпионка мира. Это авторитетнейшая, известная во всем мире женщина, легенда. Туда входит и бывшая руководитель парламента Грузии Нино Бурджанадзе – очень умная женщина и сильный человек. Она не боится говорить в лицо людям то, что о них думает. Можно сказать, что Бурджанадзе вместе с Саакашвили пришли к власти в 2003 году. И если бы она согласилась с теми фашистскими методами, которые начал применять Саакашвили, она бы до сих пор оставалась главой парламента. Но когда стало понятно, что Грузия стала на путь большевизма и диктатуры, она ушла из власти. Сейчас она хочет вернуть Грузию на нормальный путь развития.

Другой известный оппозиционер, миллионер Бидзина Иванишвили. Он никогда не был раньше в политике. Он был меценатом, построил около 400-т школ, церкви строил. Около $1 млрд. вложил в страну за последние 10 лет. Он пошел в политику, чтобы спасти страну.

И как же можно говорить, что против Саакашвили выступают только бывшие чиновники? Это все пиар, реклама. Многие американские организации у нас в Грузии проводят опросы общественного мнения, и Саакашвили у них всегда имеет поддержку 75-80%. Когда идет честный опрос, то рейтинг Саакашвили даже до 5% не дотягивает.

Это страна, которая держится за счет рекламы. Помните, в советское время был анекдот, когда Брежнев приказал толкать поезд вручную – лишь бы иностранец ничего не заподозрил? Вот и в Грузии также.

Фото: EPA/UPG

Буш назвал Саакашвили маяком демократии. А Рейган в свое время назвал Советский Союз империей зла. Вот давайте сравним теперь эти страны. Головная боль для нашей адвокатской ассоциации – преследование адвокатов. В «империи зла» за все 73 года ее существования к уголовной ответственности было привлечено около 75 адвокатов. А при «маяке демократии» Саакашвили всего за 7 лет обвинительный приговор суд вынес 140-а адвокатам! Только эти цифры говорят о реальных намерениях Саакашвили уничтожить адвокатскую профессию. А адвокат — это же и правозащитник, защищает права людей, помогает угнетенным...

Ассоциация адвокатов как-то защищает профессию?

Уже больше двух лет прошло с тех пор, как меня выбрали руководителем Ассоциации. Каждый, кто хочет заниматься адвокатской деятельностью, должен состоять в этой Ассоциации. Так что я представляю весь адвокатский корпус Грузии. Как председатель, я обратился к грузинской власти, чтобы они остановили этот беспредел.

Я вам всего несколько фактов приведу.

21 июля 2010 года на адвоката Шалву Хачапуридзе, который ехал на своей машине, напало около 15-и полицейских и избили его. Когда он со своим адвокатом Григолом Гагнидзе обратился в Бюро судебной экспертизы, эксперт ему заявил: «Мало тебя еще побили». Никого не арестовали: ни эксперта, ни полицейских.

Другой случай. Адвокат Коба Сохадзе был очевидцем преступления полицейских – они избивали молодого парня. Сохадзе снял это на видео на свой мобильный телефон. Полицейские отобрали у него запись, избили его, повели в административный суд. Судья его привлек к 30-дневному административному заключению. Факт избиения адвоката видели и другие адвокаты, они дали свои показания. И все равно никого из полиции не наказали.

То есть полиция при Саакашвили неприкосновенна!

Фото: EPA/UPG

Почти тоже самое случилось с Варламом Балхамишвили, которого избили полицейские, а потом задержали якобы за сопротивление власти. Его затем суд еще и оштрафовал на 400 лари (почти 2000 грн).

70-летний адвокат Валерий Табагуа. Он узнал, что его подзащитного пытают и бьют. Он встретился с подзащитным, взял доказательство. У него отобрали эти доказательства, избили... Если бы журналисты не помогли, то Табагуа сидел бы в тюрьме тоже.

После этого я обратился в прокуратуру, в международные адвокатские организации Council of Bars and Law Societies of Europe (CCBE), International Bar Assotiation (IBA), International Observatory for Lawyers (IOL), к главам Большой Восьмерки.

Представители International Observatory for Lawyers приехали в ноябре 2010 года, изучили обстановку, и дали оценку: в Грузии идет систематическое уничтожение адвокатской профессии, а сами адвокаты работают со страхом. В их докладе от октября 2011 года говорится, что в Грузии происходит распад юридической профессии.

Как иллюстрация этого – дело Малхаза Аркании. Его обвиняли в теракте в городе Зугдиди. Чтобы добыть информацию, его били и пытали. Из обращения к омбудсмену следует, что Арканию заставили съесть собственные показания, которые не устраивали следствие. Затем его повели на первый этаж тюремного учреждения и заставили смотреть, как один мужчина насилует другого! Ему пригрозили, что если он не послушается и не даст нужные показания, то его тоже изнасилуют. Даже фашисты так не измывались над заключенными! Его раздели, сняли с него штаны, начали его фотографировать. Какое это для мужчины унижение, понимаете! Мы обратились к послу Евросоюза, и только после этого вмешались международные организации. Никого из полиции не наказали. Но если бы посол не вмешался, то Малхаза убили бы, наверное.

Понимаете, 140 адвокатов арестовали. А тех, кого не арестовали, преследуют подобным образом, чтобы отказывались от своих подзащитных. Адвокату Ирине Сагинадзе при выходе от подзащитного закрыли в комнате обыска трое мужчин, угрожали изнасилованием и физической расправой, отобрали документы. Когда она снова пошла к подзащитному, чтобы зафиксировать следы насилия, то у нее снова забрали все документы на выходе.

Что вы предпринимаете, чтобы защитить адвокатов?

Я был вынужден обратиться к председателю Еврокомиссии Хосе Мануэлю Баррозу с просьбой сделать Михаила Саакашвили персоной нон-грата в Европе. Почему Александру Лукашенко, президенту Беларуси, въезд в ЕС запретили, а Саакашвили – нет? У Лукашенко всего пять адвокатов сидят, в Грузии – 140! Это же двойные стандарты. Никакого ответа из Брюсселя я пока не дождался.

Фото: EPA/UPG

Но тем не менее, я везде, при каждом удобном случае рассказываю о том, что творится в Грузии. Потому что, если не будет международного давления, все эти зверства будут продолжаться. Самый, пожалуй, удивительный случай – это история 22 летнего адвоката Марианны Ивелашвили, которую осудили на семь лет из-за того, что она якобы она взяла 170 евро у своего клиента и плохо его защищала. Суд решил, что она мошенничала. Я был на апелляции, снова поднял шум. Только под давлением международных организаций Михаил Саакашвили помиловал ее в ноябре прошлого года. Но она все равно просидела три года несправедливо.

Как вы с таким оппозиционным характером стали главой Ассоциации?

А разве вы не знаете о попытке подкупа? У вас об этом не писали?

Честно говоря, не знаю.

Два года назад я вышел во второй тур на выборах на главу Ассоциации. Адвокат Шалва Хачапуридзе, о котором я говорил в начале нашей беседы, подходит ко мне и говорит: «Друг мой, второй тур ты выиграешь, все это знают. Тебе предлагают миллион евро, чтобы ты сам отказался». Он мой однокурсник, вот через него решили передать послание от Саакашвили. Я когда это услышал, позвал всех моих сотрудников избирательного штаба, и сказал громко: «Шалва, ты этому подлецу позвони и скажи, что Хачапуридзе не продается». И после этого Шалва был вынужден давать интервью. Вот после этого через полгода его избили. Он даже говорит, что это из-за меня его били.

Но это не все. В ноябре ко мне обратилась адвокат Лали Джимшеорашвили. Сотрудники полиции ее задержали, шантажом и угрозами заставили ее свидетельствовать против меня, присвоили ей номер агента 1070. Ее задачей было оклеветать на меня, председателя Ассоциации адвокатов, и других адвокатов. За каждого задержанного адвоката ей обещали вознаграждение. Лали сообщила мне об этом, оставила двоих детей и мужа, и выехала за пределы Грузии. Ее заявление у меня на руках, а сама она пытается получить политическое убежище.

Я всем вашим читателям хочу задать вопрос: слышали они где-то о подобных издевательствах? Мои украинские коллеги говорят, что в Украине ничего подобного нет. Даже Томас Хаммерберг, комиссар Совета Европы по правам человека, был шокирован ситуацией в Грузии.

Вообще меня поражает слепота мирового сообщества. Уж после 26 мая 2011 года, когда полиция силой разогнала мирную демонстрацию, как можно говорить, что Саакашвили демократ? Люди просто стояли, ничего не делали плохого. А их били так, что люди потом в больницах оказались. А что было с адвокатами, знаете? Их просто не пускали к людям. Увозили подзащитных за 150 км, переводили в другие места заключения. Просто не давали адвокатам работать.

Фото: EPA/UPG

Последней надеждой Грузии остаются честные адвокаты. Но им на смену государство готовит других адвокатов, так называемых «бесплатных». Они являются частью тюремной системы и получают зарплату из бюджета. Можем ли мы говорить о правосудии, когда государство людей пытает, затем государство же их от пыток защищает, а потом еще и приговаривает? Суд у нас является продолжением прокуратуры. Сразу три прокурора находится в процессе, что уже само по себе о многом говорит.

А суд присяжных?

Какой суд присяжных? За все время только два процесса было с присяжными. Вот вам и “маяк демократии”. Так что для меня Саакашвили – это Гитлер, Гитлер XXI века.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram