Как все начиналось
Вспомним август-сентябрь 2009-го. Появляется известное видеообращение президента России Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко. После этого они перестают общаться, лишь один раз пересекаются на саммите СНГ в Кишиневе. 7 сентября 2009-го Ющенко в интервью немецкому еженедельнику «Der Spiegel» обвиняет Россию в дестабилизации ситуации в Крыму.
Конечно, внутри охлаждения украино-российских отношений лежала поддержка официальным Киевом Грузии в ее конфликте с Россией, заключавшаяся, как уже сейчас понятно, в помощи военным снаряжением и специалистами.
Так что не ухудшать и улучшать было чего.
Принял власть Виктор Янукович в худших условиях, чем отдавал в 2004-м году. 9 декабря 2005-го Россия начала строить газопровод «Северный поток». Тогда же объявили о плане строительства «Южного потока». Г-да Ющенко и Тимошенко молча наблюдали за активностью россиян, не били тревогу, не создавали международные альянсы, не отстаивали украинские национальные интересы. Не сказать, что «оранжевые» совсем ничего не делали, просто их активность напоминала Остапа Бендера. К примеру, 3 сентября 2009-го г-н Немыря, главный внешнеполитический эксперт г-жи Тимошенко, заявил, что в октябре-ноябре 2009-го Еврокомиссия и еще две европейские структуры выделят 1,5-2 млрд. долл. для модернизации украинской ГТС. Кто-то видел эти деньги?
Между тем два обходных «потока» лишали Украину статуса эксклюзивного транзитера газа. И об этом говорил в предвыборной кампании не президент, а кандидат в президенты Виктор Янукович. Его слова в "Большой политике с Е. Киселевым» на «Интере» 5 февраля 2010 года: «Мимо Украины стали строить газопроводы - «Северный поток» и «Южный поток». Мы потеряли доверие наших партнеров - России и Европы. А они стали думать, как выстроить политику более надежных поставок газа в Европу. Цена трубы большая тогда, когда эта труба с газом, а если нет газа, зачем эта труба нужна?".
В 2005-м году Янукович оставил г-дам Ющенко-Тимошенко систему межправительственных контрактов, которые и должны были ежегодно пересматриваться, и гарантировали Украине получение российского и туркменского супердешевого газа по 50 долларов за тыс. м³.
В 2010-м уже власть г-д Ющенко-Тимошенко оставила Януковичу контракт, по которому, если отбросить скидку после подписания «Харьковских соглашений», цена газа составляет около 516 долларов за тыс. м³. Никто в Европе такую цену не платит.
Оставим историкам и спецслужбам вопрос, на который в настоящее время нет ответа. На чем Россия взяла г-жу Тимошенко, когда она подписала настолько невыгодный Украине контракт?
Как все продолжилось
Дальше были известные Харьковские соглашения. Ключевой момент здесь: 6 сентября 2011 года президент Янукович в интервью газете «Коммерсант-Украина» объяснил, что харьковские соглашения планировались как начало большего пересмотра соглашений.
Можно сколько угодно дискутировать, почему этот пересмотр не состоялся. Факт то, что северный и южный газопроводы в обход нашей страны надежно берут Украину «в клещи» - кто бы не находился или кто бы в будущем не пришел к власти в Киеве. «Северный поток» функционирует, а 28 декабря 2011 года Россия, по сообщению «Reuters», договорилась с Турцией о разрешении на строительство "Южного потока".
И во время предвыборной кампании, и уже во власти Виктор Янукович неоднократно заявлял о цели: добиться снижения цены на российский газ. Я не слышал даже от его политических недругов упреков в том, что Янукович не последователен и не настойчив в достижении этой цели.
Второй внешнеполитической целью Виктора Януковича стало продвижение идеи о зоне свободной торговли государств СНГ. Соглашение о ЗСТ СНГ было подписано еще 15 апреля 1994 года, при Леониде Кравчуке, но оно «не работало», в частности, потому, что Россия не пошла на его ратификацию. 3 сентября 2011 года он говорил о ЗСТ на саммите СНГ в Душанбе: «не вижу оснований, почему договор затягивается». 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге главы правительств СНГ согласовали и подписали договор. Тогда же возникла идея о его синхронной ратификации, о чем Виктор Янукович говорил на декабрьском 2011 года саммите СНГ в Москве.
А затем что-то пошло не так.
Газ, сыр и прочие прелести
Переговоры по пересмотру цены на российский газ не принесли результата, во всяком случае, пока. Министр энергетики Юрий Бойко и глава российского «Газпрома» Алексей Миллер в последний раз встречались 17 января 2012-го, и кроме фраз о «желании обеих сторон найти компромисс» ничего не следовало.
Обмен этими фразами происходил на фоне сообщений об уведомлении Украины по поводу уменьшения закупок российского газа, несогласия «Газпрома» с этим, а затем и его сообщений о том, что Украина увеличила суточный отбор газа.
Но власть Украины свою работу не прекращает. Смещаются акценты. 24 января 2012 года Янукович заявил, что «Украина продолжит работать над увеличением собственной добычи энергоносителей и будет искать альтернативу российскому газу». Появились сообщения, что на проходящем в Давосе Всемирном экономическом форуме еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко обсудят вопрос газотранспортного консорциума Украина-Россия-ЕС.
Впрочем, не известно, что получится из этой идеи. Поступает противоречивая информация. С одной стороны, посол Германии г-н.Гаймзьот 22 декабря 2011 года сказал, что «Украина не обсуждает с Европой консорциум по ГТС». С другой - Богдан Соколовский, бывший представитель г-на Ющенко по энергетическим вопросам, заявил 26 января 2012 года, что «создание консорциума не вписывается в законодательство ЕС». Налицо – определенное противоречие.
Тем временем между Украиной и Таможенным союзом развернулась, назовем вещи своими именами, настоящая «торговая война». 12 января 2011 года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко начал, а 17 января 2011 года министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Русый продолжил атаку на производителей украинского сыра.
«Картину маслом» оформил глава МИД России Сергей Лавров, который 18 января 2011 года заявил: собственность российских предприятий в Украине подвергается рейдерским захватам.
Я, наверное, опять слыву не самым большим патриотом Украины, ибо признаю, что в Украине, да, есть молочные продукты с пальмовым маслом. В киевской англоязычной газете «Киев Пост» было интервью британца Фредрика Ейхерна, возглавляющего кампанию "Милкилэнд". Там он «дипломатично» говорит: «есть множество причин, почему другие компании должны добавлять другие компоненты, чтобы растянуть запасы молока». Здесь картину дополняет статистика нашего Госкомстата за 2011-й - только за два месяца прошлого года Украина закупила более 125 тыс. тонн пальмового масла, т.е., по 3 килограмма этого компонента на каждого потребителя.
Думаю, речь идет не только о пальмовом масле. Между прочим, есть такой «Национальный план действий на 2011 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы», утвержденный указом президента от 27 апреля 2011 года. В этом документе идет речь об «обеспечении безопасности продуктов питания» и «утверждении санитарных правил и норм по применению ароматизаторов, включая перечень ароматизаторов, разрешенных к использованию в пищевых продуктах».
Впрочем, о качестве продуктов питания российского производства мне досконально много не известно. Обратимся к архиву «Левого берега». В публикации под названием «Защитники прав потребителей подали в суд на McDonald's» речь идет о том, что российские защитники прав потребителей решили, что «McDonald's вводит покупателей в заблуждение относительно происхождения ряда блюд». Например, «в коктейле «Молочный»… присутствуют растительные жиры, в том числе вредное пальмовое масло», у которого «высокая температура плавления, поэтому оно накапливается в организме и образует холестериновые бляшки в сосудах».
Опять выборы?
Каждый, кто знакомился с ассортиментом торговых сетей России, будь-то элитные «Глобус Гурмэ», или предназначенные для массового потребителя «Алые паруса», «Перекресток» или «7-й континент», знает, что процент украинских товаров там довольно высок. Это «кондитерка» и консервация, это водка и пиво, это мясо и овощи. Резервы для «торговой войны» есть – если кто-то захочет увеличить ее масштабы.
До 4 марта 2012 года, когда в соответствии с решением Совета Федерации РФ, пройдут выборы президента России, осталось еще немало времени. Время для «торговых войн» еще есть.
Это – в том случае, если кто-то захочет создать из Украины «образ врага».
Соответствуют ли действительности информации, которые иногда приходят из Москвы? Например, либо Украина – накануне президентских выборов в России – вступает в Таможенный союз, либо ее объявляют «внешним врагом»?
Невозможно? 21 октября 2003 года, накануне выборов в Государственную Думу РФ, без видимого повода, строительные организации Краснодарского края России начинают форсированное строительство дамбы к украинскому острову Тузла. Русские СМИ в унисон говорят, что Украина дерет драконовские проплаты за проход российских кораблей по Керченскому проливу. Может, так и было, но заговорили об этом только накануне выборов. Украинские спецслужбы видят в стройных рядах «строителей дамбы» коллег, с которыми служили в Анголе и Афганистане. Для федеральных телеканалов Дмитрий Рогозин, тогда лидер партии «Родина», выпускает голубей, «символов мира» - в сторону Тузлы. После выборов строительство забросили.
Можно ли допустить право на существование гипотезы, что накануне выборов в России кому-то нужен «внешний враг»? А Прибалтика с переносом могил советских воинов, Грузия с Абхазией свое «отыграли»? А мы не помним, как тот же Геннадий Онищенко в свое время делал заявления о качестве грузинских вин и «Боржоми»? Северный Кавказ, заметьте, на образ «внешнего врага» не годится: Владимир Путин его «жемчужиной федерации» называет, и говорит, что в случае его отделения все национальные территориальные образования России «посыплются», в чем, не исключено, прав. Казахстан и Беларусь – в Таможенном Союзе. Образ внешнего врага остается «лепить» из оставшихся соседей – Украины, Китая, Японии.
Как вы думаете, у какой страны в этой ситуации «предпочтительные шансы» слыть «внешним врагом»?
Безусловно, никто в Украине не желает этого. Не только потому, что Россия является крупнейшим работодателем миллионов граждан Украины, обеспечивает им рабочие места. Но хотя бы потому, что «торговые войны» всегда заканчиваются, а послевкусие остается. И неизвестно, сколько усилий понадобится для того, чтобы устранить это послевкусие.
Таким образом, в ближайшей перспективе в украино-российских отношениях существуют две ключевые даты. Первая, понятно, 4 марта 2012 года, выборы президента России. А вот вторая – где-то в мае 2012 года. К тому времени, или несколько раньше Госдума РФ ратифицирует протокол о присоединении России к Всемирной организации торговли. И через 30 дней после ратификации Россия станет полноправным членом ВТО. Это событие ознаменует конец одной истории – о ЗСТ СНГ. Эта ЗСТ будет просто не нужна. Как не нужен будет России, Казахстану и Беларуси их Таможенный союз. И начнется другая история – взаимоотношений Украины и России, как и двух других стран Таможенного союза уже внутри ВТО.