ГлавнаяПолитика

​Молдавский экспресс

Летом 2009 года тогда еще президент Виктор Ющенко назвал одного из своих подчиненных молдованином. Не очень ловкий, по мнению господина президента, технический сотрудник получил неполиткорректную характеристику, и это вызвало вполне предсказуемый скандал. Даже поспешные уточнения Виктора Андреевича, будто бы он имел ввиду не нацию, были не в состоянии его предотвратить. И эта оплошность в очередной раз показала, что наша властная элита, несмотря на дорогие деловые костюмы и отчаянные усилия политтехнологов, остается глубоко “совковой” внутри. Небольшая деталь позволяет понять, какая пропасть разделяет Украину и Европу в ценностном срезе обществ - на Западе такой прокол означал бы для неосторожного политика намного больше, чем серия иронических публикаций в СМИ. По крайней мере, публичных извинений долго бы ждать не пришлось, и это без каких-либо требований со стороны оскорбленного меньшинства. Но это на Западе.

​Молдавский экспресс
Фото: Макс Левин

По иронии судьбы, именно Молдавия обгоняет сейчас Украину по темпам евроинтеграции. В рейтинге, который был представлен на Форуме гражданского общества в Познани, Украина заняла всего лишь третье место среди шести стран Восточного партнерства, пропустив вперед Молдавию и Грузию. Кишинев показал лучшие результаты по направлениям взаимосвязи с ЕС и приближения своего законодательства к европейским нормам. Тбилиси получил первенство в третьем блоке - качестве государственного управления. Украина же по некоторым параметрам разделяет позиции с Арменией, которая вообще никогда не заявляла про свои намерения интегрироваться в ЕС. Самым неприятным фактом в этих результатах является то, что до этого момента бесспорным лидером считался именно Киев. То есть, можно констатировать: пока мы не просто топтались на месте, а серьезно деградировали, наши партнеры по Восточному партнерству понемногу продолжали двигаться в европейском направлении.

Фото: telegraph.co.uk

Понять причины успеха наших соседей несложно. В то время, как мы изо всех сил пытаемся имитировать проведение реформ, называя ими противоположные по сути явления, молдаване всерьез перекраивают свои законы, чтобы те соответствовали общеевропейским нормам. Можно долго спорить об эффективности подобных мер с правовой и экономической точек зрения, но с точки зрения интеграции в европейское сообщество проведение таких изменений, как принятие необходимых поправок к избирательному, антикоррупционному и судебному законодательству, согласно плану действий Молдавия-ЕС, однозначно приносит ожидаемые плоды, результаты которых заметны уже сейчас. Интересно, что это далеко не полный список мер, которые были приняты Кишиневом с момента прихода к власти проевропейской коалиции, что произошло всего два года (!) тому назад. До этого момента у руля были коммунисты, и понятным образом рассчитывать на успехи в работе на западном направлении не приходилось. Об успехах же грузин в реформировании своей системы госуправления сейчас известно чуть ли не каждому - грузинские реформы для многих стали символом того, что даже самый коррумпированный чиновничий аппарат может быть преображен в течении короткого времени при наличии достаточной политической воли и поддержки со стороны населения.

Собственно, ничего принципиально нового для тех, кто следит за отношениями ЕС со своими восточными соседями, этот рейтинг не принес. Еще весной этого года в Кишиневе прошел первый саммит “ЕС-Молдавия”, на котором премьер-министр Польши Дональд Туск достаточно однозначно поприветствовал успехи на евроинтеграционном пути и пообещал поддержку со стороны Польши в постепенном привлечении Молдавии в европейское сообщество. Несмотря на то, что многим такие слова могут показаться церемониальными, сам факт проведения саммита и участия в нем первого лица страны, готовящейся принять главенство в ЕС на ближайшие полгода, говорит о многом. Уже в те дни между панельными заседаниями звучали мысли о том, что Украина уже не способна играть роль локомотива евроинтеграции в регионе, и единственной страной, которая для этого подходит, является Молдавия. Эти слова я слышал во время саммита не только из уст молдаван - такого мнения придерживались поляки, россияне и даже украинцы. И пусть такое положение дел не было неожиданностью для специалистов, до этого украинские нервы пытались беречь, не озвучивая подобные оценки публично. По крайней мере, так было до тридцатого ноября.

Фото: Макс Левин

Само собой, можно попробовать оспорить все вышесказанное, сомневаясь в объективности результатов рейтинга. Мол, у нас уже не первый подобный саммит скоро начнется, и встречаются наши лидеры с европейцами чуть ли ни каждую неделю, и переговоры по соглашению об ассоциации и зоне свободной торговли мы уже завершили - нужно лишь подписать уже готовые документы. И все это - пока лишь голубая мечта чиновников из Кишенева.

Но оценивая эффективность всего вышеупомянутого, не стоит забывать, что соглашения с ЕС являются плодом кропотливой работы, которая продолжалась не один год и началась еще задолго до прихода Януковича к власти. Следует помнить, что сам процесс взаимодействия с европейской бюрократией является довольно инертным: нужно немало усилий, чтобы “разогнать” его до необходимой скорости, но когда она достигнута, не менее героические усилия нужно приложить, чтобы его притормозить. И стоит отметить, что со второй задачей действующая украинская власть справилась успешно.

На данный момент многочисленные переговоры проводятся не благодаря бурному развитию нашего сотрудничества с Европой, а лишь из-за отчаянных попыток еврочиновников сохранить результаты своей многолетней работы. Все призывы к украинским властьимущим можно перевести с языка дипломатии как предложения наконец одуматься и сделать тот минимальный набор шагов, который бы позволил хотя бы зафиксировать достигнутое, сохранив при этом лицо европейцев.

Фактически уже сейчас всем понятно, что с Януковичем европейскую Украину не построишь. Но если в ближайшее время удастся парафировать соглашения, то процесс подписания и ратификации в национальных парламентах стран ЕС можно будет затянуть на достаточно значительное время. Настолько значительное, что вступление этих соглашений в силу может отпраздновать уже совсем другой украинский президент. Возможно, именно на это рассчитывают европейцы - что они зафиксируют договоренности, чтобы возродить нормальное сотрудничество после неизбежной смены политической элиты, которая уверенно направляет собственную страну к экономической катастрофе.

Фото: www.president.gov.ua

Но даже такая фиксация просто невозможна, если ситуация с демократическими свободами в стране не улучшится хотя бы незначительным образом. Ни один из европарламентариев или функционеров не сможет объяснить своим избирателям, как он позволяет так тесно сотрудничать со страной, в которой за решеткой оказались лидеры оппозиции, где в эфире не осталось независимых телеканалов и мирных демонстрантов убивают правоохранительные органы. Поэтому, пока со стороны украинцев не будет сделано ни одного шага навстречу, рассчитывать на парафирование со стороны европейцев не приходится. И наихудшим является тот факт, что, если соглашения не будут парафированы, весь многолетний процесс придется начинать с самого начала. Но это будут делать уже преемники действующего президента.

И вот, чтобы все таки заставить Януковича сделать хотя бы что-то, европейцы вытянули последний козырь, который был у них на руках. Первого декабря в своей резолюции Европарламент признал Украину европейской страной. За этим, казалось бы, незначительным констатированием очевидного факта кроется очень важный нюанс. Согласно статье 49 Лиссабонского соглашения, любое государство, находящееся в географических рамках Европы может претендовать на вступление в ЕС, в случае, если она соответствует так называемым Копенгагенским критериям. В тексте резолюции эта возможность упоминается также и прямым текстом, но подача заявки на вступление разрешается при условии соблюдения демократических норм.

До этого момента у критиков сотрудничества с ЕС всегда была возможность спекулировать, заявляя, что в Европе никто не признает права Украины стать ее полноценным членом. Теперь такая аргументация не имеет никакого смысла. А у Януковича будет шанс воспользоваться неосторожностью европейцев и вооружить украинских дипломатов серьезным оружием в будущих переговорах с Европейским Союзом.

Фото: EPA/UPG

Для любого нормального государственного деятеля такая возможность дать обедневшей поставторитарной стране “путевку в Европу” означала бы автоматическую перспективу получить для себя путевку в историю. Но можно ли рассчитывать на подобные мысли президента, если Украина рассматривается лишь как площадка для личного обогащения и реализации своих амбиций? Если честно, автор этих строк имеет серьезные сомнения в том, что действующий президент имеет хотя бы зачатки мышления государственными категориями, которые позволили бы ему отказаться от личной мести и желания контролировать и вершить судьбы граждан Украины.

До 19 декабря осталась всего несколько дней. И от того, что случится или не случится в эти дни, зависит, продолжит ли наш украинский поезд, пусть даже и намного медленней, движение в сторону Брюсселя или нас оттянут на запасную колею где-нибудь в глуши без признаков цивилизации. И уже оттуда мы сможем наблюдать, как мимо будет проезжать меньший, но значительно более быстрый молдавский экспресс, пассажиры которого начнут шутить, что их нерадивые подчиненные ведут себя, “как украинцы”, но в отличие от нас, будут иметь на это полное право.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram