ГлавнаяПолитика

Бизнес-оппозиция, или «любі друзі-2»

Мы уже обращались к теме возможного объединения политиков в оппозиционном лагере - в статье «Трое в лодке, не считая Яценюка».

Бизнес-оппозиция, или «любі друзі-2»

Публикация вызвала острую реакцию со стороны читателей и самих потенциальных участников объединения. Сказав «А», они обязательно должны сказать «Б» и остальные буквы алфавита (с дикцией у них, слава Богу, всё в порядке). А мы – в свою очередь – будем следить за правильностью произношения этих самых букв.

Ни в коем случае не хотелось бы уменьшить само значение проекта или выставить его в карикатурном свете. На самом деле, к тому, что происходит сейчас, необходимо пристально присматриваться, поскольку мы имеем дело с новым явлением в украинской политической жизни. В корне неправа Юлия Тимошенко, которая говорит о том, что это-де не оппозиция. У нового проекта есть все признаки оппозиции: представители политического проекта Яценюка и Ко не находятся во власти и имеют амбиции и цели попасть во власть. У них есть ресурсы, кадры, разветвлённая сеть и некий бекграунд. Но только это иной тип оппозиции – бизнес-оппозиция.

То, что представители Яценюка в местных органах власти практически повсюду голосуют солидарно с Партией регионов, ещё ничего не значит: Яценюк сознательно шёл на сдачу своего партийного бренда в аренду – ради повышения собственного рейтинга. Для него первично понятие «Яценюк», а не «Фронт» - деньги будут давать под Яценюка, а не под партийную вывеску. Кстати, это именно то, чего не понял Тигипко, которому ради сохранения электорального рейтинга и мифа о суперперспективности необходимо было сделать ровно то же самое: сдать свои местные списки регионалам, которые и советы наполнили бы, и результат нужный для партии показали.

Фото: Макс Левин

Теперь Арсений Петрович на плечах рейтинга-призера местных выборов, может входить в парламентскую гонку. И голосование представителей «Фронта» на местах ничего не значит: Яценюк сегодня в оппозиции и создаёт бизнес-оппозиционный проект.

Наиболее интересным моментом в деле создания нового объединения являются потенциальные финансисты проекта. Здесь уже – по некоторым данным – засветились Пётр Порошенко и Николай Мартыненко. По крайней мере, именно их имена начали появляться в прессе. Мелькнула и тень Давида Жвании: этот олигарх сегодня снова близок к Банковой и даже контролирует «Энергоатом»... Кажется, для полноты картины не хватает только Евгения Червоненко – таким образом, все те, кого несколько лет тому назад называли «любими друзями», снова будут в сборе.

Что такое «любі друзі»? Точнее, кто такие? Это группировка младоолигархов, образовавшаяся в 2001 – 2004 годах. Их объединяло желание разрушить сложившиеся олигархические схемы с тем, чтобы самим занять место Медведчука, Пинчука, Суркиса, Бакая и других «столпов» режима Кучмы. «Оранжевая революция – это бунт миллионеров против миллиардеров», - афоризм, приписываемый Дмитрию Выдрину, был очень популярен в 2005 году.

В 2001 году «любі друзі» поняли: они могут осуществить свои бизнес-планы только путём тотального контроля над властью в стране. В это время набирал силы Виктор Ющенко - «любі друзі» попытались вырвать его из среды народной стихии (акции «Украина без Кучмы») и приватизировать сам бренд «Ющенко». Естественно, с сохранением американских финансовых потоков.

Первый переломный момент для Ющенко наступил в мае 2001 года: тогда перед ним лежали две концепции дальнейшего развития собственного проекта. Первый – опирающийся на поддержку широкой общественности, народной инициативы, предвидящий создание оси «Львов – Донецк». Второй – младоолигархический, с опорой на электоральное поле Западной Украины и на понятные Западной Украине лозунги. Первый проект был модернизационным в своей основе и мог понравиться даже некоторым акулам бизнеса из окружения Кучмы. Второй – постмодернизационный. Первый – эволюционный, второй – революционный. «Любі друзі» победили «яйцеголовых», предлагавших первый проект (в разработке проекта принимали участие в том числе аналитики из Великобритании и Польши).

Второй переломный момент наступил в октябре 2003 года. Помните Донецк, 31 октября, обструкцию, устроенную Ющенко? Именно тогда разрушились планы части окружения Януковича (представленной в первую очередь Зиновием Куликом) о создании тандема Ющенко – Янукович. Предвиделось, что Янукович не будет идти в президенты и поддержит Ющенко – в обмен на гарантии премьерства при Виктор Андреевиче. Сколько было сказано о причастности к обструкции Медведчука и Колесникова! Сегодня появляется информация о том, что борды, на которых Ющенко был изображён в нацистской форме, финансировали некоторые «любі друзі». У них была своя логика: зачем из делиться властью с донецкими? Они хотели придти к власти как монополисты на этом поприще.

Одним словом, Ющенко уже на старте избирательной кампании «был должен» своим финансистам. К тому же «любі друзі» успели стать кумовьями Ющенко и использовать родственные отношения по полной – они узнали страсти Виктора Андреевича к кумовским отношениям. Этой страсти могли бы позавидовать даже молдаване с их обрядом куматрии. Уж где-где, а в Молдавии кумовство ценится чрезвычайно. Ющенко возвёл кумовство ранг государственной политики. Или даже межгосударственной – если учесть его связи с Саакашвили.

Что было потом – всем хорошо известно. С Юлей против донецких, потом – с донецкими против Юли. Разделяй и властвуй!

Но! Потом сами «любі друзі» перессорились между собой. И проиграли. Крах Ющенко был определён жадностью, непомерными амбициями и коррупционными приоритетами «любих друзів».

Сегодня они снова собираются вместе. Собираются, чтобы сделать римейк Ющенко. Но ставку теперь делают на Арсения Яценюка – как молодую копию Виктора Ющенко.

Яценюк не менее амбициозен, чем Ющенко. К обоим присматриваются в Госдепартаменте США. У Ющенко – американская жена, у Яценюка – американская сестра. Обе исповедуют нетрадиционные культы (как правило, все нетрадиционные культы активно контролируются ЦРУ). Жена Ющенко была активной сторонницей культа РУНВИРА Лева Силенко и полонялась Даждьбогу (о чём свидетельствуют публикации с эмигрантской прессе). Сестра Яценюка – опять же, по свидетельству прессы – является активной участницей движения сайентологов.

И Яценюк, и Ющенко самовлюблённы, амбициозны, высокомерны, демагогичны, любят власть и стремятся к власти. У обоих – мессианская риторика. В то же время оба – с ярко выраженной астенической доминантой, они быстро утомляются, стараются переложить все трудности на других, уйти от активного общения с живыми людьми. Им более комфортно в роли Памятника, чем Трибуна. Оба ориентированы на западноукраинский электорат – с пренебрежением к Востоку Украины.

«Любі друзі» сегодня во многом стоят перед необходимостью решения тех же задач, которые начертили десять лет тому назад. Порошенко не смог пробить себе влиятельное место в исполнительной власти. Уйти с поста министра иностранных дел на роль свадебного генерала в НБУ – это было не просто понижение, а откровенное унижение. Жвания понимает, что не сегодня – завтра он может потерять контроль над «Энергоатомом», а заодно – и над объектами в Луганской области. Мартыненко уже потерял свои позиции в Киеве. Им нужен новый проект, с которым они могут стартовать в будущее. Это – своего рода ультиматум и шантаж «донецких». И своего рода стартовая площадка. В их замысле Яценюк – это инструмент.

Предложение от них звучит просто и откровенно: «Мы можем вместе с вами громить Юлю. Это будет стоить столько-то. А можем работать автономно – но вы же сами понимаете: только мы знаем, как управлять Яценюком и как ядерную реакцию направить в мирное русло. Спросите у Пинчука, Юрушева или Фирташа – они вам расскажут, что Яценюк неуправляем. А мы можем сделать его управляемым».

Точно те же мессиджи шли в 2003 – 2004 годах в Администрацию Кучмы: мол, мы – акционеры проекта «Ющенко». И с нами надо считаться, иначе мы запустим этот проект по полной. С привлечением народных масс. Тогда «любим друзям» не поверили. Сейчас – возможно – поверят.

Фото: Макс Левин

Понимает ли Яценюк, что он – по сути – только инструмент в руках политических дельцов? Что у него есть серьёзное уязвимое место: он – не кум! Понимают ли Матвиенко, Катеринчук и Гриценко, что они – лишь фон для повышения веса Яценюка? Кстати, о Гриценко. Особо. Он-то как в этой компании оказался? Мое к нему ровное уважение, уж было сменилось удивленным восхищением. Покамест бизнес-оппозиция в День Соборности собирала пазлы, подтверждающие, что технологии у «Фронта» прежние, Гриценко – с трибуны Софиевской площади – внятно поговорил с Януковичем. Но…

Понимают ли они все вместе взятые, что как только «любі друзі» получат гарантии и преференции, сам проект может быть закрыт? Наверное, понимают. Но в то же время верят в страстную любовь американцев к разного рода римейкам. И в то, что если откажутся платить «любі друзі», то заплатят американцы. Так или иначе, рано или поздно, именно – в канун очередных выборов, встанет вопрос: а как места в списке делить-то? Сегодня-то все равны (что, наверняка, стало определенным аргументом для Анатолия Степановича), оно понятно, но как, позвольте, делить? По справедливости? То есть, с учетом того, кто сколько взял в последнюю кампанию. Последней, напомню, была местная. Мысль дальше развивать?

С другой стороны, Яценюк уже привык к роли этакого «колобка», который и от дедушки ушёл, и от бабушки (извините, Юлия Владимировна) ушёл, и от Порошенко с Мартыненко уйдёт…

Фото: Макс Левин

Изюминка состоит также в том, что малейшее изменение ситуации в Украине, где роль личности особо влияет на историю, может привести к изменениям в самом проекте. Предположим, что завтра уходит в отставку Хорошковский или же чаша весов склоняется в сторону Клюева. В этой ситуации Порошенко получает обратно свои телевизионные лицензии, возможно – обретает некое кресло (вы будете смеяться, но – говорят – он снова претендует на пост Министра иностранных дел) и фактически замораживает финансирование проекта. Та же ситуация – и с Мартыненко. Для них бизнес-оппозиция и бизнес-оппозиционный проект – это способ решения собственных интересов. Они отнюдь не похожи на романтиков или альтруистов, чтобы поддерживать Сеню, Колю и двух Толь - именно так, именно личностей, ибо идеологии в этом проекте попросту нет и быть не может.

Но даже отход «любих друзів» уже не повлияет на сам проект – бизнес-оппозиция как явление уже появилась и проявилась. Сегодня – как ни странно – ей может помешать только один фактор – Тигипко, вечно перспективный и вечно с джокером в кармане. Он никогда не станет оппозиционером, но с приближением решающих выборов всегда будет конкурентом. Эта роль – не оппозиционера, но конкурента – всегда будет амплуа Сергея Леонидовича. Он способен собрать под свои знамёна не бизнес-оппозицию, но качественно другой бизнес, иного уровня и иного веса. Особенно если изучит уроки осеней кампании 2010 года.

Выборы 2015 года приближаются. 2004-й тоже готовился заранее. Действующие лица – всё те же. «Икона» - другая.

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram