ГлавнаяКультура

Дневник «Молодости»: итоги

Итак, завершился 40-й международный кинофестиваль «Молодость». Фестиваль был сложный в плане организации и насыщенный в плане программы, в рамках которой было показано около 400 фильмов.

Дневник «Молодости»: итоги
Фото: Макс Левин

Итак, завершился 40-й международный кинофестиваль «Молодость». Фестиваль был сложный в плане организации и насыщенный в плане программы, в рамках которой было показано около 400 фильмов. Не будем забывать, что главным на кинофестивале все же является кино, к которому мы еще будем возвращаться, но пока что необходимо подвести итог «Молодости» и поговорить о проблемах, с которыми столкнулся фестиваль.

Впрочем, начнем с положительных впечатлений: раздачи призов.

Гран-при весьма справедливо, хоть и предсказуемо, получил фильм Сергея Лозницы «Счастье мое». Это очень талантливо сделанная картина о том, как может развиться ситуация, в которой мы с вами находимся – ситуация пограничная, следующим шагом в которой будет полнейший беспредел и потеря облика человека разумного как такового. Очень многие увидели в фильме «чернуху», упадничество и пораженчество, но Лозница пошел дальше, не смакуя, как это любят делать режиссеры так называемой российской «новой волны», мрачность нашего с вами существования. Он документалист и слов и кадров на ветер не бросает, это нужно учитывать при просмотре его фильма. За это ему и дали гран-при (а не за это, что это якобы украинская картина, она такая же украинская, как немецкая или голландская).

Фото: Макс Левин

Приз за лучший полнометражный фильм получил конкурсант из Швеции – задорная и легкая лента «Звуки шума», о которой мы уже писали. Он же получил приз зрительских симпатий.

Фильм «Високосный год» режиссера Майкла Роу, который, на мой взгляд, был еще одним полноправным претендентом на гран-при, тоже получил справедливую награду: приз Ива Монтана молодому исполнителю получила Моника дель Кармен, актриса, рискнувшая сыграть главную роль в этом фильме. Раньше Моника работала в детском театре, а сейчас – играет в серьезной пьесе в Париже, что, несомненно, является подтверждением ее актерского мастерства.

Моника дель Кармен, кадр из фильма "Високосный год"

Приз за лучший короткометражный фильм разделили «Угнетенное большинство» (Франция) и «ДевушкаКакЯ» (Германия). Лучшим студенческим фильмом был признан «Я, Гельмут» (Германия), а специальным дипломом в этой номинации был отмечен фильм «Вот и я» (Венгрия).

В этом году конкурс короткого метра (в том числе и студенческих работ) был чуть ли не самым сильным за все годы, чего, к сожалению, не скажешь о конкурсе полнометражных фильмов, производившем, на первый взгляд, неплохое впечатление.

Вспоминая прошлый год, где сильных и по-хорошему спорных лент было заметно больше, отбор фильмов в этом году, мягко говоря, обескуражил. Конкурс полного метра не соответствовал уровню юбилейного кинофестиваля: в случаях, когда к названию фестиваля приставляют неоднозначную приставку «XL», таких проколов, какие допустили отборщики в этом году, быть не должно. Скажем, что на фестивале делал голландский фильм «Приходит женщина к врачу»? Режиссер Рейнаут Урлеманс – успешный актер мыльных опер, но кто ему сказал, что с таким опытом можно снимать фильмы и отправлять их фестивали? «Приходит женщина к врачу» уже самим своим названием, намекающим на начало анекдота, выдает в себе спекуляцию нижайшего порядка на больные темы, в частности, на тему рака. Чем было вызвано желание взять его в конкурс? То же самое касается фильмов «Манду», «Чужая» и «Тегеран» – картин на заезженные темы, которые были преподнесены, к тому же, без какой-либо доли оригинальности.

Кадр из фильма фильм "Приходит женщина к врачу"

Другое дело, что неумело подобранный конкурсный состав был замаскирован хорошими фильмами Левана Когуашвили, Дмитрия Мамулии (опыт просмотра его фильма, конечно, своеобразный, но очень полезный), Майкла Роу и Сергея Лозницы. Есть даже ощущение, что навязчивое анонсирование украинской премьеры фильма «Счастье мое» делалось лишь затем, чтобы пустить всем пыль в глаза и закрыть образовавшиеся в конкурсной программе дыры.

Отдельно нужно сказать о церемониях открытия и закрытия фестиваля. Церемония открытия была милым недоразумением по сравнению с тем, что происходило вечером 31 октября на сцене Национальной Оперы. Тогда Рената Литвинова бодро шутила, не желая читать с листка, Жерар Депардье лез ко всем целоваться, а Фанни Ардан зачем-то спела русский романс. Все это цветочки, ягодки были на закрытии. Если не сделать правильных выводов, «Молодость» рано или поздно превратится в варенье, или того хуже: в повидло.

Церемонию закрытия украшала собой некая Камалия, возомнившая себя певицей и актрисой – фильмом с ее участием представляли Украину на Каннском кинорынке. Удивительно, как после этого Канны не запретят въезд всех граждан нашей страны на свою территорию. Это удивительное создание томно вышагивало по сцене, открывая рот под фонограмму, и после первой песни, «спетой» под неистовые содрогания балета, скомандовало: «Уберите микрофонные стойки, они мешают мне работать». «Доработав» еще две композиции, которые в общей сложности длились немного больше, чем вечность, она гордо удалилась, чтобы потом вернуться в новом наряде и вручить главный приз Сергею Лознице (завораживающее было зрелище).

Фото: kp.ua

С таким же пацанским наездом подошла к своему «выступлению» народная артистка Людмила Гурченко, которая при своем немолодом уже возрасте все еще ведет иллюзорную жизнь, наверняка слабо себе представляя, как это выглядит со стороны. Гурченко, которая, казалось, вот-вот рассыплется в прах, проковыляла на сцену и после брошенной фразы «ну давайте музыку», тоже спела песню. И даже две. Для полного счастья не хватало только цыганского ансамбля.

Олесь Довгий, вручавший приз зрительских симпатий, как капризное дитя требовал аплодисментов, Сергей Бондарчук, глава опекунского совета фестиваля, признавался в любви Людмиле Гурченко так долго, что на миг показалось, что она заснула стоя, а директор компании «МСЛ», которая заведует лотереями и по совместительству является главным спонсором призов «Молодости», так увлеченно распространялся о духовной близости кинофестиваля и «Спортлото», что назвал Украину Россией. Впрочем, всем уже было без разницы, лишь бы побыстрее церемонию закончили.

Фото: kp.ua

Явно не будет преувеличением, если я скажу, что «Молодость» постиг кризис среднего возраста, начавшийся несколько лет назад и достигший своего апофеоза именно в этот, юбилейный кинофестиваль. Все, что было недоработано в прошлые годы, вылезло огромными нарывами на теле только что закончившегося киносмотра. Слабый полнометражный конкурс, недоразумения с показами и субтитрами, обремененные совершенно ненужным для фестиваля молодых кинематографистов пафосом и претензией церемонии открытия и закрытия – это проблемы, которые предстоит решать «Молодости» в ближайшие годы. Надеюсь, что команду фестиваля ждет обновление и, вследствие этого, улучшение, а Андрей Халпахчи, директор киносмотра, найдет золотую середину между потаканием желаниям спонсоров (от этого в нашей стране, к сожалению, никуда не деться) и действительно качественными, интересными решениями в плане приглашения гостей и организации всего, что касается открытия и закрытия фестиваля.

Именно тогда «Молодость» сможет дышать полной грудью, избавится от пелены из гламурных стразиков и спонсорских капризов, и вернет себе статус независимого кинофорума молодых кинематографистов. В противном случае, фестиваль ожидает деградация до уровня деревенского киноклуба, совмещенного с коллекцией антиквариата. «Молодость» попросту состарится.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram